создан в конце XVII в. при Петре I на Азовском море для действий против Турции. Во время Северной войны 1 700-1721 гг. создан Балтийский флот, во второй половине XVIII в. — начале XIX в. русский ВМФ по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире. Современная Россия располагает Балтийским, Северным, Тихоокеанским флотом. Черноморский разделен между суверенными государствами — Российской Федерацией и Украиной.
РУССКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
РУССКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
РУССКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
флоты и флотилии России. Его зарождение связано с борьбой восточных славян в IV-VI вв. против Византийской империи. В IX—XII вв. действовали флотилии в составе нескольких сотен судов (см. Игоря Киевского походы 941, 944, Святослава походы 964-972). Новгородцы совершали походы в Балтийском море. В 1187, используя установленные на судах тараны и метательные машины, они вместе с карелами штурмом овладели шведской крепостью Сигтуна (на месте современного города Стокгольм). В XVI-XVII вв. с помощью временных военных флотилий численностью до 80-100 парусно-гребных судов (чайки и струги) запорожские и донские казаки вели борьбу с крымскими татарами и турками. Первую попытку создания постоянного военного флота на Балтийском море предпринял Иван Грозный в ходе Ливонской войны 1558-1583 (см. Каперская флотилия Ивана Грозного). Боевые корабли специальной постройки появились в России во 2-й половине XVII в. В 1668 в селе Дединово на Оке был построен первый такой 26-пушечный корабль «Орел». После этого стали строиться корабли на верфях Переяславского озера (1688-1693) и Белого моря. Начало создания регулярного русского военно-морского флота относится к концу XVII в. , когда по указу Петра I в целях борьбы за выход к Азовскому и Черному морям в 1695-1696 на реке Воронеж был построен Азовский флот. В 1696 во втором Азовском походе Петра I впервые участвовало 2 русских линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов. 20(30) октября 1696 по докладу Петра I о строительстве Азовского флота боярская дума постановила: «Морским судам быть». Этот день принято считать днем рождения регулярного русского военно-морского флота. Опыт строительства и боевого применения Азовского флота был использован Петром I при строительстве Балтийского флота в ходе борьбы за выход в Балтийское море во время Северной войны 1700-1721. Гребной (галерный), а позже и парусный флот строился на верфях рек Сясь, Свирь, Волхов, Луга, в Лодейном поле, Новой Ладоге, Петербурге (всего в 24 пунктах). Парусный флот создавался из построенных в России и закупленных за границей кораблей. С 1704 Петр I стал создавать «полки морских солдат», положив таким образом начало морской пехоте. К 1725 для Балтийского флота было построено 58 линейных кораблей, 30 фрегатов, 119 парусных вооруженных и 439 гребных судов. Главной базой флота стал Петербург, а затем Кронштадт. Строительством кораблей, их вооружением, снаряжением и материальным обеспечением, а также сооружением портов и верфей ведал с 1700 специальный Адмиралтейский приказ. Комплектованием флота офицерами из дворян, а матросами из рекрутов ведала до 1718 Военного морского флота канцелярия. В 1718 учреждена Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления флотом. Национальные кадры для флота (командный состав и кораблестроители) получали подготовку в основанной в Москве (1701) в Школе математических и навигацких наук, адмиралтейских школах Воронежа, Петербурга, Ревеля и Кронштадта, а с 1715 — в Морской академии, преобразованной в 1752 в Морской шляхетский кадетский корпус. Практиковалась также посылка русских моряков на учебу в иностранные флоты и на судоверфи. Рядовой состав обучался непосредственно на кораблях. В 1722 русский военно-морской флот насчитывал 130 парусных судов, в том числе 