Русская правда
Русская Правда
сборник законов Киевской Руси, принятый Ярославом Мудрым.
Источник: Глоссарий исторических терминов
РУССКАЯ ПРАВДА
свод законов древнерусского права эпохи Киевской Руси и феодальной раздробленности. В нем нашли отражение правовые основы военной организации Древней Руси (положения о категориях ратных людей, о взаимоотношениях между дружиной и князьями, князьями и ополчением и другие).
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
РУССКАЯ ПРАВДА
литературный альманах патриотического направления, вышел в Киеве в 1860. Стоял на твердых позициях: "Православие. Самодержавие. Народность". Призывал правительство к борьбе с либерально-космополитическими и революционными элементами. Выступал за просвещение народа на основах Православия.
РУССКАЯ ПРАВДА
П. И. Пестеля, проект программы Южного общества декабристов. Разработана в 1821-23, обсуждалась членами Южного и Северного обществ. Содержала требования уничтожения самодержавия, крепостного права и сословного строя, установления республики, равенства всех граждан перед законом, введения гражданских свобод, конфискации крупнейших латифундий и наделения крестьян землей.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
«РУССКАЯ ПРАВДА»
свод древнерусского феодального права, включает: отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право и т. д. 3 редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Списки XIII—XVIII вв.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Русская правда
основной закон Киевской Руси. Состояла из 5 разделов, дополняемых с учетом времени:
1. "Древнейшая правда" или "Правда Ярослава Мудрого", 1015-1016 гг., написана самим Ярославом.
2. Дополнение к "Правде Ярослава". "Устав мостником". "Покон вирный".
3. "Правда Ярославичей" - Изяслава, Святослава, Всеволода, ок. 1072 г.
4. Устав Владимира Мономаха, 1113 г.
5. Пространная Русская правда, 1120-1130 гг.
1. "Древнейшая правда" или "Правда Ярослава Мудрого", 1015-1016 гг., написана самим Ярославом.
2. Дополнение к "Правде Ярослава". "Устав мостником". "Покон вирный".
3. "Правда Ярославичей" - Изяслава, Святослава, Всеволода, ок. 1072 г.
4. Устав Владимира Мономаха, 1113 г.
5. Пространная Русская правда, 1120-1130 гг.
РУССКАЯ ПРАВДА
свод древнерусского права. Включала отдельные нормы "Закона Русского", Правду Ярослава Мудрого (т.н. Древнейшая правда), Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Посвящена защите жизни и имущества княжеских дружинников, слуг; свободных сельских общинников и горожан; регламентировала положение зависимых людей; излагала нормы обязательственного и наследственного права и др. Сохранилась в 3 редакциях: Краткой, Пространной, Сокращенной (списки 13-18 вв.).
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
РУССКАЯ ПРАВДА
сборник норм древнерусского права, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на предшествующее законодательство («Закон русский» и др.). Традиция связывает возникновение Русской Правды с именем Ярослава Мудрого, хотя ему принадлежат лишь первые статьи (Древнейшая правда, или Правда Ярослава). Правда Ярослава дополнялась его сыновьями (Правда Ярославичей), Владимиром Мономахом (Устав Владимира Мономаха). На основании Русской Правды исследователи восстанавливают общественный и социально-экономический строй Древней Руси, структуру населения и его правовое положение, наследственное право.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
"Русская Правда"
свод законов Киевской Руси и феодальной раздробленности. Включает нормы различных отраслей права, главным образом, уголовного и процессуального. Основной источник, повествующий о правовых и социальных отношениях в Древней Руси. Наиболее ранние записи «Русской Правды» отражают нормы обычного права доваряжского времени. Ее текст дошел до нас в поздних списках и состоит из «Краткой Правды» («Правда Ярослава, или Древнейшая Правда» (около 1016 г.), «Устав Ярославичей», или «Правда Ярославичей» (1032–1054 гг.), «Покон вирный» (1024–1026 гг.), «Урок мостникам» (около 1030 г.); «Пространной Правды» (около 1210 г.); «Сокращенной Правды» (XV в.). Содержание «Русской Правды» легло в основу последующих законодательных актов. Ее влияние обнаруживается в правовых документах вплоть до XVI в.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
«Русская правда»
первый дошедший до нас письменный сборник законов Древнерусского государства. Наиболее полный вариант текстов законов, видимо, содержит так называемая «Пространная правда». Первая часть законов была записана при Ярославе Мудром в первой половине XI века, вторая часть – при Ярославичах во второй половине XI в. Третий этап формирования древнерусского свода законов связан с созданием «устава Владимира Мономаха » после его призвания на киевский престол в 1113 г. Данное законодательство продолжало действовать и после распада Киевской Руси вплоть до принятия в 1497 г. Судебника Ивана III.
