Ростислав Мстиславич
Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002
Ростислав Мстиславич - первый смоленский князь, сын Мстислава , внук Владимира Мономаха . За пять лет до своей смерти, в 1127 году, Мстислав посадил своего старшего сына Изяслава князем в Курске, а Ростислава - в Смоленске. Ростислав был лучший блюститель народных вечевых прав. Особенно характеристической чертой смоленского княжества было совершенное слияние княжеской дружины с земщиной, принимавшей здесь самое деятельное участие во всех общественных и политических делах. Сами смоленские князья пользовались весьма ограниченными правами. Р. Мстиславич не ограничил прав земщины, а, напротив, во всех делах сам стал на нее опираться. В первое время своего княжения в Смоленске молодой князь во всем подчинялся велениям своего отца; даже инициатива борьбы смольнян с полоцкими князьями принадлежит не Р., а отцу его, Мстиславу. Особенности личного темперамента влекли Р. Мстиславовича к мирной, организаторской деятельности. Вся суть его княжения заключалась в том, что он "устроил" Смоленское княжество. Объединить политически смоленских кривичей, сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств - такова была цель его внутренней политики. Для этого он образовал из Смоленской области особое княжество и стал называться великим князем смоленским. Его княжество заключало в своих пределах, кроме нынешней Смоленской губернии, часть Псковской (Торопецкий уезд), половину Могилевской, часть губерний Витебской, Тверской (Ржевский и Осташковский уезды), Московской (Можайский уезд) и Калужской. Окруженное со всех сторон русскими землями, Смоленское княжество по самому географическому своему положению было избавлено от постоянных войн с инородческими племенами. Р. упросил митрополита Никиту поставить в Смоленске епископа (Мануила). Еще в 1137 году Р. Мстиславич задумал привесть в известность пространство всех земель и угодий, находившихся в пользовании смольнян, а также количество городов, погостов, сел, промыслов, состояние торговли, с тем чтобы на основании собранных данных точнее и равномернее распределить сумму налога, какую могло бы платить ему Смоленское княжество. Для этого он собрал в Смоленске вече, состоявшее из представителей всех городов и селений; результатом совещания явилась 30 сентября 1150 года известная "уставная грамота", данная смоленской епископии. Далее, Р. много заботился о собирании и списывании книг и рукописей. В самом Смоленске, в других городах и селениях в его время появились книгохранилища светской и духовной литературы. В 1159 году киевляне пригласили Р. к себе на великокняжеский стол, на место Изяслава Давидовича . Чтобы не подать смольнянам, новгородцам и киевлянам повода упрекнуть его в стремлении к самовластию и из уважения к народным правам и обычаям, Р. послал предварительно в Киев двух земских послов: от смольнян - Ивана Ручечника, от новгородцев - Якуна , договориться с киевлянами о том на каких условиях они приглашают его в киевские князья. "Любовию ли духа и советом соединения, - писал он киевлянам, - зовете мя на великое княжение в Киев? И если это так, то благодать имам к вам". Очевидно, уезжая от смольнян, Р. не желал разрывать нравственной связи с смольнянами и новгородцами, которые всегда видели в нем защитника народных вольностей. "И сретоша в Киеве Р. вси людие и множество народа приняша и людие с довольной честью и бысть людям двоя радость, и воскресение и княже седение". Своей справедливой, примирительной политикой Р. сумел привлечь к себе симпатии всех удельных князей; даже с давнишними врагами русской земли, половцами, он старался скрепить союз родственными связями. В конце его княжения новгородцы невзлюбили своего князя Святослава , сына Р., и выгнали его из Новгорода. Р. решился отправиться в Новгород, с тем чтобы примирить своего сына с новгородцами (1168 год). Когда смольняне узнали, что к ним едет любимый князь их, "мало не весь город Смоленск" выехал к нему на встречу за 300 верст. Богато одаренный смольнянами, Р. отправился к Новгороду через Торопец, но здесь занемог и потому послал сказать к сыну в Новгород, чтобы тот явился в Великие Луки вместе с знатными новгородцами. Р. упрашивал послов примириться с сыном, не разлучаться с ним до гроба, умолял их держаться союза с смольнянами, как лучшими их друзьями; сына Святослава он упрашивал ладить с новгородцами. Обе стороны скрепили свой союз, и новгородцы обещали быть верными Святославу до гроба. На обратном пути, в Смоленске, Р. почувствовал себя еще хуже, но, желая во что бы то ни стало умереть в Киеве, продолжал путь. Он умер в с. Зарубе; его тело было привезено в Киев. Ср. летописи Ипатьевская, Никоновская, Лаврентьевская и Воскресенская; Беляев "Лекции по истории русского законодательства"; его же "Рассказы из русской истории" (т. IV); "Дополнение к Актам Истории" (I); Голубовский "История северной земли" (в "Сборнике студентов университета св. Владимира", вып. III); Филарет "Обзор русской духовной литературы" (1859); Н. Барсов "Географические нач. летописи"; Погодин "Исследования, лекции и заметки" (VII); Корсаков "Моря и Ростовское княжество". И. Красноперов.