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы (легкие двухмачтовые суда для разведывательной и посыльной службы), 5 бомбардирских кораблей и 77 вспомогательных судов; гребной флот — 396 судов, в том числе 253 галеры и скампавеи (облегченные быстроходные галеры) и 143 бригантины. Успешные боевые действия Балтийского флота в Северной войне 1700-1721 (см. Гангутское морское сражение 1714, Гретам) внесли крупный вклад в русское военно-морское искусство. Организационные принципы строительства русского военно-морского флота, передовые для того времени методы обучения и воспитания личного состава и способы ведения боевых действий с учетом опыта иностранных флотов были обобщены в Морском уставе 1720. Большая заслуга в строительстве флота принадлежала Петру I и его соратникам: Ф. М. Апраксину, Акиму и Науму Сенявиным, М. М. Голицыну. Быстрое развитие русского военно-морского флота в начале XVIII в. и его блестящие победы вывели Россию в число могущественных военно-морских держав мира. Во 2-й половине XVIII в. , создав сильный военно-морской флот, Россия развернула борьбу за необходимый для ее экономического развития выход в Азовское и Черное моря. В ходе русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 она решила эту задачу. В целях стратегического взаимодействия с русской армией, наступавшей на обширном фронте (от устья Дона до Балкан), впервые из Балтийского моря были направлены русские эскадры на другие театры военных действий (см. Архипелагские экспедиции). В 1770 эскадра адмирала Г. А. Спиридова одержала победу над турецким флотом в Чесменской бухте (см. Чесменский морской бой 1770) и завоевала господство в Эгейском море. В 1771-1773 после выхода русской армии к Дунаю и Азову были созданы Дунайская военная флотилия и Азовская военная флотилия. В 1778 основан новый порт Херсон — первая кораблестроительная база на Черном море, в 1783 заложена военно-морская база Севастополь и в 1788 верфи в Николаеве. Россия приступила к строительству Черноморского флота. В 1790 Черноморский флот насчитывал 22 линейных корабля, 12 фрегатов, около 80 гребных и парусных судов; Балтийский флот — 34 линейных корабля, 15 фрегатов и 271 гребное судно. В русско-турецкой войне 1787-1791 эскадра Черноморского флота под командованием Ф. Ф. Ушакова, применив маневренную тактику, одержала ряд побед над турецким флотом у острова Фидониси (1788), в Керченском морском сражении 1790, у косы Тендра (1790) и мыса Калиакрия (1791). Передовое русское военно-морское искусство эпохи парусного флота особенно ярко проявилось во время Средиземноморского похода Ушакова 1798-1800, в частности при взятии крепости Корфу в 1799. С 1802 русский военно-морской флот возглавлялся Министерством военно-морских сил, с 1815 — Морским министерством. С 1804 на флотах действовали постоянные соединения — дивизии, которые делились на бригады и приписывались к определенным базам. Боевая деятельность русского флота ознаменовалась новыми походами в Средиземное море. Во время русско-турецкой войны 1806-1812 эскадра адмирала Д. Н. Сенявина нанесла поражение турецкому флоту в Дарданелльском морском сражении 1807 и в Афонском сражении 1807. В 1826 в России построен первый вооруженный (8 пушек) пароход «Ижора». Руководство флотом с 1827 осуществлял Морской штаб (в 1831-1836 — Главный морской штаб), который в 1836 был ликвидирован, но вновь воссоздан в 1855. В 1827 русская эскадра адмирала Л. П. Гейдена совместно с союзным англо-французским флотом уничтожила турецкий флот в Наваринском морском сражении 1827. В середине XIX в. на смену парусному пришел паровой флот. К началу Крымской войны 1853- 1856 русский военно-морской флот был в основном парусным флотом (40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и бриг) и насчитывал лишь 15 пароходофрегатов. В лучшую сторону по своей подготовке выделялся Черноморский флот, где руководящие посты занимали