, Камилло (Rusconi, Camillo) 1658, Милан — 1728, Рим. Итальянский скульптор. Мастер позднего барокко, имевший много последователей. Обучался в иезуитском колледже в Милане; с 15 лет занимался скульптурой под руководством Дж. Рузнати, автора декора фасадов церкви Санта Мария делла Пассьоне в Милане. Последний рекомендовал его римскому скульптору Э. Феррата, в мастерской которого Рускони работал в 1684—1686, помогая Феррата в исполнении заказов. Начал работать сначала в стукко, исполнив декор в римских церквах Сан Сильвестро ин Капите, Сан Сальваторе ин Лауро, Сан Вито э Модесто, Санта Мария дель Орто, Санта Мария ин Валичелла. К ранним самостоятельным работам относятся также Алтарь Св. Иньяцио в церкви Иль Джезу в Риме, Алтарь Св. Онофрио в церкви Санта Кьяра в Монтефалько. С 1686 владел собственной мастерской в Риме. Для знатных заказчиков выполнял копии с античной скульптуры маленького размера в бронзе, мраморе, терракоте. Одним из патронов Рускони в Риме стал Никколо Мария Паллавичини, для которого он выполнил фигурки четырех мраморных путти (Виндзор, Королевское собрание). Созданные Рускони надгробие Джузеппе Паравичино в церкви Сан Франческа а Рипа и надгробие Раффаэле Фабретти в церкви Санта Мария сопра Минерва (оба — до 1700) указывают на то, что стиль скульптора сформировался в кругу последователей Дж. Л. Бернини. Об этом свидетельствуют и аллегорические статуи четырех Добродетелей (Умеренность, Сила, Справедливость, Благоразумие) для капеллы Лудовизи в римской церкви Сан Иньяцио (1680). Благородная постановка головы, порывистые жесты, нервные складки одежд указывают на традицию римской барочной пластики. В 1726 Никола Флейгелс, директор Французской академии в Риме, назвал Рускони "самым крупным скульптором в Риме". С 1727 член Академии Св. Луки. Его мастерскую посетил папа Климент XI, пожаловав скульптору титул "кавалер Христа". Рускони создал много портретов: портрет в рельефе Ф. Гомми, супруги художника К. Маратти в церкви Санта Фаустина в Камерана; портрет в рельефе Дж. Эузанио для надгробия в церкви Сант Агостино в Риме. Одной из лучших его работ является Портрет Джулии Альбани дельи Абати Ольвьери (ок. 1719, Вена, Музей истории искусства), заказанный для надгробия этой знатной дамы, родственницы папы Климента XI Альбани. Рускони изобразил ее с "жестом милосердия" (с правой рукой у сердца), словно склонившейся перед алтарем, подчеркнул аристократическое достоинство и набожность модели. В 1709—1718 К. Рускони принял участие (а с 1714 возглавил) в украшении скульптурой интерьера крупнейшей римской церкви Сан Джованни ин Латерано. Руководил исполнением заказа папы Климента XI кардинал Бенедетто Памфили, архиепископ латеранской базилики. Возглавляли работы архитектор К. Фонтана (до 1714) и живописец К. Маратти. Для 12 овальных ниш со стукковыми рельефами крупнейшие скульпторы Рима должны были исполнить статуи ангелов, а живописцы написать фигуры пророков в овалах над нишами. Рускони исполнил фигуры св. Якова Старшего, св. Иоанна, св. Матфея и св. Андрея. "Эта статуя идет!" — воскликнул папа Климент XI, увидев статую св. Якова Старшего. Однако экспрессия барокко в исполнении этих фигур несколько ослаблена влиянием неоклассицистической манеры К. Маратти. Бурное движение складок одежд апостолов, жесты их рук не выходят за пределы ниш, большие фигуры (ок. 4,5 м) довольно рационально вписаны в их овальное пространство. Влияние классицистических тенденций сказалось и в надгробии папы Григория XIII в соборе Св. Петра (1719—1725). Оно исполнено из белого каррарского мрамора, и лишь розовые пилястры отбрасывают цветные блики на белоснежный камень. И в зрелом возрасте Рускони продолжал создавать в бронзе и мраморе копии с античной скульптуры (Фавн с виноградной кистью, 1728, Берлин, Гос. музеи; Апостол Андрей, ок. 1705, Вена, Музей истории искусства), декор для каминов (рельеф Леда и лебедь, Англия, частное собрание). У Камилло Рускони было много учеников, среди которых такие известные мастера, как П. Браччи, Ф. делла Валле, Дж. Б. Маини и др.
Лит.: Baumgarten S. Les ?uvres de Camillo Rusconi a Rome // Revue de l’art ancient et moderne. 1936—1937. Vol. 30. P. 233—238; Ricoboni A. Roma nell’Arte: la Sculptura nell’evo moderno dal quattrocento ad Oggi. Roma, 1941; Broedes F. den. The Lateran Apostles. The major sculpture commission in Eighteenth Century // Apollo. 1967. Vol. 85. P. 360—365; Enggass R. Rusconi and Raggi in Sant’Ignazio // The Burlington Magazine. 1974. Vol. 116. May. № 854. P. 258—262.
Е. Федотова