РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
РУССКАЯ КУЛЬТУРА
культура Древней Руси и России. Начала складываться с середины I тыс. н.э., когда славяне стали играть самостоятельную роль в ис-тории, а к IX в. сложились все условия для формирования собственного государства — Киевской Руси. Формирование древнерусской культуры шло на основе славянского язычества под воздействием христианской Византии, исламского Востока (через Хазарский каганат) и языческих варягов (норманнов). Специфические природные условия, расположение Руси на границе леса и степи породили двусмысленность, двусторонность, бинарность как русской культуры, так и русского национального характера. Этот факт объясняет многие загадки русской культуры, в которой мы выделяем несколько периодов: культура Древней Руси (VI–XII вв.), культура Московской Руси (XIII–XVII вв.), российская культура Нового времени (XVIII–XX вв.).
Первый период имеет особое значение для дальней-шего развития русской культуры, т.к. именно в это время сформировались ее основные нормы и ценности. Древ-нерусская культура в своем развитии прошла несколько этапов. Исторически первым из них был период славянского язычества, которое не представляло собой какой-то завершенной системы. Славянские божества были ан-тропоморфными образами сил природы. Особо почи-тались боги Солнца, Неба и Огня — Сварог, Даждьбог, Хорс, Ветра — Стрибог, домашних животных и бо-гатства — Велес, бог плодородия — Ярило, богиня домашнего очага — Мокошь. Существовал также культ предков — Рода и богинь Лады и Лели. Позже появился культ дружинного бога-громовержца — Перуна. Покло-нения богам проходили в специальных культовых святи-лищах-капищах, которые представляли собой округлые деревянные или земляные сооружения, возведенные на насыпях или холмах, а позднее они приобрели четырех-угольную форму (что подготовило русичей к строительству христианских церквей). В центре капища находи-лось деревянное или каменное изваяние божества-идола, вокруг которого горели жертвенные костры. Над ними возводилась крыша в виде шатра. Богам волхвы приносили жертвы, в том числе и человеческие.
Языческая традиция нашла свое отражение в при-кладном искусстве и фольклоре. До наших дней дошли заговоры, заклинания, загадки, пословицы и поговорки, обрядовые песни и плачи. Русские сказки также явля-ются отголосками языческого прошлого. Особое место в фольклоре занимали былины, образы и сюжеты которых продолжали питать русскую словесность на протяжении последующих веков.
К моменту принятия христианства Киевская Русь насчитывала множество крупнейших городов, (скандинавские саги называли ее Гардарикой — страной городов), с крепостями, дворцами, жилыми домами, выпол-ненными из дерева. Есть основания полагать, что языческая Русь имела свою письменность до появления кириллицы. Это было узелковое письмо, доступное только избранным. Важнейшим моментом в истории древнерусской культуры стало принятие в 988 г. христианства от Византии. Это был ответ на требование исторической необходимости (шло создание единого централизованного государства, необходимы были полноценные контакты с соседними христианскими государствами), который определил важнейшие прио-
 ритеты русской культуры на последующее тысячелетие. Но ценой стала смена духовных и нравственных приоритетов, отказ от жизнелюбивого оптимизма язычества во имя спасения души. Началось осознание личности в человеке, наличия у него свободы воли и выбора. Но христианство пришло на Русь, когда язычество еще не исчерпало всех своих возможностей и не собиралось сдаваться легко. Результатом стал феномен двоеверия — сочетание старых языческих представлений с новыми христианскими формами, отдельные элементы двоеверия сохранились до сегодняшнего дня (празднование масленицы). С приходом христианства на Руси началось каменное строительство (прежде всего культовых зданий), появились новые жанры живописи (фреска, икона, мозаика), литература (вначале переводная, а затем и собственная), церковная музыка, стала распространяться грамотность. Даже скоморошество, бывшее вначале княжеским развлечением, пришло из Византии. Но не следует считать, что Русь бездумно восприняла чужую культуру. Элементы нового органично вплетались в древнерусскую культуру и дали в результате синтеза культуру, сделавшую Русь к XI в. одним из влиятельных государств в Европе.
Величайшими памятниками древнерусского искусства стали Софийские соборы в Киеве и Новгороде, архитектура которых несколько отличалась от визан-тийских наличием многокупольных завершений, при-дававших храму вид ступенчатой пирамиды. Они были украшены фресками, мозаикой и иконами. При их написании мастера следовали византийским канонам. Это же относится и к церковной музыке, сочинение которой также шло по строгим правилам. Все вместе это составляло синтез искусств, которые, дополняя друг друга, разными способами выражали общее содержание. Но подлинным стержнем этого синтеза искусств стало слово, к которому с большим пиететом относи-лись на Руси, где сложился культ книги. Основными жанрами древнерусской литературы были летописи, жития святых (агиографии) и «слова». Крупнейшими памятниками литературы были «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, а также «Слово о полку Игореве» неизвестного автора времен феодальной раздробленности на Руси.
