(Pietro Rotari) — живописец; род. в Вероне, по одним сведениям — около 1707 г., по другим — в 1710 г.; ум. в Петербурге 31-го августа 1762 г. Учился он сперва у Р. Ауденарде и у Антонио Балестра, затем — у Тревизани в Риме и у Солимена в Неаполе. За это время им исполнены несколько образов в Веронскую церковь, картины: "Св. Людовик" и "Вознесение", находящиеся в Падуе, и "Рождество Богородицы", находящуюся в Риме. В 1750 г. Р. переехал в Вену, а оттуда — в Дрезден и Мюнхен. В Дрездене он написал: "Бегство в Египет", "Портрет Карла, Герцога Курляндского", "Св. Иакова", "Монаха" и "Св. Магдалину"; в Мюнхене — "Прерванный сон", "Плачущую девочку" и др. В 1757 г. Императрица Елисавета Петровна вызвала его в Петербург, где он и оставался до конца своей жизни.
Деятельность его в России была необыкновенно плодовита. Из его Петербургских работ назовем портрет П. А. Бутурлина, находящийся у графини M. B. Бутурлиной, в имении Дубны, Тульской губернии; поясной портрет графини M. А. Воронцовой, принадлежащий графу Воронцову-Дашкову; портрет графа Ив. Ил. Воронцова, по грудь, бывший у князя С. M. Воронцова; портреты: графа М. Ил. Воронцова, копия с которого, работы Быкова, находится в Гатчинском дворце; княгини А. А. Голицыной (1759 г.), находящийся у князя С. M. Голицына в с. Кузьминках, близ Москвы; князя А. М. Голицына — в Академии Художеств; Принцессы Екатерины Петровны Голштейн-Бек — у князя А. В. Барятинского, в имении Ивановское, Курской губ.; Св. Димитрия, Митрополита Ростовского (1759 г.), изданный в "Очерках" Тромонина; Императрицы Екатерины II, поясной, писанный в бытность ее еще Великою Княжною (около 1758 г.) — в Эрмитаже; такой же портрет ее, по грудь, в Музее Александра III и, кроме того, — в Цербстском дворце и у графа С. Д. Шереметева в Кускове, и неоконченный, оставшийся у графа И. И. Шувалова; Императрицы Елисаветы Петровны, в черной мантилье — в Большом Петергофском дворце; ее же поясной — в Царском Селе и неоконченный — в Гатчине; Карла, Принца Курляндского; княгини Е. С. Куракиной, урожденной Апраксиной, — у князя А. Б. Куракина; Великой Княгини Марии Феодоровны (1782 г.), поясной, принадлежащий Имп. Эрмитажу; графа Гр. Гр. Орлова — у графов Орловых-Давыдовых, в имении Отрада; Императора Павла І, в раннем детстве; графа В. В. Растрелли — у А. И. Штукенберга, гравированный H. C. Мосоловым; его же — у графини Е. А. Воронцовой-Дашковой в Андреевском, Владимирской губернии; графини А. А. Рибопьер — у графа Г. И. Рибопьера в Петербурге; графа П. С. Салтыкова (1760 г.) — у Е. А. Балашовой, в Петербурге; такой же — у графа А. Д. Шереметева; графа Ф. М. Санти — у А. Е. Голубицкого, в селе Всехсвятском под Москвою; графа Е. В. Сиверса, гравированный Чемесовым; графа К. Е. Сиверса; графа А. С. Строганова — у князя П. П. Голицына, в Марьине, Новгородской губ.; графа А. В. Суворова-Рымникского, писанный в Риге, в 1793 г.; графини В. А. Шереметевой, в черной косынке — у графа С. Д. Шереметева, в Кускове; графа П. Б. Шереметева, с книгою в руках, — там же; Ив. Ив. Шувалова, поколенный — бывший у Хр. Хр. Гиля, в Петербурге; его же, по грудь — в Гатчинском дворце; князя Эстергази — там же; собственные портреты художника — у графини Е. А. Воронцовой-Дашковой в Андреевском, Владимирской губернии, и в Гатчинском дворце. Кроме того, в Александро-Невской лавре его кисти принадлежит "Рождество Спасителя", а в 1780 г. на Императорской шпалерной фабрике был выткан по его картине "Образ Богоматери".
Еще Императрица Елисавета Петровна купила у Р. пятьдесят женских головок, а после его смерти Екатерина и приобрела еще триста таких же головок и приказала их развесить в одной из зал Большого Петергофского дворца, получившей название "Кабинета мод и граций". В Китайском дворце, в Ораниенбауме, тоже находится особый "Кабинет Ротари", в котором развешены двадцать две подобных головки.
Тотчас по приезде своем в Петербург Р. принялся и за преподавательскую деятельность и имел немало учеников, которые копировали его произведения, а также писали и оригинальные картины. Из них некоторые вышли довольно хорошими мастерами.
Кроме живописи, Р. занимался также и офортом, и у Наглера описаны 21 лист его гравюр; но все они не имеют никакого отношения к России, исполнены же мастерски.
В... О состоянии художеств в России — "Северные Цветы" на 1828 г., стр. 16—17; Фишер, Указатель находящихся в Академии произведений, СПб. 1842; К. Тромонин, Очерки, стр. 41 и 42; Д. Р—ий (Ровинский Д. А.), Академия Художеств до времен Императрицы Екатерины II — "Отечественные Записки" 1855 г., Отд. II, стр. 64; А. Н. Андреев, Живопись и живописцы, СПб. 1857; Каталог Выставки портретов русских достопримечательных людей на постоянной выставке Общества Любителей Художеств, М. 1868; П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI—ХVIII вв., устроенной Обществом Поощрения Художников, СПб. 1870; А. Wassiltschikoff Liste alphabétique de portraits russes, St.-Ptsb., 1875; Д. Ровинский, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. 1889; Его же, Подробный словарь русских граверов, СПб. 1895 г.; "Художественные Сокровища России" 1901 г., №№ 9 и 10, и 1902 г., стр. 74 и 204; "мир Искусства" 1902 г. и 1904 г.; Н. Спилиоти, Императорская Шпалерная Мануфактура — "Художественные Сокровища России" 1905 г., стр. 245; Каталог историко-художественной выставки русских портретов 1905 г., СПб. 1905; Великий Князь Николай Михайлович, Русские портреты XVIII и XIX столетий, pass.; Барон H. H. Врангель, Каталог Музея Имп. Академии Художеств.
А
. Новицкий.{Половцов}