В целом «Русская правда» защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, установила положение феодально-зависимых людей, обязательное и наследственное право и др. «Русская правда» оказала влияние на последующее законодательство.
Русские законы не предусматривали в это время смертной казни, они пытались даже кровную месть, издревле существовавшую у славян, заменить штрафами.
В целом «Русская правда» защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, установила положение феодально-зависимых людей, обязательное и наследственное право и др. «Русская правда» оказала влияние на последующее законодательство.
Русские законы не предусматривали в это время смертной казни, они пытались даже кровную месть, издревле существовавшую у славян, заменить штрафами.
Источник: Краткий исторический словарь
"РУССКАЯ ПРАВДА"
Пестеля, "Русская Правда, или Заповедная государственная грамота великого народа российского служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного прав- ления" - осн. программный док-т Южного общества декабристов, составленный П. И. Пестелем и названный им так в 1824. "Р. п." подготавливалась в качестве наказа временному революц. пр-ву России. Предусматривала уничтожение крепостного права и сословного строя, равенство всех граждан перед законом и установление респ. правления. Несмотря на черты дворянской ограниченности в решении агр., нац. и нек-рых др. вопросов, "Р. п." является наиболее демократич. вариантом революц. программы декабристов. Впервые (с большими археографич. ошибками) издана в 1906 П. E. Щеголевым. Точный, хорошо комментированный текст "Р. п." опубл. в кн. ""Русская правда" П. И. Пестеля и сочинения ей предшествующие", под ред. М. В. Нечкиной ("Восстание декабристов", т. 7, М.-Л., 1958. Лит. см. при ст. Декабристы, Пестель П. И. Л. А. Сокольский. Москва.
«РУССКАЯ ПРАВДА»
«Русская Правда, или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления» — программный документ декабристов, проект будущего устройства России. Разрабатывался 77. И. Пестелем с 1821 г., свое название получил в 1824 г. Проект отражал взгляды радикальных членов Южного общества. Политические требования: сохранение единой, неделимой России с сильной централизованной властью; ликвидация самодержавия и установление республики; разделение ветвей власти (законодательную осуществляет — однопалатный парламент — Народное вече, созданное на основе всеобщего избирательного права; исполнительную — Державная дума из пяти человек (один из них ежегодно переизбираемый президент); судебную — Верховный собор). Социальные требования: отмена крепостного права, ликвидация сословий и наделение всех граждан равными правами. Для решения аграрного вопроса предполагалось все земли страны разделить на частный фонд, обеспечивающий товарное ведение хозяйства, и общественный фонд, неподлежащий продаже, наделы из которого должны обеспечить прожиточный минимум всем, желающим работать на земле. Общественный фонд создавался из государственной, монастырской и части конфискованной у помещиков земли.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Русская Правда
свод древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности Руси. Дошла до нас в списках XIII - XVIII вв. в трех редакциях: Краткой, Пространной, Сокращенной. Первые сведения о древнерусской системе права содержатся в договорах русских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе русском". По - видимому, речь идет о каком - то не дошедшем до нас памятнике законодательного характера. Наиболее древним юридическим памятником является "Русская Правда". Она состоит из нескольких частей, самая древняя часть памятника - "Древнейшая Правда", или "Правда Ярослава", представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. Ею регулировались отношения княжеских дружинников с жителями Новгорода и между собой. Кроме этой грамоты в состав "Русской Правды" входит так называемая "Правда Ярославичей" (принята в 1072 г.) и "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.). Все эти памятники образуют достаточно обширный кодекс, регулирующий жизнь человека того времени. Это было классовое общество, в котором еще сохранились традиции родового строя. Однако они уже начинают заменяться иными представлениями. Так, основной общественной единицей, о которой говорится в "Русской Правде", является не род, а "мир", т.е. община. В "русской Правде" впервые отменен такой распространенный обычай родового общества, как кровная месть. Вместо него определены размеры виры, т.е. возмещения за убитого, а также наказание, которое накладывается на убийцу. Платила вира вся община, на земле которой найдено тело убитого. Самый высокий штраф накладывался на убийство огнищанина, главы общины. Он был равен стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле. Самыми тяжкими преступлениями считались разбой, поджог или конокрадство. За них предусматривалось наказание в виде потери всего имущества, изгнание из общины или лишение свободы. С появлением записанных законов Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми стали регулироваться законами, что сделало их более упорядоченными. Это было необходимо, поскольку вместе с ростом экономического богатства жизнь каждого человека усложнялась, и необходимо было защищать интересы каждого отдельного человека.
