Розанов, Александр Ильич

Найдено 1 определение
Розанов, Александр Ильич

(наст. фам. Розеноф) [?, г. Москва— 1912] — арт. оперы (лирико-драм. тенор). Пел в хоре, затем обучался "пению в Милане у Э. Броджи. С 1895 выступал в Киеве, Харькове (1898— 1900, антр. А. Церетели), Тифлисе (1899, 1900, 1902), Москве (1899—1900, Моск. частная опера, антр. М. Максакова), Вильно, Казани (1900—01), Петербурге (1901, антр. М. Максакова, т-р в саду "Аркадия"), Киеве (1903), Н Новгороде (1904), Саратове (1905). В 1903— 05 солист моск. Большого т-ра, в 1905 дебютировал в партии Радамеса в петерб. Мариинском т-ре, в 1908 пел в петерб. консерваторском т-ре, в 1909—10 — в моск. Сергиевском Нар. доме, в 1911—12 — в Одесской опере (антр. М. Багрова), Гастролировал в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), Берлине (1907), Милане (два сезона), Флоренции (один сезон), Генуе (один сезон), Триесте (один сезон), Лиссабоне, США, Лондоне (т-р "Ковент-Гарден"). Обладал приятным, достаточно сильным голосом (tenor di forza). "Его звук был полон металла, лился легко и свободно, и даже горловой оттенок тембра на верхах — подчеркиваю: оттенок тембра, а не зажатость — не мешал его успехам" (С. Левик)*. Певцу был свойствен. сцен. темперамент, граничивший порой с излишней аффектацией. Считался лучшим исп. вагнеровского репертуара.


1-й исп. партии: в Харькове — Садко, Ионтека, Иоанна Лейденского: в Одессе — Андрея ("Мазепа" П. Чайковского), Садко. Канио, Турриду, Радамеса. Лучшие партии: Собинин, Тангейзер. Один из муз. критиков писал об исп. певцом партии Тангейзера: "Партия Тангейзера, вращающаяся преимущественно в верхнем регистре, как нельзя более подходит к голосовым средствам г. Розанова и дает певцу возможность выказать в наилучшем свете его исключительный по высоте и силе голос. Артиста следует похвалить за сценическую передачу роли, в которую он вложил много душевной теплоты и мягкого идеализма" (Театр и искусство. 1900. № 25. С 455).


Др. партии: Баян, Финн, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Самозванец. Шуйский, Руальд, Синодал, Вязьминский, Ленский, Герман ("Пиковая дама"); Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Герцог ("Риголетто"); Альфред ("Травиата"), Манрико ("Трубадур"); Ричард, Эрнани, Рауль, Самсон, Элеазар, Энцо, Хозе ("Кармен"), Эней ("Троянцы в Карфагене"), Лоэнгрин, Зигмунд, Зигфрид ("Золото Рейна"). Партнеры: К. Брун, Н. Ван-дер-Вейде, М. Гай, Ф. Литвин, А. Нежданова, П. Оленин, Н. Папаян, Р. Радина, Ф. Шаляпин. Пел п/у В. Всеволожского, Дж. Пагани, С Рахманинова, В. Сука.


Записывался на грампластинки в Москве ("Бека", 1906, 1907; "Одеон", 1912; "Анкер").


Лит.: Левик С. Ю.* Записки оперного певца. 2-е изд. — М., 1962. С 68.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008