Источник: Биографический словарь. 2008
Из рода Рюриковичей. Родоначальник Смоленских князей. Сын Мстислава I Изяславича и шведской королевны Христины Инговны. Род. ок. 1110 г. Кн. Смоленский в 1125-1160 гг. Кн. Новгородский в 1153 г. Вел. кн. Киевский в 1154, 1159-1167 гг.
В 1154 году, после смерти старшего брата киевского князя Изяслава Мстиславича, Ростислав приехал в Киев. Он урядился с дядей Вячеславом, который, отдавая ему всю реальную власть, требовал только, чтобы тот почитал его как отца и уважал. После этого Ростислав с племянником Мстиславом Изяславичем и Святославом Всеволодовичем стал собирать силы против Юрия Долгорукого, который уже шел на Киев, против Изяслава Давыдовича Черниговского, также желавшего сесть в Киеве. Едва полки вышли в поход, как пришла весть о смерти Вячеслава. Ростислав похоронил его и опять вернулся к войску. На другой день подошли полки Изяслава Давыдовича, который соединился уже с Глебом Юрьевичем и половцами. Ростислав, увидев множество врагов и располагая лишь небольшой дружиной, испугался и стал пересылаться с Изяславом насчет мира. Такое недостойное поведение, трусость, неумение побороться за выгоды рода сильно раздосадовали его племянника Мстислава Изяславича. "Так не будет же ни мне Переяславля, ни тебе Киева", - сказал он Ростиславу и поворотил коня в Переяславль. Ростислав, оставленный племянником, был окружен половцами и после двухдневной битвы обратился в бегство. Преследуемый врагами, он потерял коня; сын Святослав отдал ему своего и таким образом дал отцу возможность уйти. Ростислав переправился через Днепр ниже Любеча и поехал в Смоленск. Изяслав Давыдович сел в Киеве.
Прибыв в Смоленск, Ростислав собрал войско и выступил против Юрия Владимировича, который шел на Киев. Однако характером Ростислав ничуть не походил на брата Изяслава; он не был охотником до споров с дядьями и потому послал к Юрию просить мира. "Батюшка! - велел он сказать ему. - Кланяюсь тебе: ты и прежде до меня был добр и я до тебя; и теперь кланяюсь тебе, дядя мне вместо отца". Юрий отвечал: "Правду говоришь, сын, с Изяславом я не мог быть, но ты мне свой брат и сын". После этого дядя с племянником поцеловали крест по всей любви, по выражению летописца, и Юрий отправился к Киеву, а Ростислав - в Смоленск.
