(1890 - 1967, Бейрут) — инженер-самолётостроитель. Род. в семье православного священника. Оконч. дух. семинарию, поступил на механич. отделение Московского технологии, ин-та. Участвовал в строительстве самолётов и в создании авиационной аппаратуры. В нач. войны 1914 помогал в орг-ции лётной школы при Московском авиационном об-ве. В 1915 поступил в армию в чине подпоручика и назначен нач-ком мастерской Московской военной авиашколы. Демобилизовавшись в 1918, вернулся в Москву для продолжения занятий. В 1919 эмигрировал в США.
С 1925 — проф. в Амер. ун-те в Бейруте (Ливан). Создал ряд авиационных инструментов, нашедших применение в ВВС США. Возвратившись в США, занимался в 1938-39 в Массачусетском технологич. ин-те проектированием «воздушной подушки» для судов и исследованиями в обл. гравитации.
Лит. Raymond В., Jones D. Rubinskii Ivan // The Russian Diaspora. 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 182-183.
РУБИНСКИЙ Иван Александрович
РУБИНСКИЙ Иван Александрович
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.
РУБИНСКИЙ Иван Александрович
1.1.1890, ел. Маяк, Изюмского у.
Харьковской губ. 15.10.1967, Бейрут) - инженер-конструктор. Родился в семье священника. После окончания Харьковской духовной семинарии (1910) поступил на механическое отделение Московского технического училища (МТУ). Уже на 1-м курсе активно включился в деятельность Воздухоплавательного кружка, созданного при училище под руководством Н.Жуковского в 1909; участвовал в постройке летательных аппаратов, создании измерительных приборов и проведении экспериментальных исследований. С начала 1-й мировой войны принял участие в организации авиационной школы добровольцев при Московском обществе воздухоплавания и обучался в ней «искусству летания». В октябре 1914 вместе со своим однокурсником К.Ушаковым сконструировал тренажер для обучения пилотированию самолета, использовавшийся впоследствии в школе. В 1915 поступил «охотником» в действующую армию, окончил краткие теоретические курсы авиации при МТУ и после производства в прапорщики заведовал технической частью и авиационными мастерскими военно-авиационных школ в Москве. Наряду с этим вел исследования в Аэродинамической лаборатории МТУ, выступал в качестве эксперта по вопросам авиации в различных учреждениях.Р. разработал прибор для записи реакции самолета на действие элеронов и рулей, исследовал коэффициент сопротивления авиационных стрел - металлических стержней с оперением, которые широко применялись тогда авиацией воюющих стран для уничтожения живой силы противника. Ему принадлежит установка для записи траекторий самолетов (и падающих бомб), с помощью которой, сравнивая моторный полет с планирующим, можно было определять характеристики винтомоторной группы самолета. В 1916 Р. спроектировал (в сотрудничестве с Ушаковым) зеркальный коллиматорный прицел, применявшийся с весны 1917 на фронте и переданный военным миссиям союзников (применялся в Англии во время 2-й мировой войны).
В 1916 Р. был рекомендован Советом МТУ для командирования в союзные страны - Англию и Францию - с целью изучения состояния производства самолетов в этих странах, но последовавшие события не позволили реализовать его планы. В 1916 Р. назначили в 1 -и авиационный парк, переведенный из Петрограда в Одессу. Этот парк делегировал его на авиационный съезд в Москве (1917). Там Р. был выбран членом Совета авиации. Октябрьский переворот застал его в Одессе, и ввиду приближения австрийских войск на Р. легли заботы об эвакуации рабочих и имущества парка в Саратов. Демобилизовавшись в январе 1918, Р.
вернулся в Москву для завершения своего обучения в Московском училище. Здесь у него возникла идея объединения научных работников и инженеров, связанных с проблемами авиации. М.Громов посоветовал ему обратиться по этому вопросу в правительство, а Н.Жуковский рекомендовал привлечь к организации такого центра еще А. Туполева.
