как и десница (см.), в Священном Писании часто есть символ доброй или злой воли, силы, активного действия, покровительства, поддержки (Быт 16.12; Исх 23.1; 33.22; Чис 11.23; Вт 2.15; 13.9; 1Ц 24.7; 2Ц 24.16; 4Ц 3.15; Езд 9.2; Неем 2.18; Иов 22.3; 33.7; 37.7; Пс 23.4; 25.10; 72.23; Ис 26.11; Мф 6.3; Лк 22.21; Ин 3.35; 10.28-29; От 13.16).
Рука
рука
Рука
евр. яд. Рука часто обозначает крепость и могущество. Быть в чьей-нибудь руке означает зависеть от кого-нибудь (2 Цар. 24:14). «Поднимать руку» обозначает клятву или выражение благоговения (Втор. 32:40; Пс. 133:2; 140: 2). Некоторые выражения о руке понятны сами собой «Правая рука» или правая сторона (одесную) обозначала почесть и могущество (Пс. 15:8; 44:10; 109:1; М-т. 26:64; Кол. 3:1). В географическом отношении правою рукою обозначался юг и левою север, потому что, называя страны света, представляли себя обращенными к востоку; см., например, Быт. 14:15, где «левая сторона Дамаска» то же, что «к северу от Дамаска»; и 1 Цар. 23:19 «направо от Иесимона», — т.е. «к югу и т.д. О наполнении рук см. «наполнение».
РУКА
эстампы кисти руки (преимущественно левой) неоантропа на стенах пиренейских пещер (Альтамира и др.), выполненные в технике трафарета с помощью естественных красок (красная — охра, черная — двуокись марганца). В некоторых пещерах представлены целые фризы «рук» (Кастильо в Испании и др.), которые в контексте с рисунками зверя раннеориньякского типа и знаками охотничьей активности (т.н. «дисками») олицетворяли социальную общность . Принадлежность большинства «Р.» подросткам, как и наличие «калеченых», или неполных, «Р.» (вероятное свидетельство обрядовой ампутации), говорит о связи этих комплексов с пещерными инициациями. Заключение А.Брейля (1911 г.) о раннем (в рамках верхнего палеолита) возрасте «Р.» было завершено «гипотезой руки» А.Люке (1926 г.), претендующей на объяснение генезиса всего верхнепалеолитического творчества, но не получившей фактических подтверждений. Сущность ее состояла в утверждении первичности у неоантропа случайного «механического рисунка», трансформировавшегося в действительное изображение.
Источник: Археологический словарь. 1990