передовые русские адмиралы М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Последнее сражение парусного флота — Синопское морское сражение 1853. В ходе Севастопольской обороны 1854-1855 русские моряки показали пример активной защиты военно-морской базы с суши и моря. С 60-х годов XIX в. парусный флот постепенно заменен паровым. Россия приступила к строительству броненосных паровых кораблей. В 1861 построен первый такой корабль — канонерская лодка «Опыт». В 1869 заложен, а в 1877 вступил в строй один из первых мореходных броненосцев «Петр Великий», который положил начало строительству кораблей класса эскадренных броненосцев. В 70-90-х годах XIX в. наряду с эскадренными броненосцами по проектам русских кораблестроителей А. В. Степанова, С. К. Джевецкого, А. А. Попова строились броненосцы береговой обороны, броненосные крейсера, минные заградители, плавучие батареи и опытные подводные лодки. По судостроительной программе 80-90-х годов XIX в. намечалось построить за 20 лет 24 эскадренных броненосца, 15 крейсеров и свыше 140 кораблей других Фрегат «Александр Невский» классов. В русско-турецкой войне 1877-1878 Черноморский флот впервые осуществил идею обороны побережья и баз путем использования минно-артиллерийских позиций. Большой вклад в разработку тактики — тактики парового броненосного флота внесли адмиралы Г. И. Бутаков, А. А. Попов, С. О. Макаров. Их теоретические труды и практическая деятельность заложили прочные основы для внедрения в практику обучения личного состава парового флота передовых принципов боевой подготовки. В 80-х годах XIX в. строительство русского военно-морского флота ознаменовалось появлением штабов соединений. Основным соединением кораблей стала эскадра (дивизии и бригады были упразднены), состоявшая из кораблей различных классов, сведенных в отряды. Огромное значение для управления флотом и его взаимодействия с сухопутными войсками имело изобретение в 1895 А. С. Поповым радио. К концу XIX в. процесс создания в России нового броненосного флота был завершен. На вооружение флота вместо гладкоствольных поступили нарезные казнозарядные орудия и новое минно-торпедное оружие. Для укомплектования флота инженерно-техническим составом были открыты специальные инженерные, артиллерийские и штурманские морские училища, а для повышения специальных и технических знаний командного состава — Офицерские классы при Морском училище, которые были реорганизованы в академические курсы, а в 1877 — преобразованы в Морскую академию. После русско-японской войны 1904-1905, в которой Россия потеряла свои лучшие корабли, остро встал вопрос о реорганизации флота. В 1906 был создан Морской генеральный штаб, выполнявший функции оперативно-стратегического руководства флотом (Главный морской штаб выполнял административно-хозяйственные функции). Российское правительство разработало широкую программу кораблестроения, однако ее реализация сдерживалась общей экономической отсталостью страны. До начала первой мировой войны все же удалось пополнить флот новыми кораблями всех классов, построенными по проектам выдающихся кораблестроителей — А. Н. Крылова и И. Г. Бубнова.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
РУССКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
мор. вооруж. силы и речные воен. флотилии в России до Вел. Окт. социалистич. революции. Зарождение Р. в.-м. ф. и воен.