Осенью Р. направил в НТО ВСНХ официальное предложение о создании «Центрального аэрогидродинамического института» (ЦАГИ). Предложение это было одобрено, и в декабре 1918 ЦАГИ начал свою работу под руководством «коллегии» в составе трех человек: Н.Жуковский (председатель), А.Туполев и Р, Наряду с ЦАГИ Р. участвовал в работе центрального управления авиационных заводов. В 1919 он был направлен для урегулирования взаимоотношений с рабочими на авиационный завод в Одессу, занятую в это время белогвардейцами. Там, в Одессе, Р. принял решение уехать из России в Америку. Он поступил кочегаром на пароход, который, однако, был реквизирован Добровольческой армией и превращен в госпитальное судно для тифозных больных. Вскоре Р. заразился тифом и оказался в пароходном лазарете, корабль же в связи с эвакуацией белой армии был направлен в Египет. В результате Р. попал в лагерь для беженцев под Александрией. Недалеко от лагеря находился английский военно-воздушный парк, и Р. устроился туда на работу (1920). Однако вскоре он переехал в Сирию. В 1921 Р. женился на уроженке Тифлиса - Эллине Браун, дочери работавшего на Кавказе английского инженера; у них было двое сыновей и дочь.
В 1922-25 Р. имел частную инженерную практику в Дамаске и в течение двух лет (1924-25) работал также в вычислительном бюро Управления земельного кадастра и сельскохозяйственной мелиорации государств Сирии, Алауитов и Великого Ливана (французские подмандатные территории на Ближнем Востоке). В 1926 Р. переехал в Ливан, где получил должность преподавателя в частном Американском университете в Бейруте. В 1931 Р. стал адъюнктом, затем доцентом (1939) и профессором инженерных наук (1951). Удивительно разносторонним был спектр его преподавательской деятельности в университете. Он вел курсы теоретической и аналитической механики, графостатики, теории механизмов, гидравлики, гидрологии, теплотехники и термодинамики, изысканий в общей и высшей геодезии, практической астрономии, ирригации, технического черчения; руководил проектированием по водоснабжению, отоплению и холодильному делу: вел лабораторные и практические занятия по инженерной гидравлике, испытанию материалов, теплотехнике и практической геодезии: читал дополнительные курсы для аспирантов по векторному анализу, теории ошибок, небесной механике, гидродинамике. Разнообразие общетеоретических и прикладных инженерных курсов, которые вел Р., свидетельствовало не только о его личной одаренности, но и о той блестящей инженерной школе, которую он прошел в МТУ. Первый годичный отпуск Р. провел в 1938/39 учебном году в Массачусетском институте (США). Здесь он предложил употреблять в сверхзвуковых аэродинамических трубах тяжелые газы вместо воздуха, что сильно снижало потребную мощность (о результатах своих исследований Р. сообщил в советское консульство - для передачи в ЦАГИ). Следующий свой годичный отпуск Р. провел в 1950/51 учебном году в Принстонском университете (США), где продолжил исследования по применению стекловолокна в предварительно напряженном бетоне. В 1955 Р. ушел на пенсию, но числился научным сотрудником университета до 1963.
Р. принадлежит масса новаторских идей и изобретений в различных областях. К сожалению, многие из них остались неосуществленными из-за отдаленности Бейрута от ведущих научных центров промышленно развитых стран. В 1923 Р. направил в Военное ведомство США обоснование целесообразности полетов в стратосфере в целях выигрыша скоростей. В 1925 разработал вычислительные приборы для обработки геодезических данных. С 1930 изучал снижение гидродинамического сопротивления судов с помощью «воздушной подушки», предвосхитив последующее бурное развитие этой идеи. Им была спроектирована вычислительная машина для решения систем уравнений со многими неизвестными.Р. изучал распространение звука по натянутым струнам и использовал результаты этого исследования для разработки устройства, усиливающего звук или аналогичные вибрационные процессы. Он предложил оригинальные дифференциальные трансмиссии для высоких коэффициентов передачи. На протяжении ряда лет успешно занимался проектированием и испытанием простейших высокоэффективных центробежных водяных насосов для орошения, начало работ над которыми было положено запросом Переселенческого комитета Лиги наций.Р. участвовал в проектировании и строительстве в Бейруте сооружений для промышленного обезвоживания нефти газами. Ему принадлежит также конструкция ряда измерительных приборов. Небольшой сборник его работ содержит статьи, посвященные снижению трения в грунтах с помощью электроосмоса, использованию методов графостатики для оптимизации коммуникационных линий, устройствам для опреснения морской воды, центрифужным испытаниям хрупких материалов, использованию «жидкого стекла» в дорожном строительстве, устройству для предварительного напряжения бетонных стержней и расчету предварительно напряженных бетонных блоков.
Последнюю свою работу (1966) о простых аналогиях, поясняющих действие тяготения, написанную к 300-летию закона всемирного тяготения, Р.
