(р. 16.03.1958) — спец. по соц. филос., филос. истории и культурологии; д-р филос. наук. Род. в Новосибирске. Окончил ф-т психол. МГУ (1983). С 1987 ведет иссл. и преподает в Но-восиб. гос. ун-те. Канд. дисс. —"Методологический анализ моделирования социокультурных объектов" (1989); докт. дисс. — "Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире" (МГУ, 1993). С 1994 — рук. междунар. электронного форума PHILOFHI (PHILosophy OF History and theoretical history) на англ. языке. С 1996 — администратор Архива филос. в Интернете. С 1997 — координатор междунар. сети Macrohistorical Dynamics. P. обосновывает возможность теор. истории (ТИ) как позитивной науки (в противопоставление взглядам К.Поппера), систематизирует познавательные средства ТИ. На основе общих подходов наиболее продуктивных иссл. в ТИ Р. разработал метод ТИ, включающий 9 осн. этапов и ряд взаимосвязанных познават. процедур. Метод соединяет индуктивный, сравнительно-ист. и гипотети-ко-дедуктивный подходы, формальные, интуитивные и полуинтуитивные процедуры. В качестве онтол. основания для этого подхода используется схема четырех миров (к "трем мирам" К.Поппера Р. добавляет отдельную "социосферу" как обл. взаимодействий между индивидами, группами, об-вами). В каждой онтол. сфере "живут" разные типы объектов (точнее, их аналитически выделяемых аспектов) и подчиняются разным законам. Взаимодействие между сферами происходит через "гибридные объекты". В трактовке проблемы свободы воли Р. развивает концепцию "мягкого детерминизма", согласно к-рой свобода воли, с одной стороны, существует, с др. стороны, всегда реально ограничена и во многом задается собственной прошлой историей. В обл. этики и теории ценностей Р. обосновывает принципы конструктивной аксиологии и этику целостного сознания, сочетающую максимально широкий моральный и культурный плюрализм с ригористической защитой круга общезначимых ценностей. На основе использования "закона Юма", априористс-кой техники И.Канта и идей К.-О.Апеля и Ф. фон Ку-черы Р. разрабатывает логич. схему выявления и обоснования общезначимых ценностей (в противопоставление к "высшим" — дюркгеймианским сакральным объектам, к-рые всегда будут разл. для разных сообществ и культур). В филос. образования эта аксиол. концепция применена им для систематической разработки иерархии ценностей гуманит. образования с базовым принципом ориентации на интересы об-ва, сохранение культуры и свободное развитие личности.
В обл. истории филос. Р. поставил проблему причинных факторов ист. динамики значимости филос. проблем, проанализировал характеристики т.н. "вечных проблем" или "проклятых вопросов" филос. и выдвинул гипотезу о составе и многоуровневой сложной сети причинных факторов, таких как внутр. режимные (К.Маркс, Н.Элиас) и архетипические противоречия (К.Юнг, К.Леви-Стросс), публичное внимание к проблеме, когнитивный диссонанс, близость к центру внимания в узлах интеллектуальных сетей (Р.Коллинз), простота формулировки и т.д.
Соч.
: Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992; Философия гуманитарного образования. М., 1993; Культура, ценности и развитие образования. М., 1992; Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // ВФ. 1995. 12; Национальная идея как императив разума // Там же. 1997. 10; Ценности в проблемном мире. Новосибирск, 1998; Начала рациональной философии истории. Вып.1—6. Новосибирск, 1997—2001; Структура социальной онтологии: на пути к синтезу макроисторических парадигм // Там же. 1999. 2; К помологическому синтезу социального и гуманитарного знания // Личность. Культура. Общество. Новосибирск, 2000, Т.II.