-мор. искусства связано с борьбой, к-рую с 4-6 вв. вели вост. славяне против Византийской империи. Флотилии славян состояли из небольших парусно-гребных судов (челны-однодеревки, лодьи), к-рые могли действовать на реках и в то же время обладали неплохой мореходностью. В Киевской Руси 9-12 вв. существовали флотилии, насчитывавшие неск. сот судов (лодей, коч, 2- и 3-мачтовых лодок и др.). В более позднее время новгородцы совершали мор. походы в Швецию (напр., поход 1187, когда была взята штурмом крепость Сигтуна (на месте совр. г. Стокгольма) и др.). В мор. бою осн. тактич. приемом являлась групповая атака своими кораблями вражеских кораблей, завершавшаяся абордажем. В период феод. раздробленности Русь была отрезана от юж. морей, мор. силы сохранились только в Новгородской земле. С 17 в. Рус. централизованное гос-во начало борьбу за выходы к Балтийскому, Черному и Азовскому морям, в ходе к-рой к концу 17 в. был накоплен опыт использования речных флотилий в совместных действиях с сухопутными войсками. Первые мор. боевые корабли были построены в 1667-69 в с. Дединове на Оке для защиты торг. путей по Волге и Каспийскому м. Лучшим из них являлся 26-пушечный корабль "Орел" (1668, был сожжен во время крест. войны 1670-71). На Черном и Азовском морях действовали флотилии парусно-гребных судов запорожских и донских казаков. Создание регулярного Р. в.-м. ф. относится к концу 17 - нач. 18 вв. и связано с именем Петра I. Во втором Азовском походе 1696 против Турции (см. Азовские походы Петра I 1695-96) впервые участвовало 2 лин. корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж. После взятия крепости Азов в 1696 по докладу Петра I о строит-ве Азовского флота Боярская дума 20 окт. 1696 постановила: "морским судам быть". Этот день принято считать днем рождения постоянного регулярного Р. в.-м. ф. Азовский флот просуществовал ок. 15 лет. После неудачного Прутского похода 1711 Россия вынуждена была временно отказаться от Азова и побережья Азовского м. Балтийский флот был создан в период Северной войны 1700-21. В 1702-04 на Сясьской, Олонецкой и Лужской верфях в первую очередь было развернуто строит-во гребного (галерного) флота, что отвечало задаче содействия армии при ее движении вдоль побережья, технич. возможностям, а также театру воен. действий (шхеры). Для обороны завоеванного побережья и действий на мор. сообщениях противника в Балтийском м. был позже создан парусный корабельный флот из построенных в России и купленных за границей кораблей. Осн. классами кораблей были линейные корабли и фрегаты, осн. типом парусно-гребных кораблей - скампавеи и галеры. С 1703 до 1723 гл. базой Балтийского флота был Петербург, а затем Кронштадт. Кроме того, были сооружены базы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Кораблестроением в России ведал сначала Владимирский приказ, а затем выделенный из него Адмиралтейский приказ. Личный состав флота комплектовался из наиболее здоровых рекрутов; служба была пожизненной. Офицерский состав флота комплектовался из дворян. Дворянские дети проходили обучение в воен.-мор. учеб. заведениях: в Школе математических и навигацких наук (осн. в 1701) и Мор. академии (создана в 1715). Практиковались также посылка дворян на учебу в иностр. флоты и наем иностранцев на рус. службу. Вопросы управления флотом и использования его возлагались на Воинский мор. приказ. В 1718 была создана Адмиралтейств-коллегия с правами высш. воен.-мор. органа, во главе к-рой находились постоянный президент и вице-президент. Временные члены коллегии назначались из флагманов. В период Северной войны в России существовали Балтийский и Азовский флоты, Беломорская и Каспийская флотилии. Тактич. иск-во рус. флота в Северной войне ярко проявилось в успешных сражениях у Гангута (1714), Эзеля (1719), Гренгама (1720). Организационные принципы рус. флота, методы обучения и воспитания его личного состава, способы ведения боевых действий были обобщены в Морском уставе 1720, где был учтен и положительный опыт иностр. флотов. В развитии рус. воен.