посвятил памяти двух русских ученых - П.Лебедева и Н.Жуковского.
Незадолго до смерти (1965) Р. побывал в Москве, оставив здесь свои краткие автобиографические заметки.
За многогранную научно-техническую и преподавательскую деятельность правительство Ливана наградило Р. орденом Кедра, а министерство образования республики - бронзовой медалью.
В качестве хобби Р. увлекался цветной стереофотографией, конструированием быстроходных лодок, мастерил визуальные средства для преподавания.
Похоронен на бейрутском кладбище в Ашрафие, отпевание было совершено в церкви Св.Димитрия.
Харьковской губ. 15.10.1967, Бейрут) - инженер-конструктор. Родился в семье священника. После окончания Харьковской духовной семинарии (1910) поступил на механическое отделение Московского технического училища (МТУ). Уже на 1-м курсе активно включился в деятельность Воздухоплавательного кружка, созданного при училище под руководством Н.Жуковского в 1909; участвовал в постройке летательных аппаратов, создании измерительных приборов и проведении экспериментальных исследований. С начала 1-й мировой войны принял участие в организации авиационной школы добровольцев при Московском обществе воздухоплавания и обучался в ней «искусству летания». В октябре 1914 вместе со своим однокурсником К.Ушаковым сконструировал тренажер для обучения пилотированию самолета, использовавшийся впоследствии в школе. В 1915 поступил «охотником» в действующую армию, окончил краткие теоретические курсы авиации при МТУ и после производства в прапорщики заведовал технической частью и авиационными мастерскими военно-авиационных школ в Москве. Наряду с этим вел исследования в Аэродинамической лаборатории МТУ, выступал в качестве эксперта по вопросам авиации в различных учреждениях.Р. разработал прибор для записи реакции самолета на действие элеронов и рулей, исследовал коэффициент сопротивления авиационных стрел - металлических стержней с оперением, которые широко применялись тогда авиацией воюющих стран для уничтожения живой силы противника. Ему принадлежит установка для записи траекторий самолетов (и падающих бомб), с помощью которой, сравнивая моторный полет с планирующим, можно было определять характеристики винтомоторной группы самолета. В 1916 Р. спроектировал (в сотрудничестве с Ушаковым) зеркальный коллиматорный прицел, применявшийся с весны 1917 на фронте и переданный военным миссиям союзников (применялся в Англии во время 2-й мировой войны).
В 1916 Р. был рекомендован Советом МТУ для командирования в союзные страны - Англию и Францию - с целью изучения состояния производства самолетов в этих странах, но последовавшие события не позволили реализовать его планы. В 1916 Р. назначили в 1 -и авиационный парк, переведенный из Петрограда в Одессу. Этот парк делегировал его на авиационный съезд в Москве (1917). Там Р. был выбран членом Совета авиации. Октябрьский переворот застал его в Одессе, и ввиду приближения австрийских войск на Р. легли заботы об эвакуации рабочих и имущества парка в Саратов. Демобилизовавшись в январе 1918, Р.
вернулся в Москву для завершения своего обучения в Московском училище. Здесь у него возникла идея объединения научных работников и инженеров, связанных с проблемами авиации. М.Громов посоветовал ему обратиться по этому вопросу в правительство, а Н.Жуковский рекомендовал привлечь к организации такого центра еще А. Туполева.
Осенью Р. направил в НТО ВСНХ официальное предложение о создании «Центрального аэрогидродинамического института» (ЦАГИ). Предложение это было одобрено, и в декабре 1918 ЦАГИ начал свою работу под руководством «коллегии» в составе трех человек: Н.Жуковский (председатель), А.Туполев и Р, Наряду с ЦАГИ Р. участвовал в работе центрального управления авиационных заводов. В 1919 он был направлен для урегулирования взаимоотношений с рабочими на авиационный завод в Одессу, занятую в это время белогвардейцами. Там, в Одессе, Р. принял решение уехать из России в Америку. Он поступил кочегаром на пароход, который, однако, был реквизирован Добровольческой армией и превращен в госпитальное судно для тифозных больных. Вскоре Р. заразился тифом и оказался в пароходном лазарете, корабль же в связи с эвакуацией белой армии был направлен в Египет. В результате Р. попал в лагерь для беженцев под Александрией. Недалеко от лагеря находился английский военно-воздушный парк, и Р. устроился туда на работу (1920). Однако вскоре он переехал в Сирию. В 1921 Р. женился на уроженке Тифлиса - Эллине Браун, дочери работавшего на Кавказе английского инженера; у них было двое сыновей и дочь.
