, Жорж (Rouault, Georges) 1871, Париж — 1958, Париж. Французский художник. В юности обучался ремеслу в витражной мастерской, занимался реставрацией старинных витражей (1885—1890). В 1891—1895 учился в Школе изящных искусств в Париже сначала у Э. Делоне, затем у Гюстава Моро, который оказал большое влияние на начинающего художника. Образный мир Руо формировался под воздействием его религиозных и моральных исканий, общения с Ж. К. Гюисмансом и особенно с католическим писателем Л. Блуа (с 1904). Ок. 1903, отказавшись от традиционного жанра библейских и исторических композиций, переключился на современную тематику. В его гротескных образах людей дна, персонажей бродячего цирка обнажаются стихийные, необузданные инстинкты ночного мира, греховного подполья современной цивилизации. В акварелях Руо гримасы паяцев, бесстыдные позы проституток обрисованы свободными, широко круглящимися движениями кисти; черные росчерки ритмически организуют текучие массы, наполненные богатыми переливами оттенков (Голова трагического клоуна, 1904, частное собрание; Проститутка, 1906, Париж, музей Пти-Пале). В теме судей, к которой художник приступил в 1908, сатирическое начало достигает кульминации. Физическая и моральная ущербность вершителей правосудия запечатлена с гротескным неистовством. Уродливые фигуры и лица, искаженные пороком, возникают из клубящегося синего мрака, как дьявольское наваждение (Судьи, 1908, Копенгаген, Королевский музей изящных искусств; Трое судей, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Традиции Гойи и Домье опосредуются христианским миросозерцанием Руо, типы-маски олицетворяют некое метафизическое зло, торжествующее в богооставленном мире. Разгулу зла противостоят трагические образы Христа и страдающего комедианта (Голова Христа, 1905, частное собрание; Старый клоун, 1917, частное собрание). В период 1917—1927 Руо посвятил себя графике, книжной иллюстрации, а также литературному творчеству. Графическая сюита Мизерере, созданная под впечатлением от событий мировой войны, раскрывает тему смерти и мученического удела человека на земле. С кон. 1910-х религиозная тематика в живописи Руо становится преобладающей. Лик Христа, фигуры святых, композиции Распятий трактуются в традициях средневекового искусства — готического витража, византийской мозаики, лиможской эмали. Плотные черные линии очерчивают контур, внутри которого сияют насыщенные спектральные цвета (Распятие, 1918, частное собрание; Голова Христа, 1937—1938, Кливленд, Музей искусств; Наша Жанна, 1940—1948, частное собрание; Вероника, 1945, Париж, Нац. музей современного искусства). В расширившемся репертуаре масок социальная сатира смягчается или вовсе исчезает; театральные персонажи, фантастические фигуры королей и грандов трактуются в той же манере, что и герои Священной истории (Раненый клоун, ок. 1933, Париж, частное собрание; Мудрый Пьеро, 1940—1948, частное собрание). Художник подолгу, иногда годами, работал над своими малоформатными картинами, многократно переделывая их. Нижние слои краски, проступая сквозь верхние, создают эффект внутреннего, фосфоресцирующего свечения. Образы-видения словно выплывают из некой запредельной глубины, воплощая в себе изначальное противоборство света и тьмы, разрушительного и созидательного начал (Старый король, 1937, Питсбург, Институт Карнеги; Последний романтик, 1937, частное собрание). Особое место в творчестве зрелого Руо занимает пейзаж. Широкие дали восточных ландшафтов окутаны вечерним сумраком, в котором таинственно мерцают спектральные цвета, выхваченные из мглы лучами заходящего солнца (Закат, 1937—1938, Вустер, Художественный музей; Христианский ноктюрн, 1952, Париж, Нац. музей современного искусства). Многосторонняя одаренность Руо проявилась в разных областях творчества: в печатной графике, монументальном и прикладном искусстве (керамика, витраж, гобелен, эмаль), в сценографии, а также в поэзии и прозе.
Лит.: Костеневич А. Живопись Жоржа Руо (1871—1958) // Искусство Франции XV—XX веков. Л., 1975; Rouault G. Sur l’art et sur la vie. Paris, 1971; Venturi L. Rouault. Paris, 1959; Courthion P. Georges Rouault. Paris, 1962.
В. Крючкова