Россия, разд. Русский флот (современное состояние)

Найдено 1 определение
Россия, разд. Русский флот (современное состояние)

Р настоящее время все суда русского флота разделяются на 4 ранга: I ранг: 1) императорские яхты, 2) эскадренные броненосцы, 3) часть броненосцев береговой обороны, 4) крейсера I ранга; II ранг: 1) броненосцы береговой обороны, 2) мореходные канонерские лодки, 3) учебные суда, 4) крейсера II ранга, 5) минные крейсера, 6) часть пароходов, 7) часть транспортов; III ранг: 1) канонерские лодки береговой обороны, 2) шхуны, 3) миноносцы, 4) транспорты, 5) пароходы, 6) часть портовых судов, 7) часть плавучих маяков; IV ранг: 1) пароходы, 2) портовые суда, 3) плавучие маяки. В 1898 г. в русском флоте эскадренных броненосцев было 17; из них самый старый - "Петр Великий", спущенный в 1872 г. тип низкобортного броненосца, с 2-мя башнями для 4-х 12´´ орудий и без артиллерии среднего калибра. В 1886 и 1887 годы спущены на воду броненосцы "Чесма", "Екатерина II" и "Синоп" одного и того же типа (чертеж их см. в статье Корабль), с центральным казематом для 3-х башен и двумя 12´´ орудиями на каждой; на них уже имеется артиллерия среднего калибра (6´´), но она расположена на концах батарейной палубы и стрельба из 12´´ орудий мешает их действию; поэтому последующие броненосцы снабжены орудиями большого калибра ближе к конечностям. В 1887 и 1889 годы спущены "Император Александр II" и "Император Николай I" одного и того же почти типа: два 12´´ орудия в башнях в носу, за ними у бортов - орудия среднего калибра (8´´ и 6´´). Все эти броненосцы имеют пояс брони по грузовой ватерлинии по всей длине судна; толщина брони наибольшая - 16´´ (у типа "Чесмы"). Следующие броненосцы: "Двенадцать Апостолов" (1890), "Георгий Победоносец", "Наварин" (1891), "Три Святителя" (1893), "Сисой Великий" (1894), "Ростислав" (1896) имеют 2 башни для 2-х 12´´ орудий (кроме "Ростислава", имеющего 10´´ орудия), по одной на каждой оконечности, и между ними каземат с орудиями среднего калибра. Вместо бортовой брони во всю длину грузовой ватерлинии у них имеется лишь пояс в середине судна на 2/3 длины, над которым поставлены еще 1 - 2 пояса меньшей толщины и длины; всякий пояс бортовой брони замыкается в оконечностях траверзною (поперечной) броней; далее в оконечность идет выпуклая карапасная палуба (см. Корабль), снижающаяся к концу. Броненосцы "Полтава", "Петропавловск" (1894) и "Севастополь" (1895), одного и того же типа, отличаются от предыдущих тем, что между большими башнями для 12´´ орудий расположены по борту с каждой стороны еще две малые башни для 6´´ орудий. Бронирование той же системы, но броня лучшего качества и более тонкая (до 10´´). Последние броненосцы, "Пересвет" (1897) и "Ослябя" (1898 г., длина 426 1/2´, ширина 71´ 6´´, углубление 26´, водоизмещение 12 700 тонн), имеют уже новую систему бронирования - пояс по всей грузовой ватерлинии, за которым имеется еще наклонная палубная броня: артиллерия у них состоит из 4-х 10´´ орудий в башнях (по две пушки в каждой) на оконечностях и 6´´ - орудия в батарее. Скорость хода от 14 узлов у "Петра Великого" до 18 узлов на "Пересвете" и "Ослябе". В состав броненосцев береговой обороны входят прежние "броненосные батареи": "Первенец", "Кремль" и "Не тронь меня" (1863 - 64), 11 мониторов (1864), две низкобортные, прежние "двухбашенные лодки" "Смерч" (1864) и "Чародейка" (1867), поповки "Новгород" (1873) и "Вице-адмирал Попов", трехбашенные низкобортные броненосцы "Адмирал Лазарев" (1867) и "Адмирал Грейг" (1867), двухбашеные "Адмирал Чичагов" и "Адмирал Спиридов" (1868). Все эти суда железные, с полной бортовой броней и артиллерией старого образца; у "батарей" наибольший калибр - 8´´, у мониторов и "лодок" - 9´´, у остальных - 11´´, кроме "Вице-адмирала Попова", имевшего 12´´ орудия. Новейшие броненосцы береговой обороны: "Адмирал Ушаков" (1893), "Адмирал Сенявин" (1894) и "Генерал-адмирал Апраксин" (1895), одного и того же типа, имеют две башни, каждая с двумя 10´´ орудиями, в носу и корме; между ними каземат с 4,7´´ орудиями. Скорость хода у броненосцев береговой обороны и у мониторов - 6 