В 1922-25 Р. имел частную инженерную практику в Дамаске и в течение двух лет (1924-25) работал также в вычислительном бюро Управления земельного кадастра и сельскохозяйственной мелиорации государств Сирии, Алауитов и Великого Ливана (французские подмандатные территории на Ближнем Востоке). В 1926 Р. переехал в Ливан, где получил должность преподавателя в частном Американском университете в Бейруте. В 1931 Р. стал адъюнктом, затем доцентом (1939) и профессором инженерных наук (1951). Удивительно разносторонним был спектр его преподавательской деятельности в университете. Он вел курсы теоретической и аналитической механики, графостатики, теории механизмов, гидравлики, гидрологии, теплотехники и термодинамики, изысканий в общей и высшей геодезии, практической астрономии, ирригации, технического черчения; руководил проектированием по водоснабжению, отоплению и холодильному делу: вел лабораторные и практические занятия по инженерной гидравлике, испытанию материалов, теплотехнике и практической геодезии: читал дополнительные курсы для аспирантов по векторному анализу, теории ошибок, небесной механике, гидродинамике. Разнообразие общетеоретических и прикладных инженерных курсов, которые вел Р., свидетельствовало не только о его личной одаренности, но и о той блестящей инженерной школе, которую он прошел в МТУ. Первый годичный отпуск Р. провел в 1938/39 учебном году в Массачусетском институте (США). Здесь он предложил употреблять в сверхзвуковых аэродинамических трубах тяжелые газы вместо воздуха, что сильно снижало потребную мощность (о результатах своих исследований Р. сообщил в советское консульство - для передачи в ЦАГИ). Следующий свой годичный отпуск Р. провел в 1950/51 учебном году в Принстонском университете (США), где продолжил исследования по применению стекловолокна в предварительно напряженном бетоне. В 1955 Р. ушел на пенсию, но числился научным сотрудником университета до 1963.
Р. принадлежит масса новаторских идей и изобретений в различных областях. К сожалению, многие из них остались неосуществленными из-за отдаленности Бейрута от ведущих научных центров промышленно развитых стран. В 1923 Р. направил в Военное ведомство США обоснование целесообразности полетов в стратосфере в целях выигрыша скоростей. В 1925 разработал вычислительные приборы для обработки геодезических данных. С 1930 изучал снижение гидродинамического сопротивления судов с помощью «воздушной подушки», предвосхитив последующее бурное развитие этой идеи. Им была спроектирована вычислительная машина для решения систем уравнений со многими неизвестными.Р. изучал распространение звука по натянутым струнам и использовал результаты этого исследования для разработки устройства, усиливающего звук или аналогичные вибрационные процессы. Он предложил оригинальные дифференциальные трансмиссии для высоких коэффициентов передачи. На протяжении ряда лет успешно занимался проектированием и испытанием простейших высокоэффективных центробежных водяных насосов для орошения, начало работ над которыми было положено запросом Переселенческого комитета Лиги наций.Р. участвовал в проектировании и строительстве в Бейруте сооружений для промышленного обезвоживания нефти газами. Ему принадлежит также конструкция ряда измерительных приборов. Небольшой сборник его работ содержит статьи, посвященные снижению трения в грунтах с помощью электроосмоса, использованию методов графостатики для оптимизации коммуникационных линий, устройствам для опреснения морской воды, центрифужным испытаниям хрупких материалов, использованию «жидкого стекла» в дорожном строительстве, устройству для предварительного напряжения бетонных стержней и расчету предварительно напряженных бетонных блоков.
Последнюю свою работу (1966) о простых аналогиях, поясняющих действие тяготения, написанную к 300-летию закона всемирного тяготения, Р.
посвятил памяти двух русских ученых - П.Лебедева и Н.Жуковского.
Незадолго до смерти (1965) Р. побывал в Москве, оставив здесь свои краткие автобиографические заметки.
За многогранную научно-техническую и преподавательскую деятельность правительство Ливана наградило Р. орденом Кедра, а министерство образования республики - бронзовой медалью.
В качестве хобби Р. увлекался цветной стереофотографией, конструированием быстроходных лодок, мастерил визуальные средства для преподавания.
Похоронен на бейрутском кладбище в Ашрафие, отпевание было совершено в церкви Св.Димитрия.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции