Р России уже вследствие ее географического положения, всегда были отдельные люди, изучавшие для торговых или дипломатических целей тот или другой восточный язык. Из средневековых русских путешественников на Восток замечателен тверской купец Афанасий Никитин (XV век), оставивший ценное описание Индии. Преподавание восточных языков и научные изыскания в области востоковедения начались у нас с того времени, когда вообще появились первые правильно устроенные школы и первые научные деятели. Уже Петр Великий принял меры к открытию школ для практического изучения восточных языков (из них первой была японская школа, открытая в Петербурге в 1705 г.); с той же целью были отправлены молодые люди в Персию, Турцию, Монголию и Китай. По Кяхтинскому договору 1727 г. была учреждена постоянная русская миссия в Пекине, при которой должны были жить "трое священников и шесть учеников, для узнания китайского языка". Из духовных и светских лиц, в разное время состоявших при миссии, вышел целый ряд выдающихся синологов (см. Пекинская духовная миссия). С 1852 по 1866 г. вышли четыре тома "Трудов членов Российской Духовной Миссии в Пекине"; заключающие в себе много интересных статей по истории Китая. Научный интерес к Востоку, именно к восточной нумизматике и археологии, также был проявлен еще Петром Великим. В 1722 г. Петр осмотрел развалины Болгар на Волге, принял меры к их охранению и велел снять и перевести 50 арабских, татарских и армянских надписей (в печати этот перевод появился только в 1771 г., в "Дневных записках путешествия по разным провинциям Российского Государства" И.И. Лепехина ). Для исследования сибирских древностей в 1720 г. был послан натуралист Д.Г. Мессершмидт , вернувшийся в Петербург только в 1727 г. (первая русская научная командировка в Азию; дневник Мессершмидта, на немецком языке, остался в рукописи; извлечения из него, в русском переводе, помещены в "Сибирских древностях" В.В. Радлова , т. I выпуск 1, Санкт-Петербург, 1888). В Тобольске Мессершмидт получил от шведских пленных рукопись "Истории тюрков" хивинского хана Абулгази, благодаря чему этот важный источник для истории Средней Азии стал впервые известен ученой публике. Были приняты меры к сохранению восточных книг и рукописей, добытых во время Персидского похода (1722 - 23). В Академии Наук нашли себе место и восточные языки, для преподавания которых были приглашены Г.З. Байер (умер в 1738 г.) и Г.Я. Кер (умер в 1740 г.). Из трудов Байера к востоковедению относятся "Elementa literaturae Brahmanicae Tanguanae Mungalicae" ("Commentarii Acad. Scient. Imper. Petrop.", т. III, Санкт-Петербург, 1732; т. IV, ibid., 1735). Кер с 1735 г. занимался разбором хранившихся в Кунсткамере восточных монет; труды его остались в рукописи, но ими, по-видимому, воспользовался составитель описания коллекций академии, вышедшего в 1745 г.; в этой книге есть и список восточных монет, под заглавием: "Numi chinenses, indici, ebraei, tatarrici, persici, arabici, turcici". Интересный проект "Азиатской Академии", представленный Кером в 1733 г., не получил осуществления. Теми же двумя течениями, как при Петре Великом и его преемниках, определяется и дальнейший ход развития востоковедения в Р. По мере расширения русских владений в Азии развивались дипломатические и торговые потребности, требовавшие открытия новых практических школ восточных языков или расширения программы прежних. В то же время успехи европейской науки в России обыкновенно сопровождались успехами востоковедения; среди европейских ученых, приглашаемых в Россию, как и среди воспитанников русских учебных заведений, отправляемых за границу для усовершенствования своих познаний, обыкновенно бывали и ориенталисты. Строгое разграничение этих двух направлений не всегда возможно; с одной стороны, представители науки до последнего времени нередко подчиняли свое преподавание практическим целям; с другой стороны, преподаватели и воспитанники школ, преследующих практические цели, нередко становились в ряды научных деятелей и иногда достигали европейской известности. Влияние европейской науки сказывается особенно сильно в тех отраслях востоковедения, которые преимущественно изучались в Западной Европе (семитические языки), тогда как самостоятельность русской школы более всего проявляется при изучении языков и быта стран, доступных русским ученым в большей степени, чем другим (Китай и Средняя Азия). Практическое изучение восточных языков получило