узлов, у "Адмирала Лазарева", "Адмирала Грейга", "Адмирала Чичигова", "Адмирала Спиридова" - от 10,5 до 11 узлов, у новейших трех - до 16 узлов. Из крейсеров 1-го ранга наиболее старый - "Князь Пожарский" (1867), затем идут "Генерал-Адмирал" (1873) и "Герцог-Эдинбургский" (1875). Все они имеют пояс брони по грузовой ватерлинии и артиллерию, в каземате, из 8´´ и 6´´ орудий. Построенный в 1877 г. крейсер "Минин" первоначально был типа английского броненосца "Captain", но после гибели последнего был радикально переделан и превращен в равноугольный крейсер; он получил четыре 8´´ орудия на бортовых выступах в носу и корме и батарею из 12-ти 6´´ орудий по верхней палубе. Построенные в 1882 и 83 годы крейсеры "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской" представляют собой увеличенный и усовершенствованный тип "Минина". У них вместо 8´´ орудий - 6, в числе 5 на "Владимире Мономахе" и 6 на "Дмитрии Донском"; кроме того, батарея из 4,7´´, скорострельных пушек. Построенный в 1885 году крейсер "Адмирал Нахимов" имеет на верхней палубе четыре башни (барбетные), в каждой оконечности и у миделя, с двумя 8´´ орудиями в каждой. "Память Азова" имеет 8´´ орудия в носовых выступах с борта и батарею из 6´´ по борту. Спущенный на воду в 1892 г. крейсер "Рюрик" имеет четыре 8´´ орудия на бортовых выступах, 16 - 6´´ и около 30 скорострелок. С "Рюрика" начинается разработка и постройка больших крейсеров, с сильной артиллерией, броней, машиной, дающей крейсерам ход до 18,5 узлов и выше и запасом угля, достаточного для одного рейса из Петербурга до Владивостока. Следующий крейсер, "Россия", 3-винтовой, с боевым рангоутом, представляет собой усовершенствованный тип "Рюрика", но большего водоизмещения ("Рюрик" - 10 930 тонн, "Россия" - 12 200 тонн). Того же типа и "Громобой", в мае 1899 г. спущенный на воду. Из неброненосных крейсеров "Память Меркурия" (1879), "Светлана" (1897) и "Адмирал Корнилов" (1887) построены во Франции; имеют лишь палубную броню; артиллерия - батарея на верхней палубе, из 6´´ орудий; наиболее сильный из них - "Адмирал Корнилов". Строящиеся в настоящее время в Санкт-Петербурге "Паллада", "Диана", "Аврора" - одного и того же типа, защищены тоже палубной броней и имеют артиллерию из 6´´ пушек. Скорость хода этих трех судов и "Светланы" - 20 узлов, у остальных - 14 и 17,5; наибольшее водоизмещение - 6600 тонн. Из крейсеров II ранга - 9 клиперов (см. Корабль); затем "Азия" и "Африка", купленные в Америке в 1874 - 77 годы и переделанные из коммерческих судов; "Рында" (1885), построенная в Санкт-Петербурге, имеет легкую палубную броню (предыдущие - совершенно без броневой защиты). Скорость этих крейсеров не превышает 14,5 узлов; артиллерия - калибром не свыше 6´´. Из 15 мореходных канонерских лодок 11 защищены лишь палубной броней, 4 последняя - бортовой, не подходящей, впрочем, до самого носа. Наиболее старая - "Сивуч" (1884), новейшая - "Грозящий" (1890). "Гремящий", "Отважный" (1892), одного и того же типа; "Храбрый" (1895) - того же типа, но не изменена артиллерия и верхняя постройки. Вооружение всех этих лодок состоит или из одной 9´´ в носу или двух 8´´ пушек на выступах в носовой части; кроме того, у них имеется в корме одна 6´´ пушка. Исключение составляет "Гиляк", вооруженная одной лишь скорострельной артиллерией; он назначен для плавания, в случае надобности, в китайских реках, почему имеет осадку всего лишь 8´ 6´´. Скорость хода лодок - от 12 до 15 узлов, водоизмещение - от 950 до 1500 тонн. Канонерские лодки береговой обороны: "Мина" (1861), "Ерш" (1874), "Бурун", "Туча", "Вихрь", "Дождь" (1879), "Снег", "Гроза" и "Буря" (1881). Кроме первой, все они смешанной постройки, величины небольшой (около 200 - 400 тонн водоизмещения), малой скорости (6 - 9 узлов) и вооружены одним 11-дм орудием старого образца в носу (кроме "Тучи" и "Мины") и несколькими скорострелками. Минных крейсеров 9; первым из них построен "Лейтенант Ильин" (1886), затем подобный ему "Капитан Сакен" (1889). Оба - около 700 тонн водоизмещения и скоростью первый 18,5 узлов, второй 20 узлов. Остальные 7 ("Казарский", "Воевода", "Посадник", "Гриден", "Всадник", "Гайдамак", "Абрек") меньших