историко-этнографическая, этноконфессиональная группа русских, сформировавшаяся в результате церковной реформы, проведённой патриархом Никоном в середине XVII в. Основу старообрядческого движения составили те, кто не принял церковной реформы. В настоящее время старообрядчество не едино, а включает несколько церковных организаций, согласий и групп не только в России, но и за её пределами. Исторически разделилось на множество различных ответвлений — согласий. Произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка. Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленых священников, получили название беспоповцев. Старообрядцы, которые принимали беглых попов, а позднее и создали свои церковные иерархии, получили название поповцев. В силу изоляционистских традиций старообрядцы сохранили многие архаичные черты традиционной культуры. Старообрядчество, сохранившее книжность и яркие самобытные черты традиционной культуры, всегда привлекало пристальное внимание исследователей: археографов, этнографов, лингвистов, фольклористов, историков. Средний Урал и Прикамье — один из регионов со значительным числом старообрядческого населения. По числу старообрядчества Перм. губ. в XIX в. занимала одно из первых мест в России.
Очаги старообрядчества в регионе в основном сложились в тех районах, заселение которых происходило с конца XVII и в XVIII в.; значительное число сторонников «старой веры» проживало и на уральских горных заводах. Во второй половине XVII в. старообрядцы появляются на Урале в основном с Поморья и сев. областей России, в начале XVIII в. отмечается приток старообрядцев с р. Керженец. На территории Перм. края распространены несколько старообрядческих согласий. Одним из самых многочисленных перм. старообрядчеств являются старообрядцы часовенные. До начала XIX в. они были поповцами, но в итоге гонений на старообрядцев оказались без священников и постепенно фактически стали беспоповцами. Наиболее крупные очаги расселения часовенных старообрядцев были в Обвинском поречье (Ильинский, Нытвенский, Верещагинский, Очёрский р-ны), юго-зап. Прикамье (Чайковский, Еловский, Куединский р-ны), в Лысьвенском и Чусовском р-нах. В начале XXI в. активные очаги часовенных известны в г. Перми, г. Добрянка, в Лысьвенском, Чайковском и Куединском р-нах. Поморское согласие — в настоящее время одно из самых многочисленных согласий беспоповцев — своё происхождение ведёт от отцов Соловецкого монастыря и Выговской пустыни. Современное офиц. название — Древлеправославная Поморская Церковь; центр — в г. Москве. Наиболее крупный ареал расселения старообрядцев беспоповского поморского согласия — в Верхокамье: Сивинский, Верещагинский, Очёрский рны.
Общины поморцев есть также в г. Перми, в Чернушинском и Куединском рнах; отдельные крупные поморские центры сформировались в заводских поселениях (в сёлах Курашим, Калинино, Бым Перм. и Кунгурского р-нов). Почти во всех районах Прикамья были известны и старообрядцы — поповцы белокриницкого согласия (офиц. название — Древлеправославная старообрядческая церковь; центр в г. Москве). Оформление церковной иерархии произошло в 1846 г. в с. Белая Криница (Австрийская империя), где была основана иерархия во главе с обращённым в старообрядческую веру босно-сараевским епископом Амвросием. Однако нового епископа приняли далеко не все старообрядцы, что послужило причиной очередного разделения поповцев на несколько согласий. До создания своей иерархии принимали беглых попов. В начале XXI в. на территории Перм. края действует несколько приходов Уральской епархии Древлеправославной старообрядческой церкви: в г. Верещагино и в Верещагинском рне, в гг. Очёре, Кудымкаре, Перми, Чайковском. В Сев. Прикамье сохраняются общины беглопоповского старообрядческого согласия (г. Соликамск, Красновишерский р-н). Создание своей иерархии относится к 1920-м гг. Офиц. название — Русская древлеправославная церковь, центр — г. Новозыбков Брянской обл. В прошлом были известны и другие старообрядческие согласия.
Лит.:Димухаметова, С.А. Материальная культура и ремесло русского старообрядческого населения Верхокамья // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 107—172; История старообрядческой церкви: крат. очерк. М., 1991; Мангилев, П.И. Очерки по истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2001; На путях из земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноурал. крестьянства. М., 1989; Палладий, архимандрит. Обозрение Пермского раскола, так называемого «старообрядчества». СПб., 1863; Русские письменные и устные традиции и духовная культура: (по материалам археогр. экспедиций МГУ, 1966—1980 гг.). М., 1982. С. 11—39; Старообрядческий мир Волго-Камья: проблемы комплекс. изучения. Пермь, 2001; Старообрядчество: лица, предметы, события и символы: опыт энцикл. слов. М., 1996; Традиционная народная культура населения Урала: материалы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997; Чагин, Г.Н. Традиционные связи духовной культуры семьи и общины русского старообрядческого населения Верхокамья // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 162—167; Чагин, Г.Н. Этносы и культуры на стыке Европы и Азии: избр. тр. / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2002.
А.В. Черных