Постепенно древнерусские мастера начинали отходить от византийских образцов, что привело к появлению первых самобытных школ в архитектуре, живописи. Так появились Владимирский собор Успения Богоматери, храм Покрова на Нерли, своеобразные новгородские и псковские храмы. Там же начали фор-мироваться и собственные иконописные школы. При этом мы не знаем авторов этих творений, как не знаем авторов икон и распевщиков (композиторов), сочинявших церковную музыку. Особенностью древнерусской культуры стала ее анонимность, соборность, вос-приятие всех произведений, как результата совокупных творческих усилий всего народа. Эта приглушенность авторского начала сохранится до Нового времени.
Становление собственно культурного архетипа произошло на следующем этапе, получившем название Московской Руси. Он начался с татаро-монгольского вторжения, продолжился во время возвышения Москвы и завершился вместе с окончанием эпохи древнерусской культуры. На этот раз определяющим стали слож-ные контакты с Золотой Ордой, в результате чего Москва восприняла многие черты восточной деспотии. Родилось также специфически русское национальное самосознание, для которого были характерны соединение восточной духовности со стремлением к свободе, свойственной Западу; коллективизм и слабо выраженное личностное сознание; приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропонимани-ем; приоритет государственных начал, интересов дер-жавы и их восприятие как личных интересов каждого человека. В это же время сформировался современный русский этнос.
Само татаро-монгольское нашествие разрушило множество городов, привело к упадку художественной культуры. Центрами культуры становятся Новгород и Псков, почти не затронутые татарами. Начинает усиливаться влияние Москвы. При этом в искусстве все заметнее начинают проявляться самобытные черты, уси-ливаются различия с византийским искусством. В Новгороде и Пскове храмы были небольшими, суровыми, с неярким освещением, в живописи заметна большая внешняя свобода стиля. В Москве храмы были больше, стремились ввысь, были хорошо освещены, живопись же склонялась к большей сдержанности. Выразителем новгородского стиля в живописи стал Фео-фан Грек, византиец, нашедший на Руси вторую родину. Он в своих произведениях выражал идеи исихазма, стремясь передать на фресках и иконах незримый внутренний свет, рожденный в момент Преображения Господа на горе Фавор.
Победа на Куликовом поле в 1380 г. стала перелом-ным моментом в русской истории. Период национального унижения закончился, начался новый подъем, связанный уже с Москвой. Она же становится центром объединения русских земель. Новые настроения находят свое выражение в литературе — «Задонщина» Софония Рязанца, «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Эти же идеи отражаются в храмах, построенных в XV в., и в иконах, написанных для них. Так появился русский храм — гигантская свеча, воплощающая идею молитвенного горения, необходимости соборного единения людей. Те же идеи — в иконах, написанных Андреем Рублевым, гениальным иконописцем, на века определившим стиль иконописи.
К XVI в. завершилось в основном объединение русских земель, сложилось русское централизованное государство, причем основой этих процессов были не столько экономические или культурные причины, сколько военная мощь московских князей. Специфическими особенностями этого государства была особая форма самодержавия (московский царь стал наследником монгольского хана) и подчинение всех сторон жизни общества задачам служения русскому государству. Эта ситуация получила идеологическое обоснование в послании старца Филофея к Василию III о Москве, как о «третьем Риме». Согласно этой концеп-ции центр православия перемещался от Рима к Константинополю, а от него — к Москве. Поэтому Московское царство есть единственное православное царство в мире, хранитель православных святынь. От-сюда — мессианская роль Москвы быть оплотом пра-вославия и спасти мир от зла и скверны. Архитектур-ным символом государственной мощи и единства стал Московский Кремль, перестроенный в конце XV в. при Иване III миланскими инженерами Пьетро Солари, Антоном Фрязиным и Марко Руффо. Соборы Москов-ского Кремля были построены Аристотелем Фиораван-ти и Алевизом Новым. Замечательным памятником русской архитектуры XVI в. стал храм Покрова Богородицы на Рву, больше известный как храм Василия Блаженного, построенный русскими мастерами Бармой и Постником в честь покорения Казани. Крупнейшим живописцем этого времени был Дионисий.
