РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ

Найдено 1 определение
РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ
историко-этнографическая, этноконфессиональная группа русских, сформировавшаяся в результате церковной реформы, проведённой патриархом Никоном в середине XVII в. Основу старообрядческого движения составили те, кто не принял церковной реформы. В настоящее время старообрядчество не едино, а включает несколько церковных организаций, согласий и групп не только в России, но и за её пределами. Исторически разделилось на множество различных ответвлений — согласий. Произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка. Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленых священников, получили название беспоповцев. Старообрядцы, которые принимали беглых попов, а позднее и создали свои церковные иерархии, получили название поповцев. В силу изоляционистских традиций старообрядцы сохранили многие архаичные черты традиционной культуры. Старообрядчество, сохранившее книжность и яркие самобытные черты традиционной культуры, всегда привлекало пристальное внимание исследователей: археографов, этнографов, лингвистов, фольклористов, историков. Средний Урал и Прикамье — один из регионов со значительным числом старообрядческого населения. По числу старообрядчества Перм. губ. в XIX в. занимала одно из первых мест в России.
Очаги старообрядчества в регионе в основном сложились в тех районах, заселение которых происходило с конца XVII и в XVIII в.; значительное число сторонников «старой веры» проживало и на уральских горных заводах. Во второй половине XVII в. старообрядцы появляются на Урале в основном с Поморья и сев. областей России, в начале XVIII в. отмечается приток старообрядцев с р. Керженец. На территории Перм. края распространены несколько старообрядческих согласий. Одним из самых многочисленных перм. старообрядчеств являются старообрядцы часовенные. До начала XIX в. они были поповцами, но в итоге гонений на старообрядцев оказались без священников и постепенно фактически стали беспоповцами. Наиболее крупные очаги расселения часовенных старообрядцев были в Обвинском поречье (Ильинский, Нытвенский, Верещагинский, Очёрский р-ны), юго-зап. Прикамье (Чайковский, Еловский, Куединский р-ны), в Лысьвенском и Чусовском р-нах. В начале XXI в. активные очаги часовенных известны в г. Перми, г. Добрянка, в Лысьвенском, Чайковском и Куединском р-нах. Поморское согласие — в настоящее время одно из самых многочисленных согласий беспоповцев — своё происхождение ведёт от отцов Соловецкого монастыря и Выговской пустыни. Современное офиц. название — Древлеправославная Поморская Церковь; центр — в г. Москве. Наиболее крупный ареал расселения старообрядцев беспоповского поморского согласия — в Верхокамье: Сивинский, Верещагинский, Очёрский рны.
Общины поморцев есть также в г. Перми, в Чернушинском и Куединском рнах; отдельные крупные поморские центры сформировались в заводских поселениях (в сёлах Курашим, Калинино, Бым Перм. и Кунгурского р-нов). Почти во всех районах Прикамья были известны и старообрядцы — поповцы белокриницкого согласия (офиц. название — Древлеправославная старообрядческая церковь; центр в г. Москве). Оформление церковной иерархии произошло в 1846 г. в с. Белая Криница (Австрийская империя), где была основана иерархия во главе с обращённым в старообрядческую веру босно-сараевским епископом Амвросием. Однако нового епископа приняли далеко не все старообрядцы, что послужило причиной очередного разделения поповцев на несколько согласий. До создания своей иерархии принимали беглых попов. В начале XXI в. на территории Перм. края действует несколько приходов Уральской епархии Древлеправославной старообрядческой церкви: в г. Верещагино и в Верещагинском рне, в гг. Очёре, Кудымкаре, Перми, Чайковском. В Сев. Прикамье сохраняются общины беглопоповского старообрядческого согласия (г. Соликамск, Красновишерский р-н). Создание своей иерархии относится к 1920-м гг. Офиц. название — Русская древлеправославная церковь, центр — г. Новозыбков Брянской обл. В прошлом были известны и другие старообрядческие согласия.
Лит.:Димухаметова, С.А. Материальная культура и ремесло русского старообрядческого населения Верхокамья // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 107—172; История старообрядческой церкви: крат. очерк. М., 1991; Мангилев, П.И. Очерки по истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2001; На путях из земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноурал. крестьянства. М., 1989; Палладий, архимандрит. Обозрение Пермского раскола, так называемого «старообрядчества». СПб., 1863; Русские письменные и устные традиции и духовная культура: (по материалам археогр. экспедиций МГУ, 1966—1980 гг.). М., 1982. С. 11—39; Старообрядческий мир Волго-Камья: проблемы комплекс. изучения. Пермь, 2001; Старообрядчество: лица, предметы, события и символы: опыт энцикл. слов. М., 1996; Традиционная народная культура населения Урала: материалы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997; Чагин, Г.Н. Традиционные связи духовной культуры семьи и общины русского старообрядческого населения Верхокамья // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 162—167; Чагин, Г.Н. Этносы и культуры на стыке Европы и Азии: избр. тр. / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2002.
А.В. Черных

Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
326.74 кб

Русские старообрядцы в США

Аргудяева Юлия Викторовна
Статья посвящена этнокультурной группе русских - старообрядцам, эмигрировавшим в США в 1960-е годы из Азии.
Читать PDF
285.33 кб

Русские старообрядцы в северной Америке

Аргудяева Ю. В.
Дается краткая история появления первых и последующих миграционных волн русских старообрядцев в некоторых штатах Северной Америки.
Читать PDF
411.47 кб

Русские старообрядцы в Маньчжурии: новые материалы

Аргудяева Ю. В.
Рассматриваются хозяйственный и семейный быт русских крестьян старообрядцев, эмигрировавших в 1920 1930-е гг. с юга Дальнего Востока в Маньчжурию.
Читать PDF
563.54 кб

Семья и семейный быт русских старообрядцев в Америке

Аргудяева Юлия Викторовна
Рассматривается семейный быт русских старообрядцев, эмигрировавших в 1950–1960-е годы на американский континент из Азии. Прослеживается социокультурная и этнокультурная адаптация русских к новым условиям жизни.
Читать PDF
438.71 кб

Русские старообрядцы на Аляске: обзор менталитета и повседневности

Товбин К.М., Семичаевский А.В., Соколов В.В.
Русское старообрядчество является одним из ярчайших явлений русской традиционной культуры, становившихся не раз объектом многочисленных исследований.
Читать PDF
111.25 кб

Православное государство и русские старообрядцы-поповцы в эпоху императора Николая I

Фирсов Сергей Львович
Статья посвящена проблеме отношения официальных властей императорской России эпохи Николая I к старообрядцам, приемлющим священство (т. н. поповцам).
Читать PDF
232.98 кб

Аргудяева Ю. В. Русские старообрядцы в Маньчжурии. Владивосток: ДВО РАН, 2008. 400 с

Чернавская В. Н.
Читать PDF
444.10 кб

Благотворительность и меценатство в среде русских старообрядцев: региональный аспект

Кочергина Марина Викторовна, Дзюбан Валерий Валерьевич
Статья посвящена благотворительности и меценатству в русской провинции. Авторы приводят факты, касающиеся вклада старообрядцев и единоверцев в строительство новых школ, храмов, богаделен.
Читать PDF
441.06 кб

Старообрядцы, иноверцы и русский капитализм (эссе по исторической социологии хозяйства)

Подвойский Денис Глебович
This article is devoted to the research of peculiarities of economic behaviour of representatives of etnoconfessional minorities in developed traditional societies.
Читать PDF
204.08 кб

Эсхатологический компонент трудовой этики русских старообрядцев и немецких протестантов

Малафеева М. А.
Статья посвящена сравнительному анализу трудовой этики русских старообрядцев и немецких протестантов в ее эсхатологическом аспекте и ее влиянию на экономическое состояние, как самой общины, так и государства, в котором она находит
Читать PDF
140.40 кб

Эсхатологические построения сибирских старообрядцев XVIII в. и традиции русского православия

Н. С. Гурьянова
Читать PDF
1.01 мб

Трансформация традиции: пояс в культуре русских старообрядцев-липован Добруджи в XX-XXI веках

П. А. Серин
Читать PDF
1.33 мб

Русские старообрядцы из Южной Америки: особенности быта, традиции и проблемы адаптации в Приморье

Аргудяева Юлия Викторовна
Статья посвящена русским старообрядцам, прибывшим в Приморье в 2009–2011 гг. из Боливии и Уругвая по программе переселения соотечественников.
Читать PDF
288.64 кб

Поминальная обрядность переселенцев из Белоруссии русских старообрядцев и белорусов в XX начале XXI

Фурсова Елена Федоровна
Работа посвящена сравнительно-историческому исследованию русских старообрядцев-переселен-цев из Белоруссии начала ХХ в. по данным о поминальной обрядности.
Читать PDF
236.49 кб

Заключение брака у русских старообрядцев на юге Дальнего Востока России (вторая половина XIX - перва

Аргудяева Юлия Викторовна
В статье исследуются проблемы заключения брака в крестьянской среде России и особенности образования семьи у русских старообрядцев южной части Дальнего Востока во второй половине XIX первой трети XX в.