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
РУССКАЯ ПРАВДА
свод древнерусского права XI-XIII вв. Включала отдельные нормы "Закона Русского", Правду Ярослава Мудрого (т.н. Древнейшая Правда), Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Посвящена защите жизни и имущества княжеских дружинников, слуг; свободных сельских общинников и горожан; регламентировала положение зависимых людей; излагала нормы обязательственного и наследственного права и др. Сохранилась в трех редакциях: Краткой, Пространной, Сокращенной (списки XIII-XVIII вв.).
Русская Правда, сложившаяся еще на основе законов, существовавших в X в., включила в себя нормы правового регулирования, возникшие из обычного права, то есть народных традиций и обычаев.
Содержание Русской Правды свидетельствует о высоком уровне развития экономических отношений, богатых хозяйственных связей, регулируемых законом. "Правда, - писал историк В.О. Ключевский, - строго отличает отдачу имущества на хранение - "поклажу" от "займа", простой заем, одолжение по дружбе, от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заем - от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. Правда дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит - хорошо известно Русской Правде. Гости, иногородние или иноземные купцы, "запускали товар" за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, "куны в куплю", на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу "куны и гостьбу", для оборота из барыша".
Вместе с тем, как видно из прочтения экономических статей Русской Правды, нажива, погоня за прибылью не являются целью древнерусского общества. Главная экономическая мысль Русской Правды - стремление к обеспечению справедливой компенсации, вознаграждения за нанесенный ущерб в условиях самоуправляемых коллективов. Сама правда понимается как справедливость, а ее осуществление гарантируется общиной и другими самоуправляемыми коллективами.
Главная функция Русской Правды - обеспечить справедливое, с точки зрения народной традиции, решение проблем, возникавших в жизни, обеспечить баланс между общинами и государством, осуществить регулирование организации и оплаты труда по выполнению общественных функций (сбор виры, строительство укреплений, дорог и мостов).
Русская Правда имела огромное значение в дальнейшем развитии русского права. Она легла в основу многих норм международного договора Новгорода и Смоленска (XII-XIII вв.), Новгородской и Псковской судных грамот, Судебника 1497 и др.
О. П.
Русская Правда, сложившаяся еще на основе законов, существовавших в X в., включила в себя нормы правового регулирования, возникшие из обычного права, то есть народных традиций и обычаев.
Содержание Русской Правды свидетельствует о высоком уровне развития экономических отношений, богатых хозяйственных связей, регулируемых законом. "Правда, - писал историк В.О. Ключевский, - строго отличает отдачу имущества на хранение - "поклажу" от "займа", простой заем, одолжение по дружбе, от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заем - от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. Правда дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит - хорошо известно Русской Правде. Гости, иногородние или иноземные купцы, "запускали товар" за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, "куны в куплю", на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу "куны и гостьбу", для оборота из барыша".
Вместе с тем, как видно из прочтения экономических статей Русской Правды, нажива, погоня за прибылью не являются целью древнерусского общества. Главная экономическая мысль Русской Правды - стремление к обеспечению справедливой компенсации, вознаграждения за нанесенный ущерб в условиях самоуправляемых коллективов. Сама правда понимается как справедливость, а ее осуществление гарантируется общиной и другими самоуправляемыми коллективами.
Главная функция Русской Правды - обеспечить справедливое, с точки зрения народной традиции, решение проблем, возникавших в жизни, обеспечить баланс между общинами и государством, осуществить регулирование организации и оплаты труда по выполнению общественных функций (сбор виры, строительство укреплений, дорог и мостов).
Русская Правда имела огромное значение в дальнейшем развитии русского права. Она легла в основу многих норм международного договора Новгорода и Смоленска (XII-XIII вв.), Новгородской и Псковской судных грамот, Судебника 1497 и др.
О. П.
