за границей — выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне. Способствовали популярности русского искусства за рубежом. Термин прижился, стал нарицательным для обозначения успеха российских деятелей культуры и искусства за рубежом.
РУССКИЕ СЕЗОНЫ
«РУССКИЕ СЕЗОНЫ»
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
РУССКИЕ СЕЗОНЫ
гастрольные выступления русской оперы и балета, организованные С. П. Дягилевым. Состоялись в 1907–194 гг. в Париже и Лондоне. Их целью была популяризация русской культуры ха рубежом. Концерты пользовались огромным успехом и открыли имена великих исполнителей оперы и балета: Ф. И. Шаляпина, А. Павловой, Т. Карса-виной, Е. Гельцер, М. Фомина, В. Нижинского и др.
РУССКИЕ СЕЗОНЫ
выступления русских оперных и балетных трупп, организованные за границей С. 77. Дягилевым в 1907—1914 гг. в Париже и Лондоне. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Участвовали: композиторы Я. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов• певец Ф. Я. Шаляпин; художники А. Я. Бенуа, Л. С. Бакст; балетмейстер М. М. Фокин, танцовщики А. Н. Павлова, Т. П. Карсавина и др. Ставились: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина; балеты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. На основе Русских сезонов в 1911—1913 гг. была создана постоянная труппа «Русский балет Дягилева».
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
РУССКИЕ СЕЗОНЫ
ежегодные (с 1907 г.) постановки русской оперы и балета за границей, организатором которых выступал С. П. Дягилев. Первым стал сезон «Исторических русских концертов» (Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов и др.). За ним последовал сезон русской оперы (1908) в Париже. Самым блестящим стал оперно-балетный сезон (1909), длившийся два месяца. Открытием Дягилева стал балетмейстер В. Ф. Нижинский, огромный успех снискали А. П. Павлова и Т. П. Карсавина. С 1909 г. дягилевские сезоны стали ежегодными и получили название «Русские сезоны за границей». Балетная труппа, сформированная из артистов Мариинского и Большого театров (Павлова, Е. В. Гельцер, Нижинский и др.), гастролировала в Париже, Берлине, Брюсселе, Монте-Карло, Лондоне, Будапеште и др. европейских городах. В 1908–09 гг. были показаны оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова и др. Балетмейстер М. М. Фокин создал новую хореографию балетов «Павильон Армиды» на музыку Н. Н. Черепнина, «Сильфиды» («Шопенианы») на музыку Ф. Шопена, а также поставил знаменитые «Половецкие пляски» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», балеты «Жар-птица» и «Петрушка» И. Ф. Стравинского, «Нарцисс и Эхо» Н. Н. Черепнина, «Шахерезада» Н. А. Римского-Корсакова и др. В 1912–13 гг. Нижинский осуществил постановки балетов «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси и «Весна священная» Стравинского. До 1913 г. спектакли были чисто балетными; с уходом Фокина, Нижинского, Павловой вновь стали оперно-балетными.
Высокий уровень исполнительской культуры, богатство русской музыки сделали Русские сезоны значительным художественным явлением, имевшим большое значение в популяризации русского оперного и балетного искусства. Спектакли оформляли художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, В. А. Серов, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова, П. Пикассо, А. Дерен и др. Постепенно антреприза Дягилева, просуществовавшая до 1929 г., пополнялась иностранными танцовщиками и теряла национальный русский характер.
Высокий уровень исполнительской культуры, богатство русской музыки сделали Русские сезоны значительным художественным явлением, имевшим большое значение в популяризации русского оперного и балетного искусства. Спектакли оформляли художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, В. А. Серов, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова, П. Пикассо, А. Дерен и др. Постепенно антреприза Дягилева, просуществовавшая до 1929 г., пополнялась иностранными танцовщиками и теряла национальный русский характер.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007