(урожд Ковалевская; сцен. псевд. Ростовская; наст. имя Матрона) [8 (21). II. 1886, с. Пасторское Киев. губ., ныне Черкас. обл. — 1974, Одесса] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), драмы, камерная певица и педагог. Жена А. Борисенко. С детских лет пела в хоре, с 1902 — в киев. укр. хоре Н. Лысенко. Пению обучалась в 1902—07 у Е. Массини. Посещала драм. студию Лесневич-Носовой, брала уроки у драм. актера Е. Недели на и у режиссера Киев. оперы Я. Гельрота. В этот период участвовала в драм. спектаклях. В 1907 совершенствовалась в вокальном искусстве в Москве у М. Медведева (подготовила с ним партию Дездемоны — "Отелло" Дж. Верди — и Мими). В том же году дебютировала вместе с Г. Пироговым в Ростове-н/Д. Позднее пела в Житомире, Тифлисе (1909—12), Баку (1910), Киеве (1910, антр. Н. Боголюбова; с этой труппой гастролировала по Крыму и югу России, а также в 1914), Риге, Казани (1911), Екатеринбурге (антр. П. Давыдова, 1912—13), Харькове, Ташкенте (1913—14), Минске, Саратове, Кишиневе, Вильно, Николаеве (1915—22), Одессе (1923—24, ныне Гос. акад. т-р им. А. В. Луначарского). Обладала красивым голосом "серебристого" тембра и актер. дарованием. Репертуар включал св. 40 партий.
1-я исп. партий: Первой дочери ("Неотразимая"); в Екатеринбурге—Нури ("Долина"), Микаэлы ("Кармен"), Мими ("Жизнь Латинского квартала"); в Тифлисе — в опере "Репка". Лучшие партии: Татьяна, Виолетта, Чио-Чио-сан, Мими ("Богема"). Др. партии: Антонида, Наталка, Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Лиза ("Пиковая дама"), Прилепа, Волхова, Девочка ("Елка"), Маргарита ("Фауст"), Принцесса Евдоксия, Недда, Микаэла. Партнеры: О. Бахуташвили-Шульгина, А. Борисенко, М. Максаков, А. Мозжухин, В. Ухов, Н. Фигнер, Д. Южин. Пела п/у С Барбини, Э. Меггера, И. Палицына, А. Эйхенвальда.
Выступала также в оперетте. Р.-К. вела конц. деят-сть. С 1917 участвовала в концертах для рабочих. В 1924—25 концертировала по Кавказу. Камерный репертуар включал произв. П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Гречанинова, Ф. Мендельсона.
С 1916 преподавала в Николаев. муз. уч-ще, в 1920—22 — там же в Нар. конс., в 1922—25 — в Одессе. В 1947—51 рук. кружком худож. самодеятельности, ставила оперные спектакли ("Евгений Онегин", "Травиата", "Демон", "Запорожец за Дунаем", "Наталка-Полтавка"). В 1951— 54 преподавала в Братском пед. уч-ще Николаев. обл., позднее до 1957 вела пед. деят-сть в Одессе.
Соч.: Две встречи//Н. Н. Фигнер: Воспоминания. Письма. Материалы. — Л., 1968. С 113—116; Незабываемые встречи // Олександр Мишуга: Спогади. Матеріали. Листи. — Киів, 1971. С. 141—148; Через пятьдесят лет//Урал (Свердловск). 1972. № 10. С. 147— 151; Воспоминания оперной артистки о работе в городах большой провинции в дореволюционное время и после (до 1925). — в НИО ЛИТМиК, ф. 95, оп. 1, № 1—2.
Лит.: Илюшин И. Секрет молодости // Сов. музыка. 1968. № II. С. 155—157; Козловский И. Высокий пример служения искусству // Урал. 1972. № 10. С. 151—152.