особенное развитие в царствование Екатерины II . В 1769 г. был открыт класс татарского языка при казанской гимназии; преподавателю Саиту Хальфину принадлежит "Азбука татарского языка", изданная в Москве в 1778 г. (первое на русском языке пособие для изучения восточного языка). По указу 1782 г. в народных училищах Колыванской области и Иркутской губернии должен был быть введен китайский язык, а в тех губерниях, которые "лежат к стороне татарской, персидской и бухарской" - арабский. В 1789 г. в Омске была учреждена "азиатская школа", для приготовления переводчиков по татарскому, монгольскому и маньчжурскому языкам. После увеличения числа гимназий в XIX веке в тех из них, которые были расположены в губерниях с инородческим населением, было введено преподавание местных восточных языков, впоследствии вытесненных классической реформой. Более широкую программу имели восточные классы в казанской гимназии, где преподавались языки татарский, арабский, персидский, монгольский, китайский, армянский и маньчжурский. По уставу 1836 г., восточные классы были разделены на 3 разряда: арабско-персидский, турецко-татарско-персидский, монголо-турецко-татарский; ученики, занимавшиеся восточными языками, освобождались от языков греческого, славянского и немецкого, высшей математики, черчения и рисования. Преподавание восточных языков, за исключением татарского, было прекращено в гимназии в 1857 г. В настоящее время, за исключением училищ духовного ведомства, восточные языки преподаются только в очень немногих средних учебных заведениях (ташкентское реальное училище, ташкентская учительская семинария). О высших учебных заведениях для изучения восточных языков - см. выше, Учебное дело, страница 396. Среди практических соображений, которыми определялось преподавание восточных языков в России, видное место занимают духовные потребности инородцев и забота о распространении среди них христианства. Во многих семинариях и духовных училищах преподавались (отчасти и теперь еще преподаются) местные восточные языки (особенно татарский); казанская духовная академия сделалась одним из главных рассадников востоковедения. В 1845 г. кафедры восточных языков при академии были разделены на два разряда, монголо-калмыцкий и турецко-татарский; уставом 1884 г. подтверждено деление на отделы татарской и монгольский. Православное палестинское общество своими изданиями оказывает важную услугу востоковедению. Для успехов востоковедения как науки, в XVIII веке было сделано очень мало. Две больших "академических экспедиции" в Азию имели целью производство естественно-исторических и этнографических исследований и принесли только косвенную пользу востоковедению. Результатом первой экспедиции были сочинения Г.Ф. Миллера ("Описание Сибирского Царства и всех происшедших в нем дел", Санкт-Петербург, 1750) и И.Э. Фишера ("Сибирская история", Санкт-Петербург, 1774); результатом второй - "Собрание исторических известий о монгольских народностях", П.С. Палласа (на немецком языке, Санкт-Петербург, 1776 - 1802), который пользовался содействием знавшего монгольский язык Иериха. Г.Ф. Миллеру принадлежит также лингвистический труд: "Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков, с приложением многочисленных слов на семи языках, как-то: на казанско-татарском, черемисском, чувашском, вотяцком, мордовском, пермском и зырянском", написанный в 1743 г. изданный в 1791 г. Связь академии с востоковедением поддерживалась только благодаря богатым собраниям рукописей и монет, из которых в 1818 г. был образован Азиатский музей. Представленный Уваровым в 1810 г. проект азиатской академии не был утвержден, но в 1801 г. в число академиков был принят ориенталист X. Д. Френ , а по штатам 1830 г. восточные языки окончательно получили право гражданства в академии. В университетском преподавании восточные языки получили место по уставу 1804 г.; в университетах Московском, Казанском и Харьковском были учреждены кафедры восточных языков (арабского и персидского). В Московском университете эту кафедру занял А.В. Болдырев (1811 - 37, умер в 1843 г.), первый в России арабист, автор первой арабской грамматики на русском языке и первых хрестоматий арабской и персидской. Болдырев, подобно всем ориенталистам того времени, был учеником Сильвестра де-Саси. Более обширную программу получило преподавание восточных языков в Казани, где кафедра их в 1807 г. была занята знаменитым X. Д. Френом. В 1828 г. была учреждена кафедра турецко-татарского языка и замещена А.