Уже в XVI в. в художественной культуре становятся заметны светские влияния. Но особенно активно об-мирщение русской культуры идет в XVII в. В это время завершается эволюция средневековой культуры и появляются элементы культуры Нового времени, усиливаются светские и рациональные начала, идет секуляри-зация, расширяются культурные связи с Западной Европой. Все области культуры значительно усложня-ются и дифференцируются. Важнейшими событиями в истории России стала смена царствующей династии, а также церковная реформа, проведенная патриархом Никоном во время правления Алексея Михайловича Романова, приведшая к расколу. Новые черты проявляются в литературе, которая становится значительно разнообразнее по жанрам. Появляются публицистические произведения, авантюрные романы, стихосложение (Симеон Полоцкий), авторская проза («Житие протопопа Аввакума»). Героями литературы становятся не только герои и святые подвижники, но и простые люди. Появляется придворный театр. Светские мотивы усиливаются и в строительстве. Активно идет гражданское строительство. А в храмовом зодчестве формиру-ется стиль «нарышкинского» барокко, затейливо укра-шающий церкви (церковь Покрова в Филях). Крупнейшими живописцами XVII в. были Прокопий Чирин и Симон Ушаков, который говорил о необходимости соединения иконописи с правдой жизни. Это позволяет считать его одним из основоположников портретного жанра в русском искусстве. Им стала парсуна — полуиконное изображение реальных лиц.
XVII в. был последним веком существования древ-нерусского искусства, когда особенно заметно стало западное влияние, начавшее укореняться на русской почве. Начался качественный скачок в культуре, завер-шенный в XVIII в. после реформ Петра I. Всего за полвека ценой огромного напряжения сил Россия прошла путь, на который другие страны тратили по дватри столетия. Русская культура принимала новый облик, все больше ориентируясь на европейские стан-дарты, хотя и сохраняла преемственность с предшествующими этапами своего развития. Русская культура Нового времени сформировалась под определяющим влиянием идей Просвещения. Результатом стало рас-членение единой до этого русской культуры на две культуры: светскую и религиозную. При этом религиозная часть культуры уходила на периферию, а свет-ская укоренялась в центре культурной и общественно жизни. Эти процессы шли параллельно с сакрализаци-ей важнейших светских институтов, порождая эффект «светской святости» — придание религиозного оттенка тем сторонам культуры, которые никогда не являлись собственно религиозными — социальным, политическим, научным, художественным идеям. А официальная государственная политика, проводимая в отношении веры и приведшая к превращению церкви в часть государственной машины, поставившая интересы государства выше интересов религии, способствовала укоренению этих идей, постепенному подчинению духовной религиозной культуры светской. Так, бинар-ность русской культуры, в предшествовавший период представленная феноменом двоеверия, развилась в противопоставление религиозного и светского либера-лизма и консерватизма, западничества и славянофильства, дворянского и народного. При этом русская культура рано начала отдавать предпочтение крайним средствам решения этих противоречий, что и привело к развитию русского радикализма.
В художественной культуре XVIII в. обычно выде-ляют три этапа: эпоху Петровских реформ (конец XVII — первые два десятилетия XVIII в.), эпоха барок-ко (30–50-е гг. XVIII в.) и эпоха классицизма (вторая половина XVIII в.). В результате Петровских реформ сложилось абсолютистское государство со светской культурой, которая освобождается от каноничности, присущей древнерусской культуре, также в ней появля-ется авторское начало, формируются новые виды и жанры искусств. Основой русской культуры Нового времени стала глобальная идея российской государственности, имперская идея, получившая свое наглядное, видимое воплощение в архитектуре. Наиболее полно эти принципы воплотились в строительстве новой столицы России — Санкт-Петербурге. Этот город стал идеалом рационально спланированного ансамбля. Он строился только каменным и по типовым проектам. Ведущую роль в строительстве играли иностранные архитекторы Ж. Б. Леблон и Д. Трезини. Активно развивается новая живопись — станковая, монументальная, портрет, скульптура, музыка. Второй этап в культу-ре
XVIII в. также связан в основном с развитием архитектуры в синтезе с живописью и скульптурой. Стилевая принадлежность их — барокко. Самым знаменитым зодчим этого времени был Ф. Б. Растрелли. Среди его творений — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Смольный монастырь. В это время зарож-дается новая русская литература, создается литератур-ный русский язык. Это происходит в рамках классицизма, представителями которого в России были М. Ломоносов, А. Сумароков, А. Кантемир, В. Тредиа-ковский. К концу века появляются первые значительные произведения Д. Фонвизина, А. Радищева, Г. Дер-жавина, Н. Карамзина. Тогда же начинается развитие русского театра, связанное с именем Ф. Волкова. Но, как и раньше, ведущее место в русской культуре зани-мает архитектура. Ее задачей теперь стало воплощение идей гражданственности вместо идей государственности. Это было сделано в рамках классицизма. Круп-нейшими представителями классицизма в архитектуре были В. Баженов, М. Казаков, И. Старов, а также Д. Кваренги и Ч. Камерон. К концу века крупных успе-хов добилась русская живопись, создав различные виды портретов. Крупнейшими художниками этого времени были Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский.
