Русская культура XIV—XV вв
Русская культура XIV—XV вв.
Сложение великорусской народности
В XIV —XV вв. все более выявлялось своеобразие русского (великорусского) языка. Расширение Московского княжества в западном, северо- и юго-восточном направлениях путем включения в его состав территорий княжеств Смоленского, Владимирского, Тверского и других создавало условия для слияния местных языковых диалектов. В это же время оформился и ряд специфических особенностей великорусского языка в области фонетической системы, грамматического строя и т. д.
Росло самосознание русского народа как этнического целого. Подъем национального самосознания после Куликовской битвы вызвал огромный интерес к истории Русской земли. В это время в Москве, как в общерусском центре, начали возникать летописные своды, в которых проводилась идея о единстве Руси. Стали укрепляться национальные традиции Руси в области литературы и искусства, реставрировались памятники древнерусского зодчества, проявлялся особый интерес к идейному наследию древней Руси, к памятникам русского исторического прошлого, проводившим идею национального единства — «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве». Национальные традиции русского народа явились основой дальнейшего творческого роста, создания новых культурных ценностей. Общность черт национального характера русского народа формировалась в условиях многовекового сопротивления натиску иноземных захватчиков.
На основе древнерусской народности, из единого корня которой выросли также украинская и белорусская народности, сложилась великорусская народность. Центрами ее формирования явились Ростов, Суздаль, Владимир и Москва, т. е. территории, ранее населенные восточнославянскими племенами вятичей, кривичей и новгородских словен. В складывании русской народности принимали участие, хотя и незначительное, и неславянские племена, жившие на территории междуречья Оки и Волги.
Устное народное творчество
В XIV—XV вв. сложился ряд замечательных памятников фольклора. В Новгороде возникли былины о Василии Буслаеве и Садко богатом госте. В устном народном творчестве нашла отражение героическая борьба за Русскую землю с татаро-монгольскими и другими захватчиками. На основе песен русского народа созданы дошедшие до нас повести о битве на Калке, в которой участвуют «семьдесят великих и храбрых богатырей», о славном защитнике Рязанской земли от полчищ Батыя богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска Меркурии. О восстании в 1327 г. в Твери против татарского баскака Шевкала народ вспоминал в песне о Щелкане Дудентьевиче, которая широко распространилась за пределы Тверского княжества. В XIV в., особенно после победы русского народа над полчищами Мамая на Куликовом поле, старые образы древних киевских богатырей использовались слагателями былин для создания произведений, посвященных борьбе с золотоордынским игом.
Литература
Центром культуры формирующегося Русского централизованного государства в XIV в. стала Москва. Политическая литература Московского княжества, отражая в большинстве случаев феодальную идеологию, была посвящена обоснованию исторической необходимости образования единого государства. Цикл сказаний был связан с борьбой Руси против татаро-монгольского ига под главенством Москвы. «Сказание о Мамаевом побоище» и замечательная поэма «Задонщина», написанная рязанским священником Софонием, посвящены победе русского народа в 1380 г. на Куликовом поле. Литературным образцом для «Задонщины» послужило «Слово о полку Игореве».
В повести о разорении Москвы Тохтамышем в 1382 г. автор, по-видимому представитель торгово-ремесленного населения, рассказывает, как обороняли широкие массы городского населения столицу, которую бросили князья и бояре. «Плач» о разорении Москвы проникнут глубоким лиризмом. В «Слове о жизни и преставлении царя русского, великого князя Дмитрия Ивановича», вышедшем из среды передовой части феодалов, проводится идея о необходимости сильной великокняжеской власти. Завоевание турецкими захватчиками Константинополя и славянских стран Балканского полуострова также вызвало отклик в литературе. Большую популярность на Руси получила повесть Нестора Искандера о взятии Царь-града (Константинополя). В повести на примзре обороны Константинополя ярко выступает мысль о необходимости защиты отечества, столь близкая русскому народу.
Идея политического объединения русских земель проводилась и в летописных сводах, возникших в Москве в XIV—XV вв. при княжзском дворе и митрополичьей кафедре. Международное значение Москвы, как столицы складывающегося Русского единого государства, определяло интерес к вопросам всемирной истории. Составленный в середине XV в. известным писателем Пахомием Лэгофетом «Русский хронограф» проводит идею единства славянских народов, исторически обосновывая связи Руси с южными и западными славянами.
Искусство
В XIV—XV вв. высокого развития достигло русское искусство. Создалась замечательная школа живописи, выдающимся представителем которой был русский художник Андрей Рублев. Использовав и творчески переработав художественное наследие предшествующего времени, Рублев воспитал целую плеяду русских живописцев. Кисти Рублева принадлежит икона «Спаса» из собора Саввино-Сторожевского монастыря (Звенигород) и фрески владимирского Успенского собора. Замечательным творением Рублева является иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» (в настоящее время находящаяся в Третьяковской галерее) и «Жены-мироносицы у гроба Христа». Другом и ближайшим помощником Рублева был Даниил Черный.