К. Казембеком , который, наряду с Сенковским , считается одним из главных основателей школы русских ориенталистов. Уставом 1835 г. восточное отделение в Казанском университете было разделено на 3 разряда: арабско-персидский, арабско-турецкий и монголо-санскритский; впоследствии к ним прибавились еще китайский и армянский. Были открыты кафедры языков монгольского (1833), китайского (1837), армянского (1839), санскритского (1842) и маньчжурского (1844). В Петербургском университете восточные языки преподавались уже со времени его основания. Уже в педагогический институт в 1817 г. были приглашены Деманж и Шармуа, ученики Сильвестра де-Саси; после преобразования института в университет Шармуа до 1822 г. и вторично в 1831 - 35 годах преподавал персидский язык, причем его адъюнктом был перс Мирза Джафар Топчибашев; они превосходно дополняли друг друга и поставили преподавание на должную высоту. Деманжа заменил О.И. Сенковский (1822 - 47), лекции которого оставили гораздо более прочные и благотворные следы, чем его публицистическая деятельность. Сенковский изучил арабский и турецкий языки самоучкой и впоследствии усовершенствовал свои познания посредством путешествия на Восток; своими лекциями он умел заинтересовать слушателей и положить начало целой школе ориенталистов, хотя среди последних не было ни одного выдающегося арабиста. По уставу 1835 г., были учреждены кафедры монгольского и турецкого языков; из них была замещена только вторая. В 1854 г. факультет восточных языков и его научные коллекции были переведены из Казани в Петербург (см. Восточный факультет). Факультет, кроме научных задач, отчасти преследует и практические, хотя и не в той степени, как прежде казанский, первым профессорам которого было предписано "ограничиться преподаванием языков арабского и персидского в том единственно отношении, в каком они могут быть полезны России по ее торговым и промышленным сношениям". Во время пересмотра устава 1863 г. профессора В.В. Григорьев и К.А. Коссович подали записку о преобразовании факультета, с переименованием его в восточный, т. е. "передающий все знания относительно Востока, добываемые наукой, а не только языки его". Осуществление этой программы (предполагалось, между прочим, ввести изучение ассириологии и египтологии) подняло бы научное значение факультета и отодвинуло бы на задний план его практические задачи. Из исторических курсов теперь на факультете читается только истории Средней Азии; с 1868 по 1873 г. читалась история арийских народов (Г.В. Мельгунов), с 1880 по 1889 г. - история Персии (арменист К.П. Патканов ); В.П. Васильев , С.М. Георгиевский и Д.М. Поздняев в разное время читали историю Китая. Курсы истории литературы (арабской, персидской, османской, китайской, еврейской, армянской и грузинской) читаются представителями лингвистических кафедр. Лекции по восточной нумизматике, читавшиеся профессором И.Н. Березиным (умер в 1896 г.) возобновлены в 1897 г., в качестве необязательного курса. С целью поднять научный характер преподавания востоковедения барон В.Р. Розен неоднократно указывал на необходимость учредить в других университетах кафедры восточных языков при историко-филологическом факультете (в качестве необязательного предмета), но в настоящее время только в Казани существует кафедра турецко-татарских языков, занятая Н.Ф. Катановым, который читает также арабский и персидский языки. Значительное влияние на развитие востоковедения в Р. оказали археологические общества, особенно Императорское русское археологическое общество; одно отделение его (восточное) специально занимается изучением восточных древностей. В "Трудах" Восточного отделения (с 1855 г.) напечатан целый ряд ценных исследований не только по археологии, но и вообще по востоковедению. "Записки Восточного Отделения Археологического Общества", основанные в 1886 г. бароном В.