Периодом подлинного взлета русской культуры стал XIX век, названный исследователями «золотым веком». Если в XVIII в. Россия выступала в роли ученика Западной Европы, в XIX в. синтез новых евро-пейских идей и русских традиций был завершен, что и дало выдающиеся достижения во всех областях художественной культуры, а также в науке, философии и дру-гих сферах культуры.
Первая половина XIX в. выдвинула в качестве веду-щего сословия дворянство, а господствующего стиля — романтизм. Романтическое стремление противопоста-вить яркую индивидуальность, героя — реальной действительности возникло во многом под влиянием войны 1812 г. Стремление русской художественной интеллигенции к свободе и справедливости не давало уйти в мир романтических грез и иллюзий. Доминирующее положение в художественной культуре XIX в. заняла литература, которая стала синтетическим художественным явлением, универсальной формой общественного сознания, выполняла функции других видов искусства. Позже от романтизма она перешла к критическому реа-лизму. Крупнейшими русскими писателями первой половины XIX в. были В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. К середине века в литературу вошли И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский, Ф. И. Тют-чев, А. А. Фет и др. Вторая половина века дала миру та-ких гигантов, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский.
В изобразительном искусстве и музыке также шел переход от романтизма к натурализму и реализму. Круп-нейшими художниками XIX в. стали О. Кипренский, А. Венецианов, А. Иванов, В. Перов, художники-передвижники В. И. Суриков, В. А. Поленов, А. М. и В. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. А. Серов, И. А. Ре-пин. Расцвет русской музыки связан с именем М. И. Глинки, предопределившего будущие направления в ней. Также должны быть названы имена А. Даргомыж-ского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Рим-ского-Корсакова, П. И. Чайковского.
Архитектура XIX в. развивается под знаком класси-цизма. В позднем классицизме (ампире) усиливается праздничность, торжественность и величавость. Выдающимися представителями стиля ампир в России были А. Воронихин и А. Захаров, а также К. Росси. Благодаря им, а также Стасову и Монферрану, сложился величественный ансамбль центральных площадей Петер-бурга, сформировавших неповторимый облик северной столицы.
Если XIX в. получил название «золотого», то конец XIX — начало XX вв. заслуженно носит имя «серебря-ного века». Это была переломная эпоха в жизни страны. С одной стороны, величайшие социально-экономические и политические потрясения, с дру-гой — возросший интерес к личности, ее духовному миру, наиболее отчетливо проявившийся в филосо-фии и художественной культуре. Это был период об-новления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмыслении «переоценки ценностей». Этот поиск привел к появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т.д. Их представители стремились к обогащению и углублению художественных возможностей каждого вида искусства под воздействием другого. Так родился русский модернизм, в котором смешался привычный смысл понятий и идеалов, мир художественного вымысла разошелся с миром повседневной жизни, а творчество стало основываться на фантазии, мистике, свободном парении воображения. Он поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, освободить его от социальной, поли-тической или какой-нибудь другой зависимости. Вновь актуальным стал лозунг «искусство для искусства». Серебряный век не упразднил реализм в общей палитре художественного творчества. Продолжали творить Л. Н. Толстой, писал для театра А. П. Чехов, издава-лись произведения В. Г. Короленко, В. В. Вересаева, А. Н. Куприна, И. А. Бунина, М. Горького. «Мир искусства» существовал рядом с Товариществом передвиж-ных выставок. В музыке звучали не только новаторские произведения Скрябина, но были сильны традиции «Могучей кучки». К началу революции 1917 г. наша культура обладала богатейшим художественным насле-дием, культурными ценностями мирового уровня.
Эта возможность творческого плюрализма не ис-чезла и в начале 20-х гг. XX в., во время НЭПа, когда творили А. Блок, В. Маяковский, О. Мандельштам, Н. Клюев, М. Цветаева, М. Булгаков, А. Лосев, М. Бах-тин, А. Платонов, М. Шолохов. Засилье тоталитарной культуры 30-50-х сменяется оттепелью в 60-е гг. В это время появляются произведения А. Солженицына, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Шукшина, В. Распутина, Ю. Бондарева. В живописи — работы И. Глазунова, К. Васильева. 80–90-е гг. связаны, прежде всего, с возвращением из забвения блистательной культуры Серебряного века, произведений, запрещенных ранее по идеологическим мотивам. Но самое главное — возвращением плюрализма во все сферы культуры. Сей-час, на рубеже тысячелетий, Россия вновь стоит на перепутье, перед необходимостью обновления культуры, идет поиск новой русской идеи.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012