Русалки

Найдено 1 определение
Русалки
Русалки у восточных славян представляются в образе красивых, чарующих девушек с серыми, голубыми или черными глазами и густыми бровями, с русыми, черными или зелеными распущенными и спадающими сзади до колен волосами.
Как и у вил, сила русалки кроется в ее мокрых волосах; если волосы высохнут, русалка гибнет. Она имеет стройный и гибкий стан, прикрытый зелеными листьями или белою рубахой без пояса. Русалки живут в водах, в лесах, на полях и нивах.
По старонародным представлениям, русалки – это души детей, умерших без крещения либо утопленных и задушенных, а также женщин и девушек, покончивших самоубийством.

И. Крамской. Русалки. 1871 г.
Вилы и русалки по своему происхождению представляют собою олицетворение предков.
Вилы и русалки первоначально – это «водяные девы», персонификация небесных облаков. Впоследствии этот образ осложнился скрещением в нем явлений облачных с хтоническими (подземными), в результате чего возникли вилы и русалки водяные и наземные.
Как связанные с растительными силами природы, они могут быть названы растительными демонами. И наконец, в образе этих существ отложились и представления о загробной жизни, о душах покойников, и таким образом в вилах и русалках оказались слитыми воедино культ природы с культом предков.

Источник: Славянская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Образ русалки в южнорусской мифологии

Дынин Владимир Иванович
Статья посвящена важнейшей составляющей традиционной духовной культуры южнорусского населения мифологическим представлениям.
Читать PDF
0.00 байт

История восточнославянской оперной русалки

Ухова Ирина Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

«Днепровские русалки» А. А. Фета: литературные и фольклорные источники (к вопросу о фетовском фолькл

Фирсова Т. Г.
Статья представляет собой первую попытку комплексного анализа либретто А.А. Фета «Днепровские русалки». на основе сопоставления фетовского текста с произведениями О.М. Сомова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.
Читать PDF
0.00 байт

Русалка в народных верованиях восточных славян Западной Сибири (перспективы картографирования локаль

Голубкова Ольга Владимировна
Редставления о русалках мифологических персонажах, духах в женском облике в разных областях России существенно различаются. Русалка является одним из наиболее вариативных, полисемантических образов славянской мифологии.
Читать PDF
0.00 байт

Новый взгляд на характеры образов героев оперы «Русалка» А. Даргомыжского

Кизин Михаил Михайлович
Данная статья посвящена обзору и анализу нового видения характера построения образов героев оперы А. Даргомыжского «Русалка».
Читать PDF
0.00 байт

Воплощение архетипа Анимы в опере А. С. Даргомыжского "Русалка"

Перич Олеся Валерьевна
Целью данной статьи является исследование воплощения архетипа Анимы в опере «Русалка» А. С. Даргомыжского. В теории К. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Украинские слова-символы русалии и русалка в контексте других лингвокультур славянского и средиземно

Левко Александр Вадимович
В статье исследуется происхождение слов-символов украинской культуры русалии и русалка, рассматривается праздник русалий в восточнославянской традиции в сопоставлении с древнеримскими Розалиями, анализируется символическое значени
Читать PDF
0.00 байт

Мифологема свадьбы в «Русалке» А. С. Даргомыжского: к вопросу о смысловом ориентире финала оперы

Верба Наталья Ивановна
Драма А.С. Пушкина «Русалка» осталась незавершенной. Поэтому А.С. Даргомыжскому, когда он обратился к сюжету пушкинской драмы, пришлось самому создавать финал.
Читать PDF
0.00 байт

«Откуда ты, прекрасное дитя?» еще раз о «Русалке» Даргомыжского

Цукер Анатолий Моисеевич
Автор статьи ставит перед собой весьма непростую задачу по-новому взглянуть на, казалось бы, давно изученную оперу А. С. Даргомыжского «Русалка». На основе скрупулезного прочтения драмы А. С.
Читать PDF
0.00 байт

Рассказ А. П. Чехова «Припадок» и драма А. С. Пушкина «Русалка»: художественный диалог произведений

Литовченко М. В.
В данной статье отмечены переклички художественной системы чеховского рассказа с образной структурой драмы А.С.Пушкина «Русалка»; а также текстуальные совпадения, которые оттеняют «разность» двух героев Васильева и Князя.
Читать PDF
0.00 байт

«Русалка» А. С. Даргомыжского. К истории сюжета и либретто оперы

Горячих В. В.
The article is devoted to a history of the creation the libretto Dargomyzhsky's opera "The Rusalka".
Читать PDF
0.00 байт

«Магический кристалл» и «Русалка»: к теме «Пушкин и Барри Корнуолл»

Довгий (Кулагина) Ольга Львовна
Статья продолжает серию публикаций автора о творческом диалоге А.С. Пушкина и английского поэта Барри Корнуолла (Barry Cornwall).
Читать PDF
0.00 байт

Мифологический и реальный мир в драме А. С. Пушкина «Русалка»

Згурская О.Г.
Статья посвящена рассмотрению двух взглядов на природу литературного произведения: взгляд музейного работника, видящего в готовом тексте отражение только жизненных обстоятельств творца, и взгляд филолога, сконцентрированный на худ
Читать PDF
0.00 байт

Эффект мерцания в новелле Хусрава Бабахани «Русалка»

Завьялова Елена Евгеньевна
В статье рассмотрены закономерности построения новеллы «Русалка» современного иранского писателя Хусрава Бабахани. Перечисляются основные изобразительные приемы, отсылающие к эстетике импрессионизма.
Читать PDF
0.00 байт

Мотивный комплекс «Сирена - русалка» в прозе Константина Вагинова

М. А. Бологова

Похожие термины:

  • Русалкин, Роман Константинович

    Генеральный директор АООТ "Атомпром" при Минатоме России; родился 21 сентября 1934 г. в г. Иванове; в 1957 г. окончил Ивановский энергетический институт по специальности "инженер-теплотехник";
  • РУСАЛКА

    женский мифологический образ, в верованиях восточных славян — существо, живущее в водоемах, иногда в лесах. В образе Р. сочетались черты духов воды (речные Р.), плодородия (полевые Р.), «нечистых» пок