Р. Розеном, служат теперь главным органом востоковедения в России. Среди изданий Императорской археологической комиссии также есть ценные труды по археологии и истории Востока. При Императорском московском археологическом обществе существует восточная комиссия, издающая с 1889 г. свои труды, под заглавием: "Восточные Древности". Из провинциальных изданий статьи ориенталистов появляются в "Известиях Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанском Университете" в "Ученых Записках" этого университета. С 1895 г. в Ташкенте существует "Туркестанской кружок любителей археологии", печатающий свои "Протоколы". Ценные для ориенталиста сведения, особенно по местному фольклору, мы находим также в изданиях статистических комитетов азиатских областей и особенно в "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа" (издается управлением кавказского учебного округа с 1881 г.). Работы Императорского русского географического общества и его отделов часто касались Востока; обществом изданы некоторые труды ориенталистов по этнографии (например труды профессора А.М. Позднеева) и даже некоторые восточные тексты (например таранчинские песни, собранные Н.Н. Пантусовым , Санкт-Петербург, 1890). Перечень важнейших русских трудов по различным отраслям востоковедения. Арабская словесность. Лучшая арабская грамматика на русском языке - "Опыт грамматики арабского языка" (Санкт-Петербург, 1867), М.Т. Навроцкого ; лучшая хрестоматия - "Арабская хрестоматия", В.Ф. Гиргаса и барона В.Р. Розена (Санкт-Петербург, 1875 - 76). Предмет специальных изысканий русских семитологов составляли арабские известия о русских, славянах и народах, населявших Россию: Frahn, "Ibn-Foszlans und anderer Araber Berichte uber die Russen alterer Zeit" (Санкт-Петербург, 1823); Д.А. Хвольсон , "Ибн-Даста, известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах" (Санкт-Петербург, 1869); А.Я. Гаркави , "Сказания мусульманских писателей о славянах и русских" (Санкт-Петербург, 1870; "Дополнения к ним", Санкт-Петербург, 1871); А.А. Куник и барон В.Р. Розен, "Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах" (Санкт-Петербург, 1878). Барон В.Г. Тизенгаузен собрал арабские известия о Золотой Орде ("Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды", т. I, Санкт-Петербург, 1884). В настоящее время А.А. Васильев в "Византийском Временнике" разбирает арабские источники по византийской истории; той же теме посвящены докторская диссертация барона В.Р. Розена ("Император Василий Болгаробойца", Санкт-Петербург, 1883) и его статья: "Арабские сказания о поражении Романа Диогена" ("Записки Восточного Отделения", т. I). Армянская словесность. Наиболее известные русские арменисты - Н.О. Эмин (умер в 1890 г.), автор грамматики (Москва, 1846) и хрестоматии (Москва, 1849) древнеармянского языка и переводчик важнейших армянских историков; К.П. Патканов (умер в 1889 г.), хотевший своими трудами "наглядно доказать полезность армянских источников в деле изучения истории и литератур других народов". Его ученик Н.Я. Марр старается придать армяноведению характер самостоятельной науки. Буддизм. В этой области дали ценные труды русские санскритисты: И.П. Минаев ("Буддизм", Санкт-Петербург, 1887) и С.Ф. Ольденбург ("Буддийские легенды", Санкт-Петербург, 1894), синолог В.П. Васильев ("Буддизм", Санкт-Петербург, 1857 - 69) и монголист А.М. Позднеев ("Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии", Санкт-Петербург, 1887). Восточная нумизматика. Основателем школы русских нумизматов был академик X. Д. Френ, описавший богатую коллекцию Азиатского музея ("Recensio numorum Muhamedanorum acad. imp. sciennt. Petrop.", Санкт-Петербург, 1826) и специально занимавшийся исследованием золотоордынских монет. В той же области работали его ученик П.С. Савельев (умер в 1860 г.) и профессор В.В. Григорьев (умер в 1881 г.). Более новые труды: барон В.Г. Тизенгаузен, "Монеты восточного халифата" (Санкт-Петербург, 1873); А.К. Марков , "Инвентарный каталог мусульманских монет Императорского Эрмитажа", Санкт-Петербург, 1896). Можно еще указать на нумизматические статьи академика Б.А. Дорна (умер в 1881 г.). Грузинская словесность. Преподавание грузинского языка было поставлено на прочную почву Д.И. Чубиновым (умер в 1891 г.), автором грамматики, хрестоматии и словаря. Как наука, грузинология была создана академиком М.И. Броссе (умер в 1880 г.), нашедшим в Азиатском музее и других петербургских собраниях богатый материал для своих исследований. Египтология. Первым египтологом в России был И.А. Гульянов (умер в 1841 г.), противник ныне господствующей школы Масперо. Из современных русских египтологов известностью пользуются В.С. Голенищев , владеющий богатым собранием египетских древностей, и Б.А. Тураев (магистерская диссертация - "Бог Тот", Лейпциг, 1898); последний читает лекции по египтологии в Санкт-Петербургском университете. Коптской литературой занимаются О.Э. Лемм (пишущий на немецком языке), а для богословских целей - В.