В 1158 году Юрий умер в Киеве. На великое княжение сел Изяслав Давыдович. Мстислав Изяславич выгнал его, захватил Киев и послал звать дядю Ростислава на старший стол, потому что еще прежде похода целовал крест: искать Киев для Ростислава. Но последний понимал затруднительность своего положения в Киеве, где его после бегства перед Давыдовичем не могли любить и уважать; здесь более всего ценили деятельного и храброго племянника, который теперь, подобно отцу своему, добыл своей храбростью Киев и только по необходимости уступал его дяде. Ростислав мог опасаться того, что племянник относится к нему, как прежде относился его отец Изяслав к старому Вячеславу - будет проявлять внешнее уважение, называть отцом, а между тем на деле не принимать в расчет и по своей воле править Киевом. Вот почему Ростислав послал сказать Мстиславу и союзным с ним князьям: "Если зовете меня вправду с любовью, то я пойду в Киев на княжение, чтобы вы имели меня отцом себе вправду и в моем послушании ходили".
Договорившись с племянником, Ростислав в 1159 году въехал в Киев и сел на столе отцовском и дедовском, а Мстислав получил из волостей Белгород, Торческ и Треполь. В том же году Ростислав договорился со Святославом Ольговичем Черниговским о совместных действиях против Изяслава Давыдович, который бежал в степь и теперь то и дело совершал набеги на Русь, пытаясь овладеть Киевом. В 1160 году ему удалось подкупить киевских и черниговских бояр, и они поссорили своих князей друг с другом. Северские князья стали помогать Изяславу. В том же году Ростислав ходил против Изяслава к Треполю, но тот ушел, не приняв боя. Но едва Ростислав возвратился в Киев и распустил войско, как в феврале 1161 года Изяслав опять собрал союзных себе князей и половцев, перешел замерзший Днепр за Вышгородом и подошел к Киеву. Вместе с Ростиславом был только один двоюродный брат его Владимир Андреевич; после кровопролитной схватки, которая показалась летописцу вторым пришествием, Изяслав начал одолевать, и половцы пробились уже сквозь частокол в город. Дружина Ростиславова сказала своему князю: "Князь! Братьев твоих еще нет, нет ни берендеев, ни торков, а у неприятеля сила большая; ступай лучше в Белгород и там поджидай помощи". Ростислав поехал в Белгород с дружиной и княгинею. Изяслав занял Киев и немедленно пошел осаждать Ростислава в Белгороде. Четыре недели он стоял возле белгородского кремля, а между тем Мстислав Изяславич из Владимира шел на выручку дяде с галицкой помощью, а Рюрик Ростиславич привел черных клобуков. Узнав об этом, Изяслав Давыдович испугался, бросился бежать, но в пути был настигнут и убит.
Во второй раз Ростислав получил Киев благодаря своему племяннику Мстиславу, но от этого не сделался сговорчивее. Летописец сообщает, что вскоре после победы Мстислав выехал из Киева, обиженный на дядю. Ростислав после этого занял все города своего племянника в Южной Руси. В ожидании войны с Мстиславом в том же году он помирился с черниговскими князьями и Юрием Ярославичем Туровским. Наконец, в 1163 году был заключен мир и с Мстиславом Изяславичем. Ростислав возвратил ему Торческ и Белгород, а вместо Триполя дал Канев.
В 1167 году Ростислав отправился в Новгород улаживать конфликт между своим сыном Святославом и горожанами. Однако в пути он разболелся и остановился в Великих Луках. Сюда приехали к нему Святослав и представители новгородцев. Помирив их, Ростислав возвратился в Смоленск совсем больной. Перед смертью он сетовал своему духовнику, священнику Семену, на то, что тот не допустил его до пострижения. Ростислав постоянно имел эту мысль и часто твердил игумену Поликарпу: "Поставь мне келью добрую, боюсь напрасной смерти". Но Поликарп отговаривал его. Теперь Ростислав спешил в Киев, чтобы постричься, однако в селе Зарубе почувствовал приближение смерти и послал за духовником; сам прочел отходную и умер в полной памяти, оттирая платком слезы. Согласно завещанию, тело Ростислава погребено было в монастыре св. Феодора.