, Александр (Roslin, Alexander) 1718, Мальме — 1793, Париж. Шведский живописец. Учился у портретиста Г. Шредера в Стокгольме (1736—1739). Работал в Швеции (1741—1745), состоял портретистом при бранденбургском дворе (1745—1747). В 1747—1751 работал в Италии. С 1752 жил в Париже, откуда выезжал в Швецию (1744), Россию (1775—1777). С 1753 член Академии живописи и ваяния в Париже. С 1773 почетный член Академии художеств Стокгольма. А. Рослин был видным портретистом века Просвещения. Писал в основном парадные портреты (Барон де Нобург-Кромьер, 1756; Портрет баронессы де Нобург-Кромьер, оба — Стокгольм, Нац. музей), изображая модели в ярких костюмах, украшенных гирляндами цветов, позументами. О групповых портретах художника писал Д. Дидро, сравнивая их с работами Греза и полагая, что образы Рослина более чопорны. На полотне Портрет семейства Дженингс (1769, Стокгольм, Нац. музей) в интерьере парижского особняка изображены у клавесина известный шведский торговец бронзовыми изделиями Джон Дженингс, его брат и супруга. В традиции северных мастеров Рослин детально выписывает предметы интерьера, и вся сцена напоминает скорее "сцену собеседования". Более глубоки образы в полотнах Портрет старшей дочери (Париж, Лувр), Автопортрет (Флоренция, галерея Уффици). В духе увлечений века художник изображает дочь у статуи Гомера с гирляндой цветов. В России были исполнены портреты великого князя Павла Петровича (1777), его первой супруги — великой княгини Наталии (1776), его второй супруги — великой княгини Марии Федоровны (1777), портрет Екатерины II в рост (1776—1777), президента Академии художеств в Петербурге И. И. Бецкого (1777), портрет князя З. Г. Чернышова (ок. 1776), градоначальника Москвы, Портрет неизвестного в кафтане (1764, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).
Лит.: Roslin and Wertmuller. Some unpublished documents // Gazette des Beaux Art. 1944. April. P. 221—230; Le Soliel et Etoile du Nord. La France et la Suide au XVIII siecle. Galerie nationale du Grande Palais. Paris, 15 mars — 13 juin, 1994; Catherine the Great and Gustav III. Nationalmuseum 9 october 1998 — 28 February 1999. Helsingborg, 1999; Face to face. Portraits from Five Centuries. National museum, Stockholm. 2002. Verone, 2002.
Е. Федотова
0.00 байт
Гігієнічне нормування нового регулятора росту рослин прогексадіон-кальцію в об’єктах агроценозу яблу
Целью исследования была эколого-гигиеническая оценка регулятора роста растений Регалис и научное обоснование гигиенических нормативов его действующего вещества прогексадион-кальция в яблоках, яблочном соке и почве.