Рождественский археологический комплекс
Рождественский археологический комплекс
памятник раннего средневековья. Расположен в 1–1,5 км к западу от с. Рождественск Карагайского р-на Пермского края на левом берегу р. Обва. Включает в себя Рождественское и Филипповское городища, Рождественский мус. и языческий (финно-угорский) могильники. Памятники известны с XVIII в., впервые осмотрены Н.П. Рычковым. Изучались Н.Н. Новокрещенных (1898), В.А. Обориным и В.П. Денисовым (1949), Ю.А. Поляковым (1983), А.М. Белавиным и Н.Б. Крыласовой (1985, 1990–93, 1997, 2008). Много предметов из Рождественского городища имеется в коллекции Теплоуховых. Площадка Рождественского городища подпрямоугольной формы, площадь городища составляет свыше 36 тыс. кв. м (с валом ок. 38 тыс. кв. м). В целом на городище вскрыто более 2,5 тыс. кв. м. Изучено 4 жилища, 3 гончарных горна булгарского типа, остатки косторезной мастерской, остатки железообрабатывающей мастерской, вход в подземный лаз (ход), остатки колодца, несколько крупных ям – кладовок и т.п. Среди материалов множество фрагментов сосудов: 11 202 фрагмента булгарской гончарной (кувшины, корчаги, горшки, миски, сковородки, светильники) и 7503 фрагмента лепной керамики. Имеются обломки тиглей, керамические ложки-льячки, литейные формы, бракованные бронзовые изделия, что свидетельствует о существовании здесь бронзолитейных мастерских. Бракованные бусины и крупный кусок стеклянной пасты подтверждают наличие стеклодельного ремесла. В большом количестве найдены железные замки и ключи к ним булгарского типа, детали складных весов, пломбы и разновесы – инструментарий купцов. Конструкция производственных сооружений и состав материала городища свидетельствуют о том, что большинство ремесленников были выходцами из Волжской Булгарии. К числу наиболее интересных находок могут быть отнесены предметы пермского звериного стиля, поясная гарнитура и седельный крюк аскизского типа, бронзовый мечетный светец, амулеты от мус. четок, наборные роговые расчески с футлярами, кухонные глиняные валики и масложировые лампочки. Филипповское городище является хорошо укрепленным детинцем (цитаделью), с площадки которого просматривается все Рождественское городище. Длина сохранившейся части вала ок. 35 м, в центре имеется древний проход шириной до 2,5 – «ворота», описанные всеми, кто осматривал городище. Площадь городища вместе с валом и рвом составляет ок. 6 тыс. кв. м. К северу от вала Рождественского городища расположен неукрепленный посад с культурным слоем 30–50 см общей площадью ок. 20 тыс. кв. м. Важным отличием комплекса от основной массы средневековых городищ Предуралья является его трехчленность: детинец (цитадель) – укрепленный город – неукрепленный посад. Подобная планировка средневековых городов хорошо известна в Волго-Камье. По общей площади заселенной части (более 70 тыс. кв. м) Рождественский комплекс – наиболее значительный поселенческий объект средневекового Предуралья. С точки зрения специалиста в области фортификации Волжской Булгарии А.М. Губайдуллина, укрепленная часть Рождественского комплекса, состоящая из двух укрепленных площадок, принадлежит к весьма распространенному типу сложномысовых и сложных городищ Волжской Булгарии. Весьма вероятно, что Рождественский археологический комплекс можно ассоциировать с «касабой [факторией] Афикул» (Афилун, Афтакун, Аваколь, Афкула, Акикул) в 20 днях пути от Булгара на север перед странами Чулыман (Джулман, Джулыман, Чулман), Сибир (Себер) и Ибир (Ибер, Ибыр) или в их южных пределах, хорошо известной по мус. географической литературе XIII–XIV вв. (аль-Омари, Ибн Баттута, Ибн Халдун) и даже нач. XV в. (аль-Калкашанди). На наш взгляд, топоним Афикула можно понимать из тюркских (в персидском переложении) Афу, Ашу – «поворот» и Кула, Кала – «башня, крепость» как «Поворотная крепость». Такое название соответствует характеру торговли болгар, которые ездили с товарами до этого места, а дальше торговали местные купцы. На мус. могильнике, примыкающем с внешней стороны к вост. укреплениям Рождественского городища, Н.Н. Новокрещенных и Н.