Рождение младенца

Найдено 1 определение
Рождение младенца
До крещения Руси при рождении ребенка начинали целый ряд ритуалов, благодаря которым дитя обретало защиту от злых духов, и покровительство богов и природы.
Например, если рождался мальчик, то пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы младенец вырос охотником и мастеро вым. Если девочка – на веретене, чтобы росла рукодельницей.
Новорожденному перевязывали пупок льняной ниткой, в которую вплетали волосы матери и отца. «Привязать» – по-древнерусски «повить»; вот откуда «повитухи», «повивальные бабки». Первой пеленкой сыну служила отцовская рубаха, дочери – материнская.
Существовал еще и такой обязательный обычай. Отец – глава семьи – торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и Солнцу (не садящемуся, но обязательно восходящему – на долгую жизнь), Огню очага, Месяцу (опять-таки растущему, чтобы дитя хорошо росло), прикладывал к Земле-Матери и, наконец, окунал в Воду (или обрызгивал, если было холодно). Таким образом малыша «представляли» всем божествам, всем стихиям, отдавая под их покровительство.
Позже, с принятием христианства, возникает множество русских народных обрядов и обычаев, связанных с рождением ребенка. Крестьянка вообще мало обращает внимания на беременность и работает, как и вне беременности, до последних часов. Зимой – если она дома, она удаляется для разрешения в баню, а летом – в хлев, впрочем, из хлева, хотя это и летом, она все же, разрешившись от бремени, идет в баню и частенько сама ее затопляет, если нет при ней других женщин. Если же родит в дороге, в поле либо на пути к дому, то неминуемо топят баню там, куда она придет.
Повивальную бабку призывают часто перед родами, но почаще после родов. Эти бабки – старухи из числа тех, которые на себе схожих случаев много испытали и знают при этом много молитв, заговоров, умеющие лечить в случае тяжелых родов и понимающие приметы.
Родильница перед родами, до этого всего, развязывает на себе все узлы, снимает пояс, расплетает косы, время от времени разрывает стан рубахи. После родов уводят в баню родильницу. Неблагополучные роды бывают совсем редки благодаря крепкой натуре русских женщин.
В доме меж тем приготовляют родильнице теплую брагу, а у кого есть – и рыбные пироги. Родильница остается с бабкой два, три дня и более в бане, смотря по состоянию собственного здоровья, по выходе же скоро принимается за свои простые домашние занятия. Принеся новорожденного в первый раз в избу, бабка передает его на руки отцу, который сам кладет его в люльку и тем как бы официально признает его своим ребенком.
В доме родителей новорожденному приготовляли люльку. Люльку эту привешивают обыкновенно под полатями, либо грядками, на чуть гнущемся шесте.
Женщины по большей части подкармливают сами детей собственной грудью и постоянно около года; некие дают ребенку рожок с коровьим молоком. Чуждые всякой застенчивости, подкармливают грудью открыто как при домашних, так и при посторонних. Отнимают детей от груди, кормя их перед пришествием года коровьим молоком, а позже крошками хлеба в горячих щах либо просто в горячей воде, а коль скоро дитя достигло полуторагодовалого возраста, то подкармливают тем, что едят взрослые.

Источник: Славянская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
22.91 мб

ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СЮЖЕТ О РОЖДЕНИИ МЛАДЕНЦА И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИЯ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ АНДРЕЯ БЕЛ

Глухова Елена Валерьевна
В статье предлагается рассмотрение архетипического мотива рождения чудесного ребенка как варианта евангельский сюжета Рождества в творчестве Андрея Белого от «Симфоний» до работ революционных лет.