В нашей летописи Ярослав – «книжный» и «христолюбивый» князь. Он – законодатель, строитель, книжник, покровитель духовенства, монашества. При нем «нача вера хрестьянска плодитися и расширяти», укреплялась княжеская власть, крепла и расширялась княжеская администрация, воздвигались города, храмы, дворцы, прокладывались дороги, устанавливались зарубежные связи, создавался первый свод русских законов – «Русская Правда».
Развитие державы, так ярко представленное в «Русской Правде», рост экономического и политического могущества отдельных областей но главе с крупными городами – Новгородом, Черниговом, Переяславлем, Ростовом и т. д. – постепенно подтачивают единство Киевского государства.
Суд во времена «Русской Правды»
Ярослав видел первые признаки распада Киевского государства. Центробежные силы разрывали государство на части. Перед смертью Ярослав обращается к сыновьям, призывая их к единству, согласию, миру, к послушанию старшему.