Росси
(де Росси) — танцовщик придворного балета конца XVIII столетия; француз по происхождению, он приехал в Россию в 1779 году и был принят на службу в придворный балет 1-го июля того же года с жалованьем по 600 рублей в год; в средине 1780-х годов он женился на только что выпущенной тогда из Театрального Училища фигурантке Марии Молодецкой, которая впоследствии, благодаря своим недюжинным способностям, сделалась довольно известной солисткой. Танцовщик де Росси прослужил в придворном балете более двенадцати лет и 1-го января 1792 года, ввиду преклонного возраста, вышел в отставку. Свыкшись с Россией, он жил в ней до самой своей смерти.
"Архив Дирекции Императорских Театров", Изд. Дирекции Импер. Театров, вып. І (за 1746—1801 гг.), СПб. 1892 р., Отд. I, Отд. II и Отд. III.
Я
.
Е.
{Половцов}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
РОССИ
Карл Иванович (1775–1849) — русский архитектор, представитель позднего классицизма. Рас-цвет творчества Росси начинается после его возвращения в 1815 г. в Петербург, когда он создает целый ряд монументальных архитектурных ансамблей, во многом определивших облик центра города. Среди них — дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818–1822), здание Русского музея (1819–1825), ансамбль площади Искусств (Михайловской площади) (1819), ансамбль Главного штаба (1819–1822) (при этом был создан триумфальный въезд на Дворцовую пло-щадь), ансамбль Александринского театра (1828–1839), здания Сената и Синода (1829–1834) (они завершили формирование Сенатской площади). Росси стал одним из создателей русского варианта стиля ампир. Для него характерны не только разработка крупнейших архитектурных ансамблей, но и внимание к мельчайшим дета-лям их интерьеров, их гармоничное сочетание со скульптурой. Основной идеей, воплощавшейся Росси в его творчестве, была патриотическая идея величия России, отражение ее побед в войне 1812 г. Это привело к подчеркнуто триумфальному характеру сооружений архитектора.
Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012
РОССИ
rossi) Карл Иванович (1775, Санкт-Петербург – 1849, там же), русский архитектор, итальянец по происхождению, представитель стиля ампир. Сын итальянской балерины Г. Росси, приглашенной дирекцией императорских театров в Санкт-Петербург. Большую часть жизни прожил в России. С 1796 г. был помощником В. Ф. Бренны на строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1802–03 гг. учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Санкт-Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его императорского Величества» (1806), а с 1809 г. – Кремлевской экспедиции в Москве. До 1815 г. работал как градостроитель в Бежецке, Кашине, Старице, Торжке, получил чин коллежского советника, возвратился в Санкт-Петербург, став в 1816 г. одним из учредителей и главных архитекторов Комитета строений и гидравлических работ.
Росси виртуозно решал все архитектурные задачи – от планировки крупнейших ансамблей до разработки в мельчайших деталях убранства интерьеров. При проектировании Михайловского замка сам разрабатывал эскизы интерьерных росписей и рельефов, мебели и осветительных приборов, тем самым добиваясь характерной для ампира универсальной цельности стиля. В 1809 г. обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери (архитектор М. Ф. Казаков). В 1815–26 гг. работал в Павловске над зданием библиотеки дворца, в 1818–22 гг. создал дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове в Санкт-Петербурге.
Славу Росси принесли его монументальные ансамбли в центре столицы, полностью преобразившие ее облик. Грандиозный размах, ясность объемно-пространственной композиции, разнообразие архитектурных решений сделали его ансамбли вершиной градостроительного искусства русского классицизма, выразили величие и могущество России, одержавшей победу над Наполеоном. В 1819 г. архитектор реконструировал Дворцовую площадь: два одинаковых дугообразных фасада здания Главного штаба и министерств он объединил триумфальной аркой над Морской улицей. При строительстве дворца для великого князя Михаила Павловича (1819–25; ныне – Государственный Русский музей) были проведены масштабные работы по реконструкции застроек между Невским проспектом и Марсовым полем. Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца к Невскому проспекту – главной магистрали города, спроектировав площадь (ныне – площадь Искусств), перепланировал окружение Марсова поля, куда был обращен другой фасад дворца. При перестройке Аничковой усадьбы (1816–18) архитектор полностью преобразил территорию от Невского проспекта до Чернышева моста через Фонтанку. В 1828–34 гг. был построен Александринский театр, от заднего фасада которого начиналась Театральная улица (ныне улица Зодчего Росси), оформленная двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами. В 1832 г. Росси ушел в отставку, последний спроектированный им ансамбль зданий Сената и Синода был осуществлен в 1829–34 гг. архитектором А. Е. Штаубертом.
Триумфальный характер построек Росси, выразительность ордерных композиций, гармоничное сочетание архитектуры с аллегорической скульптурой (с Росси сотрудничали В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов, исполнившие скульптурный декор арки Главного штаба и Александринского театра) и по сей день во многом определяют облик Санкт-Петербурга.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007