-мор. иск-ва большая заслуга принадлежит Петру I и его соратникам: Ф. М. Апраксину, Акиму и Науму Сенявиным, М. М. Голицыну и др. Основные принципы ведения войны на море в дальнейшем были развиты Г. А. Спиридовым, Ф. Ф. Ушаковым, Д. Н. Сенявиным. В 1-й пол. 18 в. рус. мор. офицеры в этот период сделали много важнейших географич. открытий, исследовали сев. берега Сибири, берега Камчатки, Аляски, Алеутских и Курильских о-вов, Сахалина, Охотского м. В 1740 В. Беринг и А. Чириков основали Петропавловск-на-Камчатке. С 1741 после периода ослабления флота в 30-х гг. началось усиление боевой мощи флота. В 1752 был основан Морской шляхетный кадетский корпус, куда вошли гардемаринская рота, Морская академия и переведены дворяне из Московской Навигационной школы. Во 2-й пол. 18 в. экономич. развитие России и интересы обороны ее юж. границ от притязаний Турции, а также задачи обеспечения обороны сев. и зап. границ с моря потребовали усиления воен.-мор. флота. В 1763 по предложению гос. комиссии в составе С. И. Мордвинова, И. Г. Чернышева, Г. А. Спиридова и др. было реорганизовано управление флотом. Комиссией был разработан утвержденный в 1765 "Регламент о управлении адмиралтейств и флотов", к-рый и закрепил реорганизацию. Вопросы командования флотами и эскадрами были изъяты из ведения коллегии и переданы флагманам, подчиненным коллегии. При флагманах создавались канцелярии, являвшиеся зачатками штабов флотов. Был расширен штат Морского кадетского корпуса и пересмотрены программы. На Балтийском м. решено было иметь флот сильнее любого из флотов соседних гос-в. Значительно оживилась боевая подготовка личного состава. Во 2-й пол. 18 в. Россия создала сильный флот и впервые пыталась решать воен.-политич. вопросы путем направления эскадр на отдаленные театры воен. действий. Эскадры Балтийского флота совершали походы в Средиземное м. с целью обеспечить активными действиями главное стратегич. направление (см. Архипелагские экспедиции русского флота). Эскадра адм. Спиридова, уничтожив тур. флот в Чесменском бою 1770, завоевала господство в Архипелаге. В 1771 рус. армия овладела берегами Керченского пролива, а также крепостями Керчь и Еникале. В 1773 отряд судов Азовской флотилии, вновь созданной в 1771, вышел в Черное м., положив начало существованию Черноморского флота. После выхода русской армии на р. Дунай в 1771 была сформирована Дунайская военная флотилия, к-рая несла охрану в устье Дуная и прикрывала войска со стороны реки. Рус.-тур. война (1768-74) окончилась победой России, к-рая получила берега Азовского м. и берег Черного м. между pp. Бугом и Днестром. Крым был объявлен независимым. В 1778 в устье Днепра был заложен новый порт Херсон, в к-ром в 1783 был спущен на воду первый линейный корабль Черноморского флота, а в 1784 была создана уже целая эскадра. В победоносных сражениях (Фидониси, Тендра, Калиакрия) с тур. флотом в ходе рус.-тур. войны 1787-91 развивалась активная тактика рус. флота, основы к-рой были разработаны адм. P. P. Ушаковым. Важнейшие особенности этой тактики: взаимодействие армии и флота; сочетание огня и маневра; удар по флагманским кораблям противника; атака из походного порядка; создание резерва для нанесения сосредоточенного удара на решающем направлении; тактич. внезапность; непрерывность боевого управления, достигаемая ясностью поставленных задач и предоставлением широкой инициативы командирам. Передовой характер рус. воен.-мор. искусства особенно ярко проявился во время Средиземноморского похода Ушакова 1798-1800. Во время 2-й Архипелагской экспедиции 1805-07 рус. корабли под командованием адм. Д. Н. Сенявина мастерски взаимодействовали с сухопутными войсками и с отрядами местного населения, вели борьбу на коммуникациях противника и осуществляли блокаду его побережья. Во время рус.-тур. войны 1806-12 в Дарданелльском сражении 1807 и Афонском сражении 1807 маневренная тактика рус. флота была обогащена новыми методами ведения мор. боя: охват головной части вражеского флота, выделение тактич. групп и резерва, атака неприятельского корабля сосредоточенным ударом двух своих кораблей с одного борта, нанесение одновременных ударов на гл. и вспомогат. направлениях, непрерывность боевого управления. Р. в.