Розавен, Иоанн Антонович

Найдено 1 определение
Розавен, Иоанн Антонович

(Jean Louis de Leissegues Rozaven) — иезуит, писатель; происходил из знатного рода Бретани, во Франции; родился 9 марта 1772 г. в г. Кимпер (Quimper) и, получив домашнее воспитание, продолжал свое обучение в Иезуитской Коллегии этого города. Изгнание иезуитов из Франции принудило его, вместе со своим дядей-иезуитом, покинуть Францию, но затем они оба возвратились, и уже во время революции 1789 г. молодой Розавен, имея около 20 лет, вновь бежал из Кимпера в Англию, а затем в Бельгию. Занятие войсками Французской республики Бельгии побудило Розавена, поступившего незадолго перед тем в училище или семинарию для французских клириков, удалиться в Падеборн, где он пробыл 4 года, и, по окончании наук, был посвящен в сан диакона, а затем и священника католической церкви. В это время он узнал о существовании Общества отцов Святого Сердца (Société des pères du Sacré-Coeur) и, не колеблясь, просил главного настоятеля этого общества — отца Варена (père Varin) принять его в их среду. Желание его был исполнено, и Розавен вскоре был послан в Англию, чтобы устроить в Кенсингтоне пансион или училище для молодых англичан-католиков. Розавен пробыл в Англии несколько лет и был здесь, вместе с Брольи, главным деятелем Общества распространения веры. Желая осуществить свое давнее желание — быть членом Общества иезуитов, Розавен направился в Россию, где иезуиты тогда пользовались свободным пребыванием и даже покровительством. Он приехал в Петербург и был принят в Общество иезуитов 28 марта 1804 г. С необычайным рвением Розавен предался обязанностям, возложенным на него, как на члена Ордена, и, отличаясь замечательной настойчивостью, доходившей до упрямства, стал делать среди православных значительные совращения в латинство. В то же время он был префектом учения и классов в благородном пансионе Католической Коллегии, великолепно устроенном известным патером Грубером, и читал философию в этой Коллегии. Розавен вскоре приобрел большую известность; едва ли кто-нибудь другой из иезуитов совершил столько совращений среди русских дам и знатной молодежи, сколько их сделал Розавен. Он обратил в католичество княгиню Елизавету Голицыну и был с ней в переписке, содействовал обращению известной С. П. Свечиной и племянника министра просвещения и духовных дел князя A. H. Голицына—князя Александра Голицына, воспитанника благородного иезуитского пансиона, и др. Последствием этого обращения явился указ 15 декабря 1815 г. об изгнании иезуитов из Петербурга в 24 часа. При появлении статей, неблагоприятных иезуитам, Розавен, как самый фанатический враг православия, писал опровержения как на них, так и на все сочинения в русской и французской литературах, направленные против учения латинской церкви. Розавен явился противником воззрений Ламеннэ, Стурдзы и других так называемых рационалистических идей. Помимо этого он составлял все полемические и важные официальные бумаги по Ордену иезуитов при преемнике Грубера (умершего в 1805 г.)— Бржозовском и постепенно приобрел огромное значение в Ордене. По смерти Бржозовского в 1821 г. и по изгнании иезуитов вообще из Империи Розавен переселился в Рим в качестве представителя Ордена иезуитов, находящихся во Франции, вел полемику с Ламеннэ, писал сочинения, был в то же время профессором богословия в главной Коллегии, консультантом различных конгрегаций и членом Постоянного Святого Трибунала. Он скоро подчинил своему влиянию папу Льва XII, питавшего нерасположение к иезуитам. При всей своей умственной деятельности Розавен строго соблюдал все предписания и обряды Католической Церкви и Ордена и очень заботился, чтобы и другие члены соблюдали их точно так же исправно. Он нисколько не обращал внимания на свои личные потребности и нужды и не имел ничего