Рождества Христова в Палашах церковь

Найдено 1 определение
Рождества Христова в Палашах церковь
(уничтожена).
Храм находился в хитросплетении переулков, недалеко от главной улицы Москвы — Тверской. До сих пор в том месте, где Малый Палашевский переулок упирается в Сытинский, и последний поворачивает и переходит в Большой Палашевский, имеется неустроенное место — небольшой пустой участок, сзади которого виднеется здание школы. Церковь с редким для средневековой Москвы посвящением в честь праздника Рождества Христова находилась в урочище Палаши. Это старомосковское название имеет несколько объяснений. Считается, что здесь жили мастера, выделавшие палаши — короткие прямые широкие сабли. Согласно второй гипотезе здесь жили палачи. Однако и первая и вторая гипотезы не имеют подтверждения и вызывают сильные сомнения.
Храм Рождества Христова появился в этом месте в XVI в. По одной версии, церковь соорудили в 1573 г. по указу царя Ивана IV Грозного. По другой, ее построили пахотные крестьяне государева дьяка М.Г. Мисюря-Мунехина. Храм был деревянным в течение почти всего XVII века. Каменная шатровая колокольня древнее церкви — она поставлена по благословенной грамоте от 21 июля 1644 г. и пристроена с запада к еще деревянному храму. Само же здание храма выстроили в камне только в 1692 г. Это была типичная приходская церковь, главная часть которой была кубической, перекрытой сомкнутым сводом, завершенной пятиглавием с глухими барабанами. Между шатровой колокольней и собственно храмом построили трапезную с приделами: северным — Покрова Пресвятой Богородицы и южным — святителя Николая. Эти приделы устроили в трапезной в начале XVIII века. С XVIII века в храме находилась икона Божией Матери «Взыскание погибших». По преданию, записанному в XIX в., ее передал благочестивый прихожанин, чье имя осталось неизвестным. Это была чтимая семейная святыня, передававшаяся по наследству из рода в род. Последний ее владелец был вдов и один воспитывал сирот-дочерей. Он горячо молился перед семейной иконой о благополучии своих детей. Его усердная молитва была услышана. Владелец иконы, по особому указанию в сновидении, передал ее в Палашевский храм.
Во время Отечественной войны 1812 г. храм Рождества Христова в Палашах, как и многие другие, был разграблен, икона Божией Матери «Взыскание погибших» разбита на части и брошена. После изгнания неприятеля остатки чтимой святыни были найдены среди поруганного церковного имущества. Вскоре стараниями художника Т.Г. Мягкова чтимую икону восстановили. В 1815 г. Покровский придел переосвятили в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В 1836 г. выстроили новую трапезную, и приделы перенесли в нее. Трапезная была широкая, вдвое просторнее предыдущей, что объяснялось выросшим количеством прихожан. Она включила в свой западный фасад древнюю колокольню. Кроме окон по боковым стенам трапезная для лучшего освящения имела в центре невысокий световой купол. Среди прихожан Христорождественской церкви было много известных москвичей. В окрестных переулках жили артисты, художники, писатели. В частности, несколько лет в соседнем доме жил известный художник и знаток древней Москвы А.М. Васнецов. В Трехпрудном переулке жила семья Цветаевых: Иван Владимирович с дочерьми Мариной и Анастасией.
В 1920-е гг. храм еще действовал. В феврале 1925 г., незадолго до кончины, всенощную в храме совершил святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси. В мае 1935 г. Моссовет постановил храм закрыть и передать спецлаборатории Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Но, по-видимому, академии это здание не подошло, и его начали разрушать. Сносили храм почти два года, до конца 1937 г. На его месте выстроено типовое четырехэтажное школьное здание.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.