В. Болотов , А.В. Розов , архимандрит Палладий (не синолог). Несмотря на близость мусульманского востока к России, нет ни одного русского труда по истории ислама или его догматам, который представлял бы шаг вперед в науке, за исключением трудов по учению бабидов (А.К. Казембек, барон В.Р. Розен, А.Г. Туманский). История Востока. Русские синологи (отец Иакинф Бичурин , В.П. Васильев, отец Палладий Кефаров , П.С. Попов ) принимали участие в переводе и разработке китайских источников по истории Средней Азии. И. Бичурину принадлежит также "Историческое обозрение ойратов или калмыков" (Санкт-Петербург, 1834). По истории Китая существует только магистерская диссертация С.М. Георгиевского, "Первый период китайской истории" (Санкт-Петербург, 1885); по отзыву компетентного рецензента, здесь "древняя китайская история изложена с большей полнотой содержания, нежели во всех других написанных на европейских языках историях Китая". Многочисленные статьи В.В. Григорьева по истории Восточной Европы и Средней Азии большей частью не отличаются строгой научностью. Большими достоинствами отличаются статьи П.И. Лерха ("Археологическая поездка в Туркестанский край", Санкт-Петербург, 1870; статьи в "Энциклопедии Словесности" И.Н. Березина; "Khiva oder Kharezm", Санкт-Петербург, 1873) и в особенности классической труд В.В. Вельяминова-Зернова : "Исследование о Касимовских царях и царевичах" ("Труды Восточного Отделения", ч. IX - XI). Н.И. Веселовский издал некоторые важные исторические источники ("Посольство к зюнгарскому хун-тайчжи Цэван-Рабтану капитана от артиллерии И. Унковского", в "Записках Императорского Русского Общества по отделению Этнографии", т. IX; "Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией", в "Трудах Восточного Отделения", части XX - XXII). И.Н. Березин издал и перевел, с подробными примечаниями, часть одного из важнейших персидских исторических сочинений "Сборника Летописей" Рашид-ад-дина ("Труды Восточного Отделения", ч. V, VII, XIII, XV). Докторская диссертация Березина: "Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева" (Санкт-Петербург, 1863). Лучшая монография по истории Средней Азии принадлежит В.А. Жуковскому ("Древности Закаспийского края. Развалины Старого Мерва", Санкт-Петербург, 1894). История Грузии разработана академиком М.И. Броссе, на французском языке. Кавказские наречия (кроме армянского и грузинского) составляли предмет специальных изысканий академика А.А. Шифнера (умер в 1879 г.) и барона П.К. Услара (умер в 1875 г.). Китайская словесность. Труды русских синологов (отца И. Бичурина, В.П. Васильева, Д.А. Пещурова и других; ср. также "Китайско-русский словарь" архимандрита Палладия и П.С. Попова, Санкт-Петербург, 1889) преимущественно имели целью потребности преподавания или исследования, по китайским источникам, истории Средней Азии. Труды французских синологов (Абель-Ремюза и Потье) имели влияние на преподавание китайского языка и истории в России, но синологов, дополнивших свое научное образование в западно-европейских университетах, у нас до сих пор не было, что не могло не отразиться на успехах науки. Маньчжурская словесность: грамматики и словари В.П. Васильева и И.И. Захарова (умер в 1884 г.) и хрестоматии А.О. Ивановского . Монгольская словесность. Выдающимся знатоком и горячим любителем монгольской словесности в начале нашего века был А.В. Игумнов (умер в 1834 г.); его ученик О.М. Ковалевский (умер в 1878 г.), первый в России профессор монгольского языка, составил монументальный "Монголо-русско-французский словарь" (Казань, 1844 - 49). Труды Ковалевского вытеснили труды первого научного исследователя монгольского языка, академика Я.И. Шмидта (умер в 1847 г.), автора первой монгольской грамматики ("Grammatik der mongolischen Sprache", Санкт-Петербург, 1831), издателя поэмы Гэсэр-хан и исторического сочинения Санау-сэцэна. Со Шмидтом полемизировал Доржи Банзаров (умер в 1855 г.), бурят по происхождению, автор нескольких ценных статей. Лучшая "грамматика монголо-калмыцкого языка" принадлежит А.А. Бобровникову (умер в 1865 г.), преподавателю Казанской духовной академии. А.В. Попов (умер в 1865 г.) издал монгольскую хрестоматию (Казань, 1836) и калмыцкую грамматику (Казань, 1847). Из изданий профессора К.Ф. Голстунского (умер в 1899 г.) наибольшее значение имеют "Монголо-ойратские законы 1640 г." (Санкт-Петербург, 1880). Профессору А.