Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях во Дворце церковь

Найдено 1 определение
Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях во Дворце церковь
(Кремль, Дворцовая улица).
В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 1394 г., в память о победе в битве на Куликовом поле вдова великого князя Дмитрия Донского преподобная Евфросиния заложила в Кремле, на княжеском дворе каменную церковь в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. На этом месте раньше стояла дворцовая деревянная церковь Воскрешения праведного Лазаря, которую перенесли в придел Воскрешения праведного Лазаря вновь устроенной церкви, «близь большого алтаря». Рождественская церковь — одна из самых древних, сохранившихся в Кремле. Под престолом и у северной стены покоятся останки женщин княжеского семейства. Храм расписали в 1395 г. Феофан Грек и Семен Черный с учениками. Его обновили в 1514 г., когда было закончено строительство нового великокняжеского дворца. Итальяский зодчий Алевиз Новый использовав здание церкви как подклет, возвел над ним еще один этаж из кирпича и поднял церковь вверх, до уровня площадки жилого яруса дворца. Внизу осталась церковь Воскрешения праведного Лазаря. Храм стал, таким образом, двухэтажным. Между церковью и дворцом был устроен переход с сенями, которые и дали название храму «на Сенях». В 1626 г. церковь сгорела, но была восстановлена при царе Федоре Алексеевиче в 1681—1684 гг. Ее возвели точно по оси Теремного дворца. Так возникло несоответствие планов нижней и верхней церквей. К церкви была пристроена трапезная, под которой был проезд.
В 1838 г. церковь оказалась почти целиком застроенной по сторонам помещениями Большого Кремлевского дворца. Она подверглась реконструкции, в трапезной для устройства освещения пробили свод для светового фонаря, декор окон и порталов XVII века заменили на эклектический. По эскизам академика живописи Ф.Г. Солнцева подрядчик Полтавцев изготовил «простой и изящный иконостас в древнем стиле». Стенопись и иконы были выполнены по образцу живописи Успенского и Архангельского соборов. Роспись сделал согласно тогдашним представлениям о древнерусском искусстве художник Т. Киселев. Ее обновил через 20 лет художник Подключников в греческом стиле. В 1870 г. на церкви сделали новый крест и покрытие главы.
В 1949-1950-е гг. проводились реставрационные работы. Церковь сохранила западный перспективный портал с килевидным завершением. Свободного доступа в храм нет. Лишь золоченая главка на высоком резном барабане видна со стороны Оружейной палаты.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.