размеров (400 - 500 тонн), но большей скорости (21 узел); построены они в 1889 - 96 годы; вооружены скорострельной артиллерией и минными аппаратами; назначение их - отражать минные атаки, служит для разведок и т. п. Миноносцев имеется: в Балтийском море - 48, в Черном море - 22, в сибирском флоте - 11 штук. Водоизмещение их - около 100 тонн, скорость хода - около 20 узлов. В числе миноносцев балтийского флота имеются "Сокол" и еще четыре судна того же типа, известного под именем истребителя миноносцев; они сравнительно больших размеров (200 - 400 тонн), имеют большую скорость (около 30 узлов), несколько скорострелок; назначение их - истреблять неприятельские миноноски и производить минные атаки. Кроме перечисленных, в русском флоте имеются еще суда учебные, транспортные, портовые и т. п. Все перечисленные суда распределены по морям Балтийскому, Черному, Каспийскому и Восточному океану, составляя Балтийский флот (в 1898 г. на воде 10 броненосцев эскадренных, 22 броненосца береговой обороны, 12 крейсеров I ранга, 9 - II ранга, 5 мореходных канонерских лодок, 10 канонерских лодок береговой обороны, 4 минных крейсера, 44 миноносца и др.; сюда же причислены 6 Императорских яхт), Черноморский флот (8 экстренных броненосцев, 2 броненосца береговой обороны, 1 крейсер I ранга, 1 - II ранга, 3 минных крейсера, 6 мореходных канонерских лодок, 22 миноносца и др.), Каспийскую флотилию (2 канонерские лодки, 4 парохода и т. п.) и Сибирскую флотилию (2 крейсера I ранга, 4 мореходных канонерских лодки, 2 минных крейсера, 11 миноносцев и др.). Весь строевой состав флота, вместе с судами распределен по экипажам, учрежденным в 1810 г.; каждый экипаж имеет приблизительно от 900 до 1100 человек нижних чинов. В Балтийском флоте имеются гвардейский экипаж, флотские экипажи от № 1 до № 27 включительно, ревельский флотский полуэкипаж и свеаборгская флотская рота; в Черноморском - флотские экипажи от № 28 до № 37 включительно; в Каспийском море - каспийский флотский экипаж; на Востоке - сибирский флотский экипаж. Суда распределяются по возможности равномерно между экипажами, причем в каждом, по возможности, должно быть судно I ранга. Экипажи Балтийского флота разделяется на 2 дивизии; черноморские составляют одну дивизию; каждая дивизия имеет начальником старшего флагмана (вице-адмирала), в помощь которому состоят младшие флагманы (контр-адмиралы). Все береговые учреждения в русском флоте распределяются по портам, которые разделяются на главные порты и порты второго разряда. Главные порты - Кронштадт, Санкт-Петербург и Николаев, 2-го разряда - Ревель, Свеаборг, Севастополь, Батум, Баку, Владивосток, порт Императора Александра III (в Либаве) и Порт-Артур; кроме того, на Каспийском море имеется Астрабадская морская станция. Главные порты (кроме Санкт-Петербурга) управляются главными командирами, в ведении которых состоят все морские учреждения, чины и суда в порте. С должностью главного командира Николаевского порта соединяется звание главного командира Черноморского флота и портов Черного моря. Ближайшее заведование портом и его мастерскими вверяется капитану над портом, а заведование личным составом, строевой частью и движением судов - начальнику штаба в порте. В Санкт-Петербургском порту строевые команды непосредственно подчинены начальнику главного штаба; капитан над портом называется командиром порта. В портах второго разряда имеются лишь командиры порта, ведающие и строевыми чинами, и портовыми мастерскими и т. п. Судостроительная деятельность в русском флоте производится в Санкт-Петербурге (на Балтийском заводе, в Новом Адмиралтействе, Галерном островке), Николаеве и Севастополе (в Адмиралтействах) и, кроме того, на нескольких частных заводах. Капитальный ремонт производится в доках в Кронштадте, Либаве, Севастополе, Владивостоке и Порт-Артуре. Казенная постройка машин производится на заводах Балтийском, Кронштадтском пароходном и Адмиралтейском Ижорском, в Севастопольском адмиралтействе и в мастерских Владивостока и Порт-Артура. Артиллерия изготовляется на Обуховском заводе, в Санкт-Петербурге. Броня