, этнографическая группа русских сев.-зап. Прикамья. Находится в коми-пермяцком иноэтническом окружении, на протяжении длительного времени контактировала с коми-пермяцким населением. Русские-юрлинцы сформировались как компактная группа в бассейне двух притоков р. Коса (приток р. Кама) — рек Юм и Лопва, в окружении комипермяцкого населения. Сегодня территория группы включает несколько сельских администраций Юрлинского р-на с населением около 12 тыс. человек. Другие соседние районы населены коми-пермяками. О формировании русского«острова» в коми-пермяцком окружении высказывались разные точки зрения. Дореволюционные исследователи отмечали, что юрлинцы — обрусевшие комипермяки. В 1970-е гг. И.В. Власовой с привлечением нового источникового материала удалось показать, что основу формирования юрлинцев составили русские переселенцы из других регионов России. Юрлинский край начал осваиваться русскими с XVII в. Первыми на этих землях обосновались русские крестьяне, выходцы из соседней Вятской губ.
Среди первых переселенцев XVII в. были выходцы и из других мест — Европейского Севера (Вологда) и центральных областей. Второй поток миграций населения в Юрлинский край приходится на 1-ю пол. XVII в. и связан с расселением старообрядцев. Одним из компонентов, который также участвовал в формировании группы, были комипермяки. В последующее время в Юрлинском крае идут процессы консолидации различных переселенческих групп в единую этнокультурную общность. Важными факторами, способствовавшими образованию «русского ареала», были компактное расселение русских, их оторванность и слабые связи с основным массивом русских Прикамья, иноэтничное окружение, приверженность старообрядчеству. Юрлинцы обладают и особым групповым самосознанием, противопоставляют себя как соседнему коми-пермяцкому окружению, так и русским других районов Прикамья. Отличительная особенность региона — сложная этноконфессиональная ситуация. В русских деревнях 3-х волостей: Юрлинской, Юмской и Усть-Зулинской Чердынского уезда Пермской губернии — проживали православные, единоверцы и старообрядцы. Основу старообрядческого населения составили старообрядцы белокриницкого согласия. Старообрядчество сыграло определенную роль и в формировании регионального самосознания, в противопоставлении юрлинцев и коми-пермяков. Традиционную культуру юрлинцев отличают элементы, связанные с иноэтническим заимствованием из коми-пермяцкой культуры. В некоторых явлениях нар. культуры эти следы видны достаточно отчётливо.
Так, в традиционной кухне юрлинцев суп, приготовленный из пиканов с квасом, называется шомша (от коми-пермяцкого шома шыд — кислый суп). В магической практике только у русских Юрлинского рна известно широко распространенное в коми-пермяцкой среде знахарское гадание с помощью топора или безмена чер ошлан (вешание топора). Юрлинцы при этом употребляют иные названия этого явления: «черешлан вешать». Основные заимствования из коми-пермяцких традиций относятся к способам освоения природной среды, магической практике и мифологическим представлениям. Целый пласт явлений нар. культуры следует интерпретировать совместным формированием слоёв культуры. К таковым можно отнести животноводческую обрядность и связанные с ней мифологические представления, где достаточно сложно развести собственно коми-пермяцкие и русские традиции, способы хозяйствования, календарные праздники и обряды. Формирование традиции островного типа в иноэтническом окружении, конфессиональная и природная замкнутость, слабое социально-экономическое развитие региона способствовали консервации и сохранению традиций. Именно в Юрлинском р-не сохранились достаточно архаичные формы традиционной культуры, некоторые из них сохраняются в активной форме до настоящего времени.
Лит.:Бахматов, А.А. Память: ист.-документ. хроника Юрлин. р-на. Кудымкар, 1999; Бахматов, А.А. Юрлинский край: традицион. культура русских в конце ХIХ — перв. пол. ХХ в. / А.А. Бахматов, И.А. Подюков, С.В. Хоробрых, А.В. Черных. Кудымкар, 2003; Власова, И.В. К изучению этнографических групп русских // Полевые исследования Института этнографии 1981 г. М., 1984; Дубова, Н.А. Формирование русского населения северо-востока Европейской части СССР: (по антропол. данным) // Проблемы эволюционной морфологии человека и его рас. М., 1986. С. 119—120; Жуланова, Н.И. Юрлинцы: рус. остров или контактная зона?: (о муз. фольклоре и традиц. культуре рус. населения Коми-Пермяц. автоном. округа) // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Русский фольклор в инокультурном окружении. М., 1995. Вып. 6. С. 77—88; Кривощеков, И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь, 1914. С. 459, 804; На путях из земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноурал. крестьянства. М., 1989.
А.В. Черных