розенкрейцеровский символ. Символизирует тайную мудрость.
РОЗА
Роза
Источник: Словарь масонских терминов
Роза
в архитектуре готическое крупное окно с радиально расходящимися переплетами.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
РОЗА
круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в центре фасада романских и готических построек XII—XV вв.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
РОЗА
• R?sa,
??????, роза, весьма любимый уже древними цветок, употреблявшийся особенно в виде украшения не только на пирах в форме венков на головах пировавших (от этого potare или iacere in rosa, redimitus rosa и пр.), но и в знак любви и воспоминания, на могилах, монетах и т. п. Hor. od 1, 36, 15. 2, 11, 14 и в других местах. Prop. 1, 17, 22.
??????, роза, весьма любимый уже древними цветок, употреблявшийся особенно в виде украшения не только на пирах в форме венков на головах пировавших (от этого potare или iacere in rosa, redimitus rosa и пр.), но и в знак любви и воспоминания, на могилах, монетах и т. п. Hor. od 1, 36, 15. 2, 11, 14 и в других местах. Prop. 1, 17, 22.
РОЗА
Сир 24:15, Прем. Сол. 2:8 и др.). Роза на Востоке составляет царицу цветов по своему запаху, цвету и красоте наружной формы. В 3Езд 2:19 она, вместе с лилиями, представляется, как лучшее украшение садов и как образ полной жизненной красоты. Она вплеталась у древних в венки при торжественных случаях и при религиозных службах. Долина Саронская по своей почве и положению была более способною производить наиболее красивые розы. Некоторые виды роз растут доселе еще в Палестине, но, по мнению некоторых, так называемая Саронская роза, составляет вид тюльпана, или нарцисса, и встречается в большом разнообразии и обилии в долине Саронской. Известная в ботанике роза Иерихонская растет ныне в песчаных степях Сирии, Египта и Аравии; жесткие стебли ее в сухом состоянии свертываются и, вырванные из песка ветром, перекатываются нередко через всю степь, в сыром же воздухе растение опять расправляется и его ветви принимают прежний вид. И в настоящее время находят не мало роз в разных местах Палестины. Нынешняя Иерихонекая роза есть пустынное растение, которое находят на 1 час пути от Иерихона к Мертвому морю.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Роза
, Сальватор (Rosa, Salvator) 1615, Неаполь — 1673, Рим. Итальянский живописец, актер, музыкант и поэт. Мастер неаполитанской школы. Ученик Риберы, Ф. Франкадзана и мастера батальных сцен А. Фальконе. Работал в Неаполе (до 1635), Риме (1635—1639), где обрел известность не только как художник, но и как актер и автор сатир. Временем наиболее интенсивной творческой деятельности С. Розы были годы работы во Флоренции (1639—1649), где он возглавлял Accademia dei percossi, объединявшую ученых, музыкантов, поэтов, ставил спектакли, писал канцоны, сочинял музыку, пользовался большим успехом как живописец. В 1649 возвратился в Рим. Темпераментная, артистическая и беспокойная натура С. Розы определила характер его творчества, излюбленных им батальных сцен, марин, пейзажей с фигурами путников, разбойников, философов, античных персонажей. В его Битвах (Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Флоренция, галерея Питти) сцены сражений увидены издали, как общая панорама, в которой вспышки света и скользящие пятна глубоких теней сливают в общую пульсирующую массу набросанные открытыми мазками фигуры сражающихся, вздыбленных коней, ярко вспыхивающие боевые штандарты. Эти романтические картины сражений подчеркивают широко расстилающиеся пейзажные панорамы с древними замками, скалами, плывущими по небу огромными, как бы дымящимися, разметанными ветром облаками. Романтизированный облик природы, напоминающий о прошлых бурях и потрясениях и предвещающий новые тревоги и катаклизмы нагромождением скал, руинами замков и мостов, сломанными деревьями, острыми очертаниями прибрежных скал, борьбой теней и пятен света, становится главным мотивом его многочисленных марин (Морской пейзаж с разбойниками, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Морской пейзаж, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Морской пейзаж, Порт, обе — Флоренция, галерея Питти), пейзажей с сюжетными сценами (Лесной пейзаж с философами, Дрезден, Картинная галерея; Разрушенный мост, Пейзаж со скалой в виде арки, Пейзаж со сломанным деревом, все — Флоренция, галерея Питти) и крупнофигурных сюжетных сцен с пейзажным фоном (Одиссей и Навсикая, Демокрит и Протагор, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Работы С. Розы оказали значительное влияние на творческое становление Маньяско.
Лит.: Ozzola Z. Vita e opere di S. Rosa. Strassberg, 1908; Cattaneo J. Salvator Rosa. Milano, 1929.
И. Смирнова
Лит.: Ozzola Z. Vita e opere di S. Rosa. Strassberg, 1908; Cattaneo J. Salvator Rosa. Milano, 1929.
И. Смирнова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006