-м. ф. в войнах 2-й пол. 18 и в нач. 19 вв. по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире после Англии и Франции и превратился в важнейший фактор внеш. политики России. В нач. 19 в. Р. в.-м. ф. состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской флотилий. В 1804 на флотах были созданы постоянные соединения - дивизии, к-рые делились на бригады; дивизии прикреплялись к определенным базам. В 1810 было введено деление личного состава флота на экипажи и роты; всего имелось 98 экипажей 4-ротного состава. В 1802 было образовано Министерство воен.-мор. сил (переименованное в 1815 в Морское мин-во). В 1827 оперативно-стратегич. функции были переданы Морскому штабу, к-рый с 1831 стал наз. Гл. мор. штабом (в 1836 ликвидирован и снова создан в 1855). При мор. министре впоследствии были созданы Адмиралтейский совет и Ученый комитет. Рус. моряки с 1803 по 1855 осуществили св. 40 кругосветных плаваний, сыгравших важную роль в освоении Д. Востока и в изучении тихоокеанского театра. Технико-экономич. отсталость России обусловила ее резкое отставание в 1-й пол. 19 в. от европ. стран в области строит-ва паровых кораблей. К началу Крымской войны 1853-56 Россия имела Балтийский и Черноморский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую флотилии (40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 15 пароходо-фрегатов и др.). Общая численность личного состава флота достигала 90 985 чел. Часть рус. кораблей была вооружена бомбической артиллерией (тяжелые пушки, стрелявшие разрывными сферич. бомбами); высокого уровня развития достигло минное дело. Боевая практика Черноморского флота способствовала совершенствованию наступа- тельной тактики применительно к возросшей арт. мощи кораблей. В противоположность господствовавшей на Балтике плацпарадной муштре, в Черноморском флоте, благодаря деятельности адмиралов М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, В. А. Корнилова, В. И. Истомина, развивались традиции, возникшие и утвердившиеся во времена командования эскадрой адм. Ушакова. Синопское сражение 1853 показало превосходную боевую выучку, отвагу и героизм моряков Черноморского флота и тактич. новаторство Нахимова. Во время героич. обороны Севастополя 1854-55 рус. флот показал пример использования всех сил и средств для активной обороны базы с суши и моря. В ходе войны Севастополь был разрушен, а корабельный состав флота уничтожен. По условиям Парижского мирного договора Россия лишалась права иметь на Черном м. береговые укрепления и флот. В связи с применением новых средств борьбы деревянные парусные корабли, вытесняемые паровыми, потеряли свое значение. Первый в мире опыт массовой постановки рус. флотом мин на Балтийском и Черном морях показал громадную роль этого нового оружия и потребовал выработки новых тактич. приемов борьбы на море. На основе этого опыта в 1877-78 рус. флотом впервые была осуществлена идея использования минно-арт. позиций, получившая развитие во всех последующих войнах. После Крымской войны Россия приступила к созданию железно-броненосных паровых кораблей. С 1861 по 1870 в России строились броненосцы береговой обороны, мониторы, канонерские лодки, плавучие батареи и т. п. по проектам и под руководством рус. инженеров и техников, в большинстве случаев на рус. заводах. Корабли имели сильную артиллерию и мощную броню, но недостаточную мореходность, а также малую скорость хода и довольно ограниченную дальность плавания. В 1869 по проекту адм. А. А. Попова был заложен первый мореходный броненосец "Петр Великий", вступивший в строй в 1877 и положивший начало классу эскадренных броненосцев (существовали до 1907). В 1870 в России были заложены первые корабли класса броненосных крейсеров "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский". В 1871, после отмены ограничительных статей Парижского мирного договора, начал восстанавливаться Черноморский флот. В ходе рус.