РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Рождество Пресвятой Богородицы
праздник Православной Церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 21 сентября по нов. ст. Установлен в память рождения Девы Марии. Согласно церковному преданию, благочестивые родители Девы Марии – Иоаким и Анна, – долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу.
Источник: Краткий православный словарь.
Рождество Пресвятой Богородицы
двунадесятый Богородичный праздник, отмечаемый 21(8) сентября. Установлен Церковью в память о рождении Пресвятой Богородицы от бездетных и престарелых, но благочестивых родителей Иоакима и Анны. Позор и бесчестие сопровождали бездетных супругов, которые пообещали Богу отдать будущее дитя Ему на служение. Вскоре после этого у Иоакима не приняли жертву в храме и он, огорченный, отправился в пустыню молиться. Примерно в то же время получила великое огорчение и Анна: ее упрекнула в бездетности собственная служанка. Женщина вышла в сад, увидела на дереве птичье гнездо и заплакала, потому что даже у малых птиц были птенцы, а у нее самой детей не было. В этот момент перед ней предстал ангел Господень и сообщил, что скоро та родит дочь. Примерно в то же время ангел явился и Иоакиму. Счастливые супруги встретились и стали пересказывать друг другу свои видения, а примерно через год у них родилась дочь, которую назвали Марией.
Источник: Православная энциклопедия.
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сентября - начало индикта - церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевших над ним проклятия и гибели. Это праздник всемирной радости. Родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Сына Еммануила - Спасителя. Церковь называет Ее Лествицей, по Которой сошел в дольный мир Христос и по Которой поднимается в горний мир человек. Рождение Девы Марии - плод праведной, благочестивой и богоугодной жизни родителей Ее - Иоакима и Анны, плод их терпения и молитв, крепкой веры, плод живого упования на Бога и Его всесильную помощь. "Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем" (кондак праздника). Прося помощи себе - избавить их от позора бесплодия, они вымолили прощение всему человечеству, как бы искупили своей благочестивой жизнью прародительский грех и тем самым избавили от вечной смерти Адама и Еву. Прародители Адам и Ева своим непослушанием ввергли мир в рабство дьяволу, а родители Богородицы Иоаким и Анна своим смирением положили начало "сладкому игу Христову".
Праздник этот, отмечаемый 8/21 сентября, назывался в народе Госпожинками или Пречистою второю (малою) для отличия его от дня Успения. В основании этих названий лежат известные наименования, которые обыкновенно придаются нашею Церковью Пресвятой Деве Марии. Нередко еще 8 сентября слывет под именем Аспожка, Спасова или Аспасова дня. В этих наименованиях смешано троякое производство: Спас (1, 6 и 16 августа), Госпожа (15 и 31 августа) и пожни - после жатвы. Теми же именами называется вся неделя с 1/14 по 8/21 сентября.
И.П. Калинский
Праздник этот, отмечаемый 8/21 сентября, назывался в народе Госпожинками или Пречистою второю (малою) для отличия его от дня Успения. В основании этих названий лежат известные наименования, которые обыкновенно придаются нашею Церковью Пресвятой Деве Марии. Нередко еще 8 сентября слывет под именем Аспожка, Спасова или Аспасова дня. В этих наименованиях смешано троякое производство: Спас (1, 6 и 16 августа), Госпожа (15 и 31 августа) и пожни - после жатвы. Теми же именами называется вся неделя с 1/14 по 8/21 сентября.
И.П. Калинский
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
первый в чреде двунадесятых неподвижных праздников в годовом богослужебном круге; празднуется 8 (21) сентября. Праздник установлен в IV в. Он посвящен «началу нашего спасения», рождеству Девы Марии. Обстоятельства этого события описаны не в Новом Завете, а в апокрифе II в. – «Евангелии Иакова». Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы – Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. Однажды, когда Иоаким пришел в храм, один книжник сказал ему: «Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства в Израиле» (в народе бесплодие считалось знаком гнева Божия). Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо.
Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо воробья на ветке лавра. «Увы! – воскликнула Анна. – Чему могу уподобить себя? Kто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной, и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобой, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землей, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа». И тогда явился в саду Ангел Господень. «Анна, – сказал он, – Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род твой».
Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома своего и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь, говоря: «Теперь я знаю, что Господь Бог благословил меня». А через девять месяцев у престарелых родителей появилась Дочь. Ее назвали Марией (Мариам). Хотя Церковь не приняла «Евангелия Иакова» в качестве вполне достоверного и канонического, предание, запечатленное в нем, пользовалось авторитетом и любовью церковного народа.
K нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и западные художники. Важен самый смысл сказания. Богоматерь рождается в семье праведников, а в родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений.
Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощное бдение с чтением паримий и литией. Паримии, как и в другие Богородичные праздники, включают тексты из Ветхого Завета, в которых можно видеть символы, прообразующие Деву Марию.
Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо воробья на ветке лавра. «Увы! – воскликнула Анна. – Чему могу уподобить себя? Kто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной, и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобой, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землей, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа». И тогда явился в саду Ангел Господень. «Анна, – сказал он, – Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род твой».
Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома своего и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь, говоря: «Теперь я знаю, что Господь Бог благословил меня». А через девять месяцев у престарелых родителей появилась Дочь. Ее назвали Марией (Мариам). Хотя Церковь не приняла «Евангелия Иакова» в качестве вполне достоверного и канонического, предание, запечатленное в нем, пользовалось авторитетом и любовью церковного народа.
K нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и западные художники. Важен самый смысл сказания. Богоматерь рождается в семье праведников, а в родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений.
Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощное бдение с чтением паримий и литией. Паримии, как и в другие Богородичные праздники, включают тексты из Ветхого Завета, в которых можно видеть символы, прообразующие Деву Марию.
Источник: Православие. Словарь-справочник.