, Томас (Rowlandson, Thomas) 1756, Лондон — 1827, Лондон. Английский художник-график, акварелист, мастер бытового сатирического рисунка. Родился в семье состоятельного торговца текстилем. После разорения отца воспитывался в семье дяди. В 1764 поступил в школу доктора Барвиса в Сохо. Учился в Париже в 1772—1775, а затем в Королевской академии художеств в Лондоне, где пробыл до 1777, обратив на себя внимание самого Рейнолдса. Был одним из немногих среди работавших в области карикатуры художников, кто получил систематическое художественное образование. Ранние произведения мастера были созданы в жанрах пейзажа и портрета. Он также проявлял интерес к историческим темам и лишь изредка обращался к карикатуре. Работы этого периода отмечены особой рокайльной элегантностью. Искусство рококо в целом сыграло большую роль в становлении стиля Роулендсона. Его влияние ощутимо и в капризной линии рисунка, и в композиционных построениях многих листов мастера, часто близких Фрагонару или модным картинкам Бодуэна. Перелом в творчестве Роулендсона произошел в 1784. После большого успеха, который ему принес рисунок Сады Воксхолл (Лондон, Музей Виктории и Альберта), главное место в искусстве художника заняли комический рисунок и карикатура. Юмор Роулендсона, то мягкий, то бесшабашный, иногда разнузданный, приобретает всепоглощающий характер, умение мастера найти смешное в любом проявлении повседневной жизни становится способом мировидения. Его творчество стало выражением одной из фундаментальных черт английского национального образа мышления. Широкое распространение сатирической графики, с ее обращенностью к реалиям повседневной жизни, в известной мере восполняло слабость и неразвитость бытового жанра в Англии. Современная жизнь предстает у Роулендсона как невероятный калейдоскоп комичных фигурок, необычайно деятельных, вечно куда-то спешащих. Репертуар тем мастера был необъятным, его выдумка неистощима: городская и сельская жизнь, пирушки и карточные игры, сцены охоты, скачки, любовные свидания, гулянья в парках, посещение врача и лавки мясника, аукцион картин Кристи и радости модного курорта. Не случайно в творчестве Роулендсона часто видят своеобразный английский эквивалент Человеческой комедии Бальзака. Однако в отличие о Хогарта его листы лишены глубокого морализирующего начала. Роулендсон не стремится улучшить, изменить общество, он рассказывает и смеется над тем, что сумел увидеть. Его произведения основаны на острой наблюдательности. Но он не просто пересмешник, а удивительный рассказчик, мастер скетча, анекдота. Не чужд он был, в особенности в зрелом возрасте, социальной критики (Блюстители порядка: Судьи. Ночной сторож, 1796). Стиль Роулендсона, сложившийся в 1780-е, оставался практически неизменным до конца его дней, что затрудняет датировку произведений художника. Рука мастера легко узнаваема по характерным очертаниям округлых, словно надутых фигурок многочисленных персонажей, свободно заполняющих пространство листа. Они выполнены каким-то особым "кудрящимся" рисунком. Гибкая, динамичная, упругая, как проволока, линия Роулендсона сообщает композициям большую подвижность, помогающую передать сутолоку повседневной жизни, порой напоминающую броуновское движение. В отличие от композиционных принципов Хогарта, строившего лист по законам театральной мизансцены, он свободно располагает в пространстве героев, элементы пейзажа и детали интерьера. Роулендсон виртуозно владел техникой акварели. Он писал по предварительно сделанному рисунку пером, покрывая лист изысканными по колориту пятнами и размывками прозрачной краски. Этот прием был перенесен потом и в гравюру. Мастер сам гравировал свои произведения, работая в технике офорта и акватинты. Последняя усиливала живописность его работ. Затем оттиски раскрашивались от руки акварелью. В офортах он пользовался более насыщенной и звучной гаммой цветов. Расцвет карикатуры на Британских островах во многом был подготовлен великими романистами XVIII в. Герои Роулендсона вызывают в памяти персонажей Г. Филдинга и Т. Дж. Смоллетта с их пристрастием к путешествиям, к бесчисленным приключениям и комическим ситуациям, к прямолинейным, грубоватым шуткам. Мастер обращался к иллюстрированию произведений Л. Стерна и О. Голдсмита. В 1797 начал тесно сотрудничать с известным издателем Рудольфом Акерманом, чей магазин на Стренде был одним из центров художественной и политической жизни Лондона того времени. Роулендсон делал иллюстрации к литературным произведениям, создавал многочисленные рисунки, публиковавшиеся отдельными листами. Самой знаменитой его серией стали офорты, объединенные главным героем по имени доктор Синтакс (Доктор Синтакс в поисках утешения, 1812; Доктор Синтакс в поисках живописного, 1820; Доктор Синтакс в поисках жены, 1821), выходившие ежемесячно, начиная с 1812. Эти композиции сопровождались текстами, специально для них написанными У. Комбом. Позже гравюры были собраны и выпущены отдельной книгой. Менее известной стороной творчества мастера являются его пейзажи, в которых в полной мере раскрылось лирическое дарование мастера. Он часто путешествовал по Англии, делал многочисленные зарисовки, тонко воспринимая образы ее природы. Заросли с причудливо переплетенными ветвями деревьев, тихие заводи лесных речушек, пастух со стадом, пришедшим на водопой, — все полно глубокого поэтического чувства. Колорит в этих вещах мастера отличается удивительной мягкостью, приобретая какую-то особую светоносную серебристость (Переправа, Лондон, Музей Виктории и Альберта). Другие произведения: серии Удобства Бата (1798), Лондонские волонтеры (1799), Горести жизни (1808), Лондонский микрокосм (1808), Английская пляска смерти (1815—1816), Военные приключения Джонни Ньюкомба (1815).
Лит.: Некрасова Е. А. Очерки по истории английской карикатуры конца XVIII и начала XIX в. М., 1935; Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964; Дукельская Л. А. Английская бытовая карикатура второй половины XVIII века. Л.; М., 1966; Paulsen. R. Rowlandson. A New Interpretation. London, 1972.
Т. Воронина