прокатывается на том же заводе, а также на Адмиралтейских Ижорских заводах. Личный состав. Нижние чины комплектуются, по уставу о воинской повинности, из набора новобранцев, производимого военным ведомством; могут поступать также охотники и вольноопределяющиеся; последние называются юнкерами флота и могут по экзамену быть производимы в офицеры. Для подготовки старших специалистов из нижних чинов (минеров, командоров, гальванеров и т. п.), а также и унтер-офицеров (квартирмейстеров, боцманматов, боцманов) служат школы: 1) машинистов и кочегаров, 2) рулевых и сигнальщиков, 3) судовых содержателей и писарей, 4) минная школа и 5) водолазная школа, а также учебные команды. Выслужившие обязательный срок службы нижние чины могут, по экзамену, быть производимы в чины кондукторского звания (среднее между нижним чином и офицером) - старшие боцманы, машинные, минные, артиллерийские кондукторы, шкиперы, старшие баталеры, старшие содержатели (минно-артиллерийские и машинные) и старшие фельдшеры. Для подготовки офицеров служат Морской кадетский корпус и Морское инженерное училище Императора Николая I. Первый выпускает флотских офицеров, второе - корабельных инженеров и инженер-механиков флота. Для подготовки специалистов имеются минный офицерский класс, класс минных механиков, артиллерийский офицерский класс, водолазная офицерская школа в Кронштадте, стрелковая школа в Ораниенбауме. Морская академия в Санкт-Петербурге имеет 3 отдела - гидрографический, кораблестроительный и механический; кроме того, при Академии в 1890-х годах учреждены Курсы военно-морских наук. Морские офицеры имеют право поступать в Михайловскую артиллерийскую и Александровскую военно-юридическую академию; окончившие курс в последней поступают в военно-морские судебные чины. Для производства береговых строительных работ имеется корпус инженеров и техников морской строительной части, из лиц, окончивших военную инженерную академию или институт путей сообщения (инженеры) и техников гражданских ведомств (или кондукторов военного ведомства). Для повышения в чинах офицеры и др. чины флота и корпусов должны выполнять особый ценз (см. Морской ценз); не выполнившие его увольняются от службы или же могут занимать береговые должности, с переименованием в чины по адмиралтейству (военно-пехотные); сюда же причисляются и офицеры Военно-морского судебного ведомства, а также выслужившиеся из нижних чинов до выхода положения о кондукторских званиях, и офицеры, перешедшие из военного ведомства для обучения в экипажах строевым занятиям. Вооружение чинов морского ведомства: строевые нижние чины имеют палаш и винтовку (3-линейную, 1891 г.), офицеры и фельдфебеля (боцманы) - саблю и револьвер, чины кондукторского звания - саблю укороченного образца (кроме старших боцманов, имеющих офицерскую саблю). Вне строя офицеры носят кортик, который является единственным оружием у гражданских чинов и инженерных чинов морского ведомства. Десант вооружается пушками Барановского (2,5 дюйма), на полевых лафетах. Кроме того, Высочайшим повелением от 24 января 1898 г. назначено на усиленное судостроение еще 90 миллионов рублей. На эту сумму к 1 марта 1899 строились следующие суда - эскадренные броненосцы: "Бородино" и "Победа" (в Санкт-Петербурге), "Ретвизан" (в Америке), "Цесаревич" (в Тулоне), крейсеры "Баян" (в Тулоне), "Варяг" (в Филадельфии), "Богатырь" (в Штетине), "Аскольд" (в Киле), "Новик" (в Эльбинге), миноносцев 5 в 350 тонн, 5 в 312 тонн водоизмещения и 4 - типа "Сокол" (строятся в Германии, Франции и Англии), транспорт "Енисей" - в Санкт-Петербурге. Литература. Ф. Веселаго, "Материалы для истории русского флота" и "Краткая история русского флота" (Санкт-Петербург, 1893); Боголюбов, "История корабля" (Москва, 1880); Беляев , "Очерк русского военного судостроения и крейсер "Владимир Мономах" (Санкт-Петербург, 1885); Окунев , "Руководство по теории и практике кораблестроения" (Санкт-Петербург, 1866); "Военные флоты", издание великого князя Александра Михайловича (ежегодное); А. Долгов, "Очерк военно-морской администрации" (Санкт-Петербург, 1896). Р. Л-н.

Источник: Биографический словарь. 2008