излишнего, а лишь необходимое, так что обстановка, в которой он жил, была до крайности скромная. Забывая свои годы, он во время страшной холеры 1837 г. в Риме посетил и исповедал, говорят, до 25 тысяч больных. Во время Революции, охватившей Италию в 1848 г. Розавен неутомимо успокаивал волновавшихся. Папа Пий IX для успокоения недовольных нашел нужным предложить генералу Ордена распустить его членов. Они все покинули Рим, причем генерал (в то время Ротан — Roothan) уехал во Францию, а Розавен, предвидя, что это рассеяние продолжится немало времени, перебрался в Сорренто (близ Неаполя), по приглашению английского семейства Нив (Neave), имея в виду склонить главу семейства в лоно католической церкви. Но вскоре он получил приказание ехать по делам Ордена во Францию. После свидания в Ротаном он посетил различные места Франции, Бельгии и Англии, виделся с родственниками своими в Бретани и в 1850 г. прибыл в Марсель. Тем временем папа Пий IX возвратился из Гаэты в Рим, а за ним прибыли в священный город и иезуиты, в числе которых был и Розавен, тогда уже 78-летний старик. Вскоре силы совсем его покинули, и он умер 2 апреля 1851 года. Розавен был торжественно погребен в Риме, в церкви Иисуса Христа, в капелле Св. Франциска Ксавье. Розавен написал следующие сочинения: "Considérations sur la doctrine et l´esprit de l´église orthodoxe, par un jeune Russe", 1816 (написано по поводу обращения в католичество князя Александра Голицына); "La vérité défendue et prouvée par les faits, contre les calomnies anciennes et modernes", Polotzk. 1817 (написано в защиту иезуитов, против сочинения Чирнера (Tzschirner) под заглавием "О папе и иезуитах"); Uwagi nad wychowaniem młodzieży", Полоцк ("Рассуждения о воспитании юношества"). Розавен не владел польским языком и давал переводить свои сочинения на польский язык другим лицам; "Геродот и Диодор Сакульский"; "Рассуждения о людях, живших в столетии минувшем"; "Рассуждения по поводу водворения иезуитов во Фрейбурге" (последние три сочинения появились в свет на польском языке); "Quelques réflexions sur les réclamations de M. l´abbé Baston contre l´ouvrage de M. de Maistre", 1820 г. (написано в защиту сочинения графа де Местра "Du Pape"); "L´église catholique justifiée contre les attaques d´un écrivain qui se dit orthodoxe", 1822 (написано против известного сочинения Александра Стурдзы под заглавием "Considérations sur la doctrine et l´esprit de l´Eglise orthodoxe", которое Император Александр I, как известно, приказал напечатать на счет казны, выдав автору в награду, кроме того, 20000 рублей); "Examen d´un ouvrage intitulé: Des doctrines philosophiques sur la certitude dans leurs rapports avec les fondements de la théologie, de l´abbé Gerbert" (напечатаны в 1831 г. в Авиньоне). Кроме того, Розавен помещал статьи в журнале "Друг религии" (Ami de la Religion").


"Notice sur le R. P. du Rozaven de la Compagnie de Jésus", par Tresvaux, изд. 1852; Histoire de la Compagnie de Jésus, par Crétineau Joly; "Notices historiques sur quelques membres de la Société des Pères du Sacré-Coeur et de la Compagnie de Jésus, par Achille Guidée", t. II, p. 125; "Bibliothèque des écrivains de la Compaguie de Jésus, ou Notices bibliographiques",par Augustin et Aloïs de Backer, Liège. 1861, t. VI; Vie de Père Varin, par Achille Guidée; "L´Ami de la Religion" 1852, t. 155, p. 662 et s.; Mémoires pour servir à l´histoire de mon temps, par Guizot, t. VII; Ф. Л. Морошкин, Иезуиты в России в царствование Екатерины II, 1870, в 2 т.; Семейство Разумовских, соч. A. A. Васильчикова, т. II, стр. 16, 68; граф Д. А. Толстой. Римский католицизм в России, т. II, СПб. 1876, стр. 211.


П. Майков.


{Половцов}





Розавен, Иоанн Антонович


ксендз, проф., декан полоцк. академии 1819 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008