В конце XIV в. в Россию из Византии приехал живописец Феофан Грек, украшавший церкви фресками сначала в Новгороде, а затем в Москве. Работы Феофана Грека отличаются яркой живописной манерой изображения. К концу XV и началу XVI в. относится творчество Дионисия и его сыновей. Они расписали церковь в Пафнутьево-Воровском монастыре и собор Иосифо-Волоколамского монастыря. Самым выдающимся памятником творчества Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря (у Белоозера).
На протяжении XIV—XV вв. развивалось русское зодчество. В крупнейших русских городах (Москве, Твери, Новгороде, Пскове и др.) возводились крепостные сооружения, строились церкви. В связи с превращением Москвы в столицу Русского централизованного государства во второй половине XV в. началась перестройка Кремля, каменные стены которого были возведены еще при Дмитрии Донском (в 1367 г.). В Москву вызвали лучших мастеров из Пскова, Твери, Ростова и других городов. Вместе с ними работали приглашенные итальянские мастера: Аристотель Фиоравенти, Антон Фрязин, Марко Руфо, Петр Соларио, Алевиз и др. Новый Кремль, построенный при Иване III, отвечал требованиям военно-инженерного искусства того времени. Были построены и новые соборы (Успенский, Благовещенский, Архангельский), Грановитая палата и другие здания княжеского двора.
В митрополичьем Успенском соборе были воспроизведены характерные особенности владимиро-суздальскои и новгородской архитектуры. В то же время в русском монументальном зодчестве, развивавшемся на основе национальных традиций, широко использовались образцы античного и итальянского искусства (например, в орнаментации Архангельскою собора). Новые постройки возводились и в других городах (Волоколамске, Дмитрове, Угличе).
Русские мастера были известны и за пределами своей родины. Русские иконописцы работали в Кракове и в Люблине, в городе Висби, на острове Гогланд, и в Золотой Орде.
Научные знания
Для времени образования Русского централизованного государства был характерен рост научных знаний и просвещения. Большое строительство (гражданское и церковное) способствовало развитию практических навыков в области техники. Введение стенобитных и метательных орудий и артиллерии требовало расчета силы и дальности полета камней, ядер и т. д. При постройках использовались блоки. Стенобитные орудия (пороки) действовали при помощи рычага. Появление в Москве и Новгороде часов указывает на знакомство русских мастеров с системой зубчатых колес. Кузнечное дело, изготовление орудий, чеканка монеты, устройство труб для добычи соли, действовавших при помощи поршневого насоса, составление известкового грунта для стенной живописи — все это было связано с ростом прикладных знаний. В XV в. в связи с развитием государственных финансов, писцовою дела (описания и измерения земель в целях податного обложения) приобретали практическое значение руководства по арифметике и геометрии.
Несмотря на господство богословско-мистических представлений о природных явлениях, в России делались попытки реального объяснения явлений окружающего мира, появлялись работы, посвященные отдельным отраслям знания. Летописцы проявляли большой интерес к астрономическим явлениям (описывали кометы, солнечные затмения). Начали появляться специальные астрономические трактаты «О широте и долготе земной», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землей» и т. д. Развивались медицинские знания.
Большой интерес представляет развитие русских географических знаний. Несколько русских путешественников XIV—XV вв. оставили записи о виденных ими странах. Таковы записи о путешествиях новгородца Стефана в Константинополь, Игнатия Смольнянина в Константинополь, Палестину и Афон; дневник путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию на церковный собор (1439 г.); описание поездки посла Толбухина в Венецию и пр. Новгородец Стефан уделяет в своих записях большое внимание строительному материалу, особенно мрамору, отмечая его свойства, цвет и т. д. Автор описания путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию внимательно изучал европейские города: Любек, Люнебург, Аугсбург, Брауншвейг, Венецию, Флоренцию. Его интересовали развитие ремесел, торговли, благоустройство городов, строительная техника.
Предприимчивый тверской купец Афанасий Никитин, один из выдающихся русских людей второй половины XV в., отправился в 1466 г. вместе с другими купцами в восточные страны. Через Шемаху, Баку, Ормуз Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию. Он оставил интересное и яркое описание на основе собственных наблюдений Индии и Ирана, а на основании расспросов — также Цейлона, Китая и других стран. Подробно описывает Афанасий Никитин индийские торговые города, товары, обращающиеся на рынках, и состояние сельского хозяйства. В записках Афанасия Никитина проявляются настроения русского патриота, который хранил память о родине в течение своих долгих странствований, и чувствуется глубокое уважение к культуре других народов, с которой он ознакомился.
Русские книжники знали об античных писателях и философах. Автор «Жития» Дмитрия Донского был знаком с идеями Пифагора и Платона; архиепископ Вассиан Рыло — с идеями Демокрита, сборник «Пчела» содержал изречения из произведений Плутарха, Менандра, Аристотеля и Эпикура. В миниатюрах одной рукописи (Псалтырь конца XV в.) имеются аллегорические изображения Нептуна, Аполлона и Дианы, а на стенах и воротах Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля изображены Гомер, Платон, Фукидид, Диоген и Аристотель.