РУССКАЯ ПРАВДА
сборник норм древнерус. права. Р. п. - осн. источник, свидетельствующий о правовых и социальных отношениях в Др. Руси, в особенности о положении отд. групп зависимого населения (смердов, закупов, холопов). В Р. п. содержатся нормы уголовного и процессуального права. Большое место уделено наказаниям за убийство, оскорбления и кражу имущества. Значительны разделы, посвященные судопроизводству (организации процесса, суд. поборам), а также наследств. праву. Р. п. защищала правопорядок, отвечавший интересам господств. класса феодалов. Р. п. дошла до нас в списках 13-18 вв., составляющих 3 редакции: Краткую (древнейшие списки Академический и Археографический 15 в., сохранившиеся в составе Новгородской I летописи), Пространную (древнейшие списки - Синодальный 1282 и Троицкий в составе "Мерила Праведного" 14 в.) и Сокращенную (сохранилась в 2 списках 17 в.). Краткая правда открыта В. Н. Татищевым в 1738 и издана в 1767 А. Л. Шлецером. 1-е изд. Пространной правды осуществил в 1792 И. Н. Болтин. В дореволюц. науке наиболее значит. труды о Р. п. принадлежали И. Д. Эверсу, Н. В. Калачову, В. О. Ключевскому, В. И. Сергеевичу, Л. К. Гетцу и др. Их внимание привлекали гл. обр. вопросы о времени и обстоятельствах создания Р. п. и ее отд. частей, классификации списков, о сущности ее юридич. норм, влиянии на них визант. и герм. права и т. п. В решении этих вопросов дореволюц. историография достигла значит. результатов. Но она оказалась не в состоянии выяснить клас. сущность норм Р. п., связать этапы ее издания с ходом утверждения феод. отношений в Др. Руси. Были распространены представления о Р. п. как о памятнике частного или церк. происхождения (Н. В. Калачов, В. О. Ключевский), преувеличивалось влияние на нормы Р. п. германо-скандинавского, романского и визант. права. Сов. историки внесли крупный вклад в изучение Р. п. На основе классификации списков Р. п., предложенной В. П. Любимовым, осуществлено академич. изд. всех 3 редакций памятника и их видов ("Правда Русская", т. 1-3, М.-Л., 1940-63), к-рое сопровождено фототипич. воспроизведением важнейших текстов и комментарием. В трудах Б. Д. Грекова, С. В. Юшкова, M. H. Тихомирова, И. И. Смирнова, Л. В. Черепнина и др. раскрыто юридич. содержание норм Р. п., показано значение памятника для изучения социальных отношений и клас. борьбы в Киевской Руси. Осн. итоги исследования истории текста Р. п. сводятся к следующему. Краткая правда состоит из 4 частей: Правда Ярослава, или Древнейшая правда (ст. 1-18), Устав Ярославичей, или Правда Ярославичей (ст. 19-41), "Покон вирный" (ст. 42) и "Урок мостникам" (ст. 43). Эти части сложились разновременно. Нормы Древнейшей правды своими корнями уходят в обычное право вост. славян (в т. ч. нормы кровной мести). Сама Древнейшая правда составлена, по мнению Б. Д. Грекова, Б. А. Рыбакова и А. А. Зимина, ок. 1016, когда, по сообщению Новгородской I летописи, кн. Ярослав, дав новгородцам грамоту, "тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите". M. H. Тихомиров и С. В. Юшков датируют Древнейшую правду 30-ми гг. 11 в., связывая ее с записью Софийской I летописи в 1035, когда Ярослав новгородцам, "написа грамоту, рек: по сей грамоте дадите дань". Л. В. Черепнин считает, что основой Р. п. обеих редакций явился "Устав и закон русский", изданный в 10 в. К 1036 он относит новую (новгородскую) редакцию Правды Ярослава, дополненную ст. 17, 29, 41. Третью (киевскую) редакцию этого памятника он датирует 1037 и включает в ее состав основу 1-й части Пространной правды. Древнейшая правда отражает право периода становления феод. отношений. Устав Ярославичей (Правда Ярославичей), рисующий нормы княж. домениального х-ва, был принят на съезде Изяслава, Всеволода и Святослава Ярославичей. Б. Д. Греков и А. А. Зимин относят появление Устава к 1032-54 - времени правления Ярослава (1019-54), а М. Н. Тихомиров, С. В. Юшков и Л. В. Черепнин - ко времени съезда Ярославичей в Вышгороде, к-рый состоялся в 1072 после восстаний смердов и горожан 1068-71. Наконец, "Покон вирный" С. В. Юшков и А. А. Зимин датируют 30-ми гг. 11 