М. Позднееву Санкт-Петербугский университет обязан приобретением богатого собрания монгольских рукописных и печатных сочинений. Персидская словесность. Академик Б.А. Дорн писал (на немецком языке) о наречиях и истории прикаспийских областей. К.Г. Залеман и В.А. Жуковский обработали персидскую грамматику для "Porta linguarum orientalium" ("Persische Grammatik", Берлин, 1889); в 1890 г. она издана и на русском языке. Докторская диссертация В.А. Жуковского: "Материалы для изучения персидских наречий" (Санкт-Петербург, 1888) обратила на себя внимание европейских иранистов. Санскритская словесность. Еще в XVIII веке Г.С. Лебедев (по профессии музыкант) двенадцать лет (1785 - 97) провел в Индии, выучился санскритскому языку и индийским наречиям, в 1801 г. издал на английском языке грамматику этих наречий, после возвращения в Россию завел в Петербурге типографию с индийскими шрифтами и с 1805 г. издал "Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии Брамгенов". Первым профессором санскритского языка был П.Я. Петров (умер в 1875 г.), в Казани и Москве. Из крупных трудов по санскритской филологии на русском языке можно привести только докторскую диссертацию И.П. Минаева (умер в 1890 г.): "Очерк фонетики и морфология языка Пали" (Санкт-Петербург, 1872), переведенную на французский и английский языки. Академиком О. Бетлингком издан наиболее полный словарь санскритского языка (Санкт-Петербург, 1853 - 75; в меньшем объеме, Санкт-Петербург, 1879 - 89), а также драма Калидасы "Урваси" (1846). Семитологи (кроме арабского языка). При преподавании еврейского языка до сих пор употребляется хрестоматия, составленная санскритистом К.А. Коссовичем (Санкт-Петербург, 1875). Наиболее крупные научные труды: "Сборник еврейских надписей" Д.А. Хвольсона (Санкт-Петербург, 1884), и магистерская диссертация П.Н. Коковцева "К истории средневековой еврейской филологии. I. Книга сравнения еврейского языка с арабским Абу Ибрагима (Исаака) Ибн Баруна" (Санкт-Петербург, 1893). Единственным ассириологом в России является М.В. Никольский , редактор "Восточных древностей" и автор классического труда: "Клинообразные надписи Закавказья" (Москва, 1896). Благодаря ему в Москве имеется единственный в России клинообразный шрифт. Турецко-татарская словесность. "Грамматика турецко-татарского языка", Казембека (Казань, 1849), в настоящее время устарела, но еще не заменена другой ни у нас, ни в Западной Европе. Труд академика О. Бетлинга (санскритиста): "Ueber die Sprache der Jakuten" (Санкт-Петербург, 1851) считается образцом лингвистического исследования. Лучший знаток турецких наречий в настоящее время - академик В.В. Радлов, автор исследования "Phonetik der nordlichen Turksprachen" (Лейпциг, 1882), издатель семи томов турецких текстов ("Образцы народной литературы тюркских племен"; первые 6 томов вышли также в немецком переводе); в настоящее время им издается (на русском и немецком языках) "Опыт словаря тюркских наречий" (с 1888 г.). Менее полон "Сравнительный словарь турецко-татарских наречий", Л.З. Будагова (Санкт-Петербург, 1869 - 71). Труды по отдельным наречиям: Л. Будагов, "Практическое руководство турецко-татарского адербиджанского наречия" (Москва, 1857); В.В. Вельяминов-Зернов, "Словарь джагатайско-турецкий" (Санкт-Петербург, 1868); "Грамматика алтайского языка" (Казань, 1869; авторы - Н.И. Ильминский и отец Макарий); В. Вербицкий , "Словарь Алтайского и Аладагского наречий тюркского языка" (Казань, 1884); И.М. Мелиоранский , "Краткая грамматика казак-киргизского языка" (Санкт-Петербург, 1894 - 97). Финские языки до сих пор мало изучались в России, за исключением Финляндии, где основание их изучению было положено Кастреном (умер в 1852 г.); главные труды Кастрена были изданы после его смерти академиком А.А. Шифнером. Существует несколько русских трудов по наречиям уральских финнов (См. Зыряне и Пермяки). Главные источники: П. Савельев, "Восточные литературы и русские ориенталисты" ("Русский Вестник", 1856); Н. Веселовский, "Сведения об официальном преподавании восточных языков в России" ("Труды 3-го международного съезда ориенталистов", т. I, Санкт-Петербург, 1879 - 80); барон В. Тизенгаузен, "Обзор современных в России трудов по восточной нумизматике" (там же); "Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского санкт-петербургского университета" (Санкт-Петербург, 1896 - 98). В. Бартольд.
Россия, разд. Востоковедение
Россия, разд. Востоковедение
Источник: Биографический словарь. 2008