Б. Крыласовой изучено 26 погребений. Костяки лежали на слое красной материковой глины, на глубине 45–75 см от поверхности. Ориентировались они головой на запад, черепа были развернуты лицевой частью к югу в сторону Мекки – к кибле. Костяки расположены в соответствии с позой погребенного «лежа на спине с легким поворотом на правый бок», ноги чуть согнуты в коленях, остатки костей ступни (что зафиксировано в 5 случаях) развернуты вправо, правая рука вытянута вдоль бедренной кости или чуть подогнута, левая согнута в локте и уложена в области таза. Судя по расположению костей, трупы перед погребением были лишены одежд и украшений и плотно завернуты в саван. Такая поза погребенного соответствует мус. традиции, распространенной в Волжской Булгарии в домонгольское время. Погребения датированы домонгольским временем по находкам типичных для этого времени Г-образных гвоздей от гробовищ в погребениях и фрагменту цепочки и пронизки со вздутиями в засыпи погребения и в междумогильном пространстве. О домонгольском времени говорит и железный ромбовидный наконечник стрелы с упором XI–XIII вв., ставший причиной смерти мужчины из погребения № 32 (найден в области таза). В целом погребения имеют аналогии с мус. кладбищами Волжской Булгарии, наиболее полные аналогии, в т.ч. по деталям обряда, топографии, характеру погребений просматриваются с IV и II Билярскими некрополями. Отметим достаточно точное соблюдение киблы, что, вероятно, связано с инструментальными измерениями. Последнее подтверждается письменными источниками, указывающими на периодические приезды в «касабу Афкуль» проповедников и астрономов – измерителей времени из Булгарии. Очевидно, Р.а.к. – точка первичного проникновения ислама в Прикамье. Наличие мус. могильника, непосредственно примыкающего к оборонительным сооружениям Рождественского городища, является бесспорным свидетельством проживания булгар на городище. Краниологическая серия этого могильника может быть охарактеризована как брахикранная, что отличает ее от местных финно-угорских долихомезокранных типов и сближает с краниологией собств. булгарских серий (измерской, билярской и др.). По затекам зубной эмали у черепов из мус. погребений определяется склонность к монголоидности. Эти наблюдения также сближают рождественскую серию с билярскими. Языческая часть могильника находилась в 300–500 м вост. Рождественского городища. Всего здесь за период раскопок памятника изучено 126 погребений, совершенных по обряду трупоположения. Погребения расположены рядами, в которых погребенные ориентированы ногами к реке. Все погребения инвентарные, но в составе и кол-ве погребального инвентаря наблюдаются существенные различия. В частности, по составу, кол-ву и качеству инвентаря можно говорить о существенной социально-имущественной дифференциации населения городища, оставившего могильник, делать выводы о половозрастных особенностях погребных, реконструировать костюмные комплексы и профессиональную принадлежность (это наиболее наглядно выражено в мужских захоронениях). В погребальный инвентарь мужских погребений входили орудия труда, оружие, детали конского снаряжения. Особый интерес представляет погребение № 37. В нем наряду с флаконовидной пронизкой, кресалом, ножом, втульчатым топором, остатками фигурного деревянного сосуда с серебряными обкладками найдены три круглые пластинчатые серебряные подвески и серебряная трапециевидная подвеска со знаком Рюриковичей. Судя по ней, это захоронение местного торговца – «купца чулыманского». Материалы раскопок свидетельствуют о том, что Р.а.к. существовал в период с IX–X по 2-ю пол. XIV в., наибольший расцвет его приходится на XI–XIII вв. В этот период здесь существовала булгарская торгово-ремесленная фактория, вошедшая в вост. источники XIII– XIV вв. как «касаба Афкуль (Акикул)». Лит.: Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула: археологический комплекс у с. Рождественск. – Пермь, 2008; Они же. История изучения Рождественского археологического комплекса (Афкуль) // Российская археология: достижения и перспективы XXI века. – Ижевск, 2000; Белавин А.М., Крыласова Н.Б., Ленц Г.Т. Мусульманский некрополь Рождественского археологического комплекса на р. Обва и проблема средневековых мусульманских кладбищ в Предуралье // Великий Волжский путь. История формирования и развития. – Казань, 2002, с. 106–24; Брюхова Н.Г. Антропологический материал Рождественского могильника // Вестник музея археологии и этнографии пермского Предуралья. Вып. 1. – Пермь, 2006, с. 145–48; Крыласова Н.Б. Подвеска со знаком Рюриковичей из Рождественского могильника // Российская археология, 1995, № 2; Оборин В.А. Рождественское городище и могильник // Уч. зап. Пермского госуниверситета. Т. IХ, вып. 3. – Харьков, 1953. А.Б.