умножение народа) (3Ц 11.43; 12.1,3,6,12,17,18,21,23,27; 14.21,25,27,29-31; 1Пар 3.10; 2Пар 9.31; 10.1,3,5,6,12,13,17,18; 11.1,3,5,17,18,21,22; 12.1,2,5,10,13,15,16; 13.7; Мф 1.7)-сын и преемник Соломона, царь иудейский, царствовавший в Иерусалиме 17 лет. Своей немудростью и жестокостью ускорил отпадение десяти северных колен (которое уже наметилось раньше-см. Израиль), а своей неверностью Богу способствовал впадению страны в идолопоклонство, за что был сурово наказан нашествием египетского царя Сусакима. Умер в возрасте 58 лет, оставив царство своему сыну Авии. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа (в 3Ц 15.6 его имя употреблено вместо имени сына-см. имя).
Ровоам
Ровоам
Ровоам
Рахавам. Ровоам — сын Соломона и аммонитянки Наамы, на 41 году жизни, после смерти отца, занял его престол и процарствовал в Иерусалиме 17 лет, 975-958 гг. до Р.Хр. (3 Цар. 12; 14:21 и дал.; 2 Пар. 10-12 гл.). Когда Ровоам пренебрег советом опытных старейшин и отклонил требование израильтян облегчить их тяжелое положение, в которое ввел их его отец Соломон, то десять колен отложились и образовали свое Израильское царство, избрав царем Иеровоама. Таким образом, Ровоам стал первым царем Иудейского царства. Он пытался силою подчинить отпавшие десять колен, и вражда между разделившимися коленами не прекращалась во все время его царствования. Народ впал в ужасное идолопоклонство и за это, «а пятом году царствования Ровоама был наказан нападением египетского фараона Сусакима, который наложил на землю тяжкую дань. См. «Сусаким».
РОВОАМ
распространитель народа, распространяющий народ; 3Цар 14:21 и др.) — сын и преемник Соломона, вступивший на престол Иудейский на 41-м году от роду и царствовавший 17 лет. В начале своего царствования он мог бы воспользоваться случаем успокоить неудовольствие, возбужденное чрезмерными налогами податей, наложенных на народ в царствование его отца; но отвергнув мудрый совет старейшин и последовав легкомысленному совету молодых людей, он возбудил своим гордым и надменным ответом на законные требования народа сильное народное негодование, и ускорил разделение своего царства (2Пар 10:1-14). Помимо этой несправедливости он нанес народу еще глубокое оскорбление в следующих словах: “Отец мой наказывал вас бичами, говорил он, а я (буду бить вас) скорпионами” (ст. 11); вследствие сего 10 колен отложились от него и только колена Вениаминово и Иудино остались верными ему, Ровоам хотел было остановить мятеж в самом начале, но имел неосторожность поручить это дело главному начальнику над собиранием дани. Народ, искавший облегчения от податей, побил его каменьями. Ровоам поспешно собрал войско, чтобы идти на мятежников, но прор. Самей возвестил ему, что это совершилось по устроению Божию и тем остановил его (3Цар 12:1-24). Царь и народ должны были покориться воле Божией. Несмотря на то междоусобная война постоянно продолжалась между двумя партиями (2Пар 12:15). Менее чем через три года после разделения царства, колена Иудино и Вениаминово последовали примеру других колен Израилевых в их идолопоклоннических обрядах и суевериях и за это они потерпели наказание от Сисака, или Сусакима, царя Египетского, который разорил страну и грозил крайним разрушением всего их города, но, вследствие их раскаяния и смирения, грозная туча пронеслась мимо, хотя они и понесли громадные потери и сделались данниками хищного завоевателя. Из 2Пар 12:15 известно, что деяния Ровоама были записаны пророком Самеем и Аддою прозорливцем, но эта замечательнейшая летопись, к сожалению, не уцелела до нашего времени. На некоторых из памятников царя Сусакима были открыты изображения пленных царей и между ними — Ровоама, сына и наследника Соломона. Воспроизведение этой поразительной сцены находится, кроме того, на стене дворцового храма в Карнаке. Каждое лицо, здесь изображенное в овале, содержит какую либо надпись и в одной из них заключаются следующие слова: Иуда-малек, т.е. царь Иудейский. Лицо под коим находится означенная надпись имеет совершенно Иудейскую наружность, бороду и головной убор. Другие надписи составляют названия Иудейских городов. Таким образом на этом памятнике, очевидно, представляется победа Сусакима над Иудейским царем Ровоамом.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990