в.; Л. В. Черепнин - 1024-26, a M. H. Тихомиров считает, что он был записан после новгородского восстания 1136, когда, по его мнению, была составлена Краткая правда в целом (этим же временем датирует Краткую правду и Л. В. Черепнин). С. В. Юшков считает Краткую правду памятником кон. 11 в., а А. А. Зимин отодвигает ее возникновение к последним годам княжения Ярослава Мудрого, связывая ее появление с прибытием в Новгород кн. Изяслава. Пространная правда является памятником развитого феод. общества. Ее списки (их сохранилось более 100) разделяются на 3 группы: Синодально-Троицкую, Пушкинскую и Карамзинскую. Возникновение Пространной правды M. H. Тихомиров относит к нач. 13 в., связывая ее создание с движением 1209 в Новгороде. Л. В. Черепнин датирует появление отд. ее частей 1097 (Любечский съезд), 1113, 1046-47, 1174-75, а Пространной редакции в целом - 1209. С. В. Юшков полагал, что Пространная правда составлена в 12 в. в результате механич. соединения Суда Ярослава Владимировича (ст. 1-52), появившегося в Киеве в кон. 11 или нач. 12 вв. (до 1113), и Устава Владимира Мономаха (ст. 53-121), принятого на совещании в селе Берестове вскоре после восстания в Киеве 1113. Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров, И. И. Смирнов и Л. В. Черепнин считают, что на съезде в Берестове принят только устав о закупах и резах (процентах). А. А. Зимин ко времени княжения Владимира Мономаха относит составление (ок. 1116) всей Пространной правды, считая, что в основу ее 1-й части (ст. 1-46) положен самостоятельный, не дошедший до нас в первоначальном виде памятник - Правда Ярославичей (ее он отличает от Устава Ярославичей), принятая на княж. съезде в Вышгороде в 1072. Б. А. Рыбаков полагает, что Пространная правда создана во время княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава. Спорным является вопрос о времени появления последней части Пространной правды - Устава о холопах (ст. 110-121). Если А. А. Зимин находит в нем черты раннего законодательства, восходящего к 10 в., то И. И. Смирнов и Л. В. Черепнин считают его поздним памятником (последний датирует его 70-ми гг. 12 в.). Большинство исследователей Сокращенную правду считают поздним памятником 15 или даже 17 в. (Н. А. Максимейко, А. А. Зимин). Но M. H. Тихомиров относит ее создание ко 2-й пол. 12 в., видя в ней один из источников Пространной правды. Р. п. имела огромное значение в развитии рус, укр. и белорус. права. Она легла в основу мн. норм договоров Новгорода и Смоленска с немцами 12-13 вв., Новгородской и Псковской судных грамот, Судебника 1497, а также Литовского статута и Судебника Казимира IV. Лит.: Эверс И. Д., Древнейшее рус. право, СПБ, 1835; Калачов Н. В., Предварительные юридич. сведения для полного объяснения Рус. правды, 2 изд., в. 1, СПБ, 1880; Ключевский В. О., Соч., т. 1, 6, М., 1956-59; Максимейко Н. A., Опыт критического исследования Рус. правды, в. 1, X., 1914, Тихомиров M. H., Исследование о Рус. правде, М.-Л., 1941; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Юшков С. В., Рус. правда, М., 1950; его же, Курс истории гос-ва и права, т. 1 - Юшков С. В., Общественно-политич. строй и право Киевского гос-ва, М., 1949; Романов Б. A., Люди и нравы Др. Руси, 2 изд., М.-Л., 1966; Валк С. Н., Рус. правда в изданиях и изучениях XVIII - нач. XIX вв., в кн.: Археографич. ежегодник за 1958 г., М., 1960; его же, Русская правда в изданиях и изучениях 20-40-х гг. XIX в., в кн.: Археографич. ежегодник за 1959 г., М., 1960; Смирнов И. И., Очерки социально-экономич. отношений Руси XII-XIII вв., М.-Л., 1963; Черепнин Л. В., Общественно-политич. отношения в Др. Руси и Рус. правда, в кн.: Новосельцев А. П. (и др.), Древнерус. гос-во и его междунар. значение, М., 1965; Зимин A. A., К истории текста Краткой редакции Рус. правды, "Тр. МГИАИ", 1954, т. 7; его же, Феод. государственность и Рус. правда, ИЗ, т. 76, М., 1965; Рубинштейн Н. Л., Древняя правда и вопросы дофеод. строя Киевской Руси, в кн.: Археографич. ежегодник за 1964 г., М., 1965; Goetz L. К., Das Russische Recht, Bd 1-4, Stuttg., 1910-1913. А. А. Зимин. Москва.