-тур. войны 1877-1878 все задачи на Черном м. и р. Дунае решались вооруженными пароходами и минными катерами. Первым миноносцем был миноносец "Взрыв", спущенный на воду в 1878. Русские кораблестроители во 2-й пол. 19 в. создали подводные лодки и минные заградители. К концу 19 в. на вооружении флота появились нарезные орудия, заряжавшиеся с казенной части; вместо чугунных и железных орудий выпускались стальные орудия, а вместо железных броневых плит - хромоникелевые; были созданы поворотные станы, арт. башни, приборы управления арт. огнем; резко улучшилось качество боеприпасов; поступили на вооружение бронебойные, фугасные снаряды; появились более сильные взрывчатые вещества (пироксилин, мелинит, лидит). В развитии артиллерии и брони большое значение имело изобретение способа изготовления брони (В. С. Пятов), создание бронебойного наконечника (С. О. Макаров), приборов управления огнем (А. П. Давыдов), бездымного пороха (Д. И. Менделеев) и др. Наряду с развитием артиллерии совершенствовалось и минное оружие. Изобретение в 1875 H.H. Назаровым минного якоря позволило применять мину не только как оборонительное, но и как наступательное средство. В 1865 И. Ф. Александровский предложил новый вид оружия - торпеду. К концу 19 в. полностью завершился переход к паровому броненосному флоту, что потребовало изменения системы комплектования личным составом и перестройки подготовки флота. Закон о всеобщей воинской повинности 1874 предусматривал сокращение срока службы на флоте до 10 лет (7 лет действительной службы и 3 года в запасе), наличие резерва подготовленного личного состава и т. п. Вместе с сокращением срока службы рост технич. оснащения кораблей заставлял призывать во флот более квалифицированных людей из среды фабрично-заводских рабочих, что привело к усилению революц. движения во флоте. В целях повышения технич. знаний офицерского состава в Морском кадетском корпусе были расширены курсы технич. дисциплин, а также открыты спец. мор. училища: инженерное, артиллерийское, штурманское. Офицерские классы при Морском училище в 1862 были реорганизованы в Академический курс, а в 1877 - в Николаевскую морскую академию. Гл. мор. штаб в 1867 был опять ликвидирован и вновь создан в 1885. В этот же период появились штабы соединений, состоявшие из флагманских специалистов (штурмана, артиллериста, минера, механика и др.). Основным соединением кораблей считалась эскадра. Дивизии и бригады были упразднены. Эскадра состояла из кораблей разл. классов, сведенных в отряды. В 1899 впервые была введена должность командующего флотом и организован штаб флота. Переход от парусного флота к броненосному, появление новых видов оружия потребовали разработки новых теоретич. основ ведения войны на море. Большие заслуги в этой области принадлежат адмиралам Г. И. Бутакову и С. О. Макарову. Переход к империализму и бурное развитие науки и техники в конце 19 в. оказали большое влияние на рост воен.-мор. флотов, на изменение способов ведения войны на море. С 1883 в России началось строительство всех классов кораблей броненосного флота для четырех разобщенных между собой театров (Балтийское и Черное м., Северный Ледовитый и Тихий ок.). Судостроительная программа, разработанная в 1881 на 20 лет, предусматривала постройку 24 эскадронных броненосцев, 15 крейсеров и более 140 кораблей др. классов. В 1904, когда Япония начала войну против России, судостроительная программа и планы укрепления обороны Порт-Артура и Владивостока еще не были выполнены. Рус. 1-я Тихоокеанская эскадра уступала объединенному япон. флоту. В период обороны Порт-Артура (1904) большая часть ее кораблей была уничтожена. Посланная ей на помощь 2-я Тихоокеанская эскадра опоздала и в бою с япон. флотом 27-28 мая 1905 у о-ва Цусима также была почти полностью уничтожена. Рус. моряки во время рус.