(р. 20.05.1934) — спец. по истории рус. филос., соц. филос. и культурологии; д-р филос. наук, проф. Окончил ист.-филол. ф-т Одесского пед. ин-та (1955), асп. филос. ф-та ЛГУ (1965). С 1965 работает в Гродненском гос. ун-те: ст. преп., доц., с 1990 — проф. кафедры филос., зав. кафедрой культурологии (1991). Канд. дисс. — "Философская мысль в Петербургском университете (20—50-е гг. XIX в.)" (1965). Докт. дисс. — "Становление, эволюция и развитие мировоззрения Н.Г.Чернышевского" (1988). На основе предложенного Р. понимания антропологии, принципа в филос. исследуются формирование и развитие антропологии, традиции в рус. филос., к-рая восходит к "русской антропологической школе" начала XIX в. (А.И.Галич, А.В.Никитенко, А.А.Фишер), оказавшей заметное влияние на формирование антропологич. материализма рус. радикальных философов (прежде всего Н.Г.Чернышевского, облегчив ему переработку антропологич. материализма А.Фейербаха). В своих работах Р. также отмечает, что в результате созревшие в рус. филос. первой половины XIX в. две интенции антропологич. интрепретации действительности (идеалистическая и материалис-тич.) поляризовались в ходе полемики Н.Г. Чернышевского и П.Д.Юркевича. С этого момента рус. антропологич. филос. развивалась по двум направлениям, имеющим каждое свою историю во второй пол. XIX в. Антропологич. материализм развивался в филос. учениях рус. народничества (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский и др.) и в трудах ряда натуралистов (концепция В.И.Вернадского). Антропологич. идеализм, фундаментально разработанный в середине XIX в. П.Д.Юр-кевичем, был воспринят и развит его учеником Вл.Со-ловьевым. Филос. Всеединства заложила фундамент развития антропологич. филос. "школы Соловьева" (от С.Н.Булгакова до Н.А.Бердяева). Традиция антропологич. освоения действительности оказалась определяющей в рус. филос. XIX в. В контексте этой концепции исследуются Р. и процессы формирования и развития рус. культурол. мысли. В обл. этносоц. и социокультурных процессов нац. развития исследуются прежде всего социокультурные детерминанты нац. самосознания, разрабатывается концепция существования и развития полиэтнического пограничного региона. Р. является ред. и соавтором уч. пос. ("История мировой культуры". Ч.1. Гродно, 1996; "Гiсторыя фiласофii". Гродно, 1997.)
Соч.
: Н.Г.Чернышевский. Становление и эволюция мировоззрения. Минск, 1972; Американская русистика и Н.Г. Чернышевский // Н.Г. Чернышевский в общественной мысли народов зарубежных стран. М., 1981; Антропологический идеализм в России первой половины 19 в.: А.А.Фишер // Отечественная философия. Опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып.6. М., 1990; Антропологический идеализм в творчестве А.В. Никитенко // Историко-философский ежегодник. Минск, 1991; Исследование социокультурных детерминаций национального развития // Пограничье. Т.3. Белосток, 1993; Русская антропологическая философия: проблемы понимания // Первый Росс. философский конгресс: "Человек. Философия. Гуманизм". Т.2. СПб., 1997.