-япон. войны 1904-05 внесли много ценного в разработку способов использования новых боевых сил и средств. Впервые были сравнительно широко применены миноносцы. Искусное использование минных заграждений во взаимодействии с береговой артиллерией создавало прочную оборону Порт-Артура с моря. Интересен опыт применения крупных кораблей (крейсеров) и вспомогательных крейсеров для нарушения мор. сообщений противника. Поражение царизма в войне ускорило начало первой рус. революции 1905-07, к-рая охватила армию и флот - опору самодержавия. Наиболее крупными революц. выступлениями во флоте были: восстание на броненосце "Потемкин" в 1905, восстания в Кронштадте в окт. 1905 и июле 1906, в Севастополе в нояб. 1905, в Свеаборге в июле 1906. На основе критич. изучения опыта рус.-япон. войны прогрессив. воен.-мор. деятели России в целом верно наметили новые тенденции в развитии флотов и правильно оценили роль новых боевых сил и средств в будущей войне. После войны Р. в.-м. флот пополнился новыми кораблями всех классов. По проекту рус. кораблестроителя М. П. Налетова накануне 1-й мировой войны 1914-18 было начато строит-во первого минного подводного заградителя. Рус. конструкторы создали линейные корабли типа "Севастополь", 12-дюймовые орудия длиной в 52 калибра и 3-орудийные башни для установки этих орудий, наиболее совершенные образцы мин и тралов. Дальнейшее развитие получили вопросы ведения наступательного боя на море, на минно-арт. позиции, охраны водного района базы и др. В 1906 был создан Морской генеральный штаб, к-рому были переданы оперативно-стратегич. функции (разработка судостроительных программ, планов войны, оперативно-боевая подготовка флота). Административно-хозяйственные функции выполнял Гл. морской штаб как аппарат морского министра. В ходе первой мировой войны рус. флот был усилен новейшими кораблями (7 линейных кораблей, 29 эскадренных миноносцев, 35 подводных лодок); впервые появилась морская авиация. Для обороны сев. побережья России и защиты морских сообщений была создана флотилия Северного Ледовитого ок. Балтийский и Черноморский флоты в ходе войны нарушали мор. сообщения противника и защищали свои мор. сообщения, обороняли побережье от вторжения противника и поддерживали приморские фланги армии. Особенно успешными были постановка Балтийским флотом активных минных заграждений в 1914-15, оборона Рижского залива, операции Черноморского флота по содействию флангу Кавказской армии в 1916 и осуществлению блокады Босфора. Впервые в рус. флоте было создано оперативное объединение (эскадра), состоявшее из однородных тактич. соединений и включавшее авиац. корабли (авиатранспорты). Тактика флота обогатилась опытом использования миноносцев и подводных лодок для нанесения в бою предварительных ударов, а также опытом проведения тактич. взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями. В результате победы Вел. Окт. революции Россия вышла из войны. Революц. воен. моряки активно участвовали в социалистич. революции. Личный состав флотов, доблестно сражавшийся на море и на сухопутных фронтах гражданской войны, послужил основой при формировании Советского Военно-Морского Флота. Лит.: История русской армии и флота, т. 1-15, M., 1911-13; Веселаго Ф., Краткая история русского флота (С начала развития мореплавания до 1825 года), 2 изд., М.-Л., 1939; Боевая летопись русского флота, М.-Л., 1948; История военно-морского искусства, т. 1-3, М., 1953-54; Найда С. Ф., Революционное движение в царском флоте, 1825-1917, М.-Л., 1948; Моисеев С. П., Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.), M., 1948; Бескровный Л. Г., Рус. армия и флот в 18 в., М., 1958; Зверев Б. И., Страницы рус. мор. летописи, M., 1960; Флот в первой мировой войне, под ред. проф. Н. Б. Павловича, т. 1-2, М., 1964; Шершов А. П., К истории воен. кораблестроения, M., 1952; Рус. мореплаватели, Сб. ст., М., 1953; см. также лит. к статьям Балтийский флот, Северный флот, Тихоокеанский флот и Черноморский флот. В. А. Дивин, Москва. И. Н. Соловьев, Ленинград.