РУССКОЕ БРАТСТВО

Найдено 1 определение
РУССКОЕ БРАТСТВО
РБ), киевская монархическая организация, существовавшая в 1905–1908. Первыми руководителями РБ были отставные военные: генерал-майоры Проценко (председатель), Иеннен и Караваев (товарищи председателя), П. Г. Жуков (казначей) и полковник Гоголь-Яновский (секретарь). РБ признавало данные Манифестом 17 октября 1905 свободы, но вместе с тем в уставе отмечалось, что «с высоты Престола никаким Манифестом не указывалось на установление в России конституции... Признавая, что только истинная власть Самодержавия должна править Россией, что только Самодержавный Государь может устранить смуту, губящую верных его подданных, Братство первой своей задачей считает упрочение Самодержавия на Руси и разъяснение народу того, что «свободы» не означают конституции и нисколько не умаляют величия сущности Самодержавия». Поэтому целью РБ также провозглашалось парализация «всеми способами влияния анархистов, социал-демократов, социал-революционеров и т. п. последователей учений, ведущих Россию к анархии и нравственному растлению» и объединение «в возможно большем числе русских людей, согласных с основными идеями Братства, путем правильной организации». РБ также находило необходимым заниматься разъяснением истинного смысла положения о Государственной Думе и «полезности ее как органа, сближающего народ с Царем».
В члены РБ принимались только лица славянской национальности. Программа РБ охватывала довольно разнообразные направления деятельности. В частности, предусматривалось издание брошюр, листков и периодического общедоступного органа под названием «Русское Братство», чтение лекций, ведение бесед с городским и сельским населением для разъяснения разницы между «свободой слова» и «разнузданностью», «свободой собраний» и «скопищем буйствующих революционеров и социалистов». РБ планировало оказывать поддержку тем учащимся, которые «при всем своем искреннем желании продолжить занятия, лишены этого вследствие забастовок и безобразий в стенах учебных заведений».«Я, как верноподданный Русского Царя, любя Его, русский народ и Россию — мою родину, не могу равнодушно относиться ко всему, что могло унизить, оскорбить все то, к чему я в детстве привык относиться с благоговением, любовию, уважением... Всякий, отрицающий Самодержавие, признается врагом не только Государя Императора, но и всего русского народа. Русское Братство, утвердившееся явочным порядком, как это можно видеть из его программы, придерживается таких же убеждений», — отмечал председатель РБ генерал-майор Проценко. Устав РБ кроме традиционных пунктов содержал и описание примерного образа мыслей, своеобразного морального облика члена Братства: «Убеждения члена «Русского Братства» должны выражаться приблизительно в следующем: 1) Я— подданный моего законного российского, наследственного, ныне царствующего Самодержавного Государя Императора, повиноваться его воле не только за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает; 2) Мой девиз: «Христианство — Самодержавие — Народность»; 3) Лиц, стремящихся ввести в государственный строй преобразования, не основанные на глубоком изучении нужд народных, а лишь на теоретических соображениях... я признаю врагами русской самобытности; 4) Почитая всякое насилие за грех перед Богом и преступление перед Царем, я, тем не менее, борьбу с врагами Царя и народа, в исключительных случаях, даже с оружием в руках, считаю своей священной обязанностью». Собрания РБ наряду с рассмотрением организационных вопросов, посвящались в основном текущим политическим событиям и проводились несколько раз в год. Их резолюции часто принимали форму телеграмм.
Так, 11 июля 1906 в Петергоф была отправлена телеграмма Императору Николаю II, выражавшая удовлетворение по поводу роспуска 1-й Гос. Думы: ««Русское Братство» при большом стечении молящихся под сводами Киевского Владимирского собора, помолившись Всевышнему о даровании Вашему Императорскому Величеству здравия и сил на великий Царственный подвиг Ваш, просит Вас, Государь, принять горячую верноподданническую благодарность всех членов Братства за роспуск Государственной Думы, вносившей в государственную жизнь лишь смуту, междоусобия и произвол. Ныне в словах Манифеста Вашего воссиял луч надежды на восстановление в России закона, порядка и твердой верной присяге и долгу нравственной власти». В к. авг. 1906 состоялось экстренное собрание РБ, на котором присутствовало до 1000 чел. Члены Братства приветствовали депутацию Русского Собрания (РС) в составе доцента С.-Петербургского ун-та Б. В. Никольского, ключаря Могилевского кафедрального собора — о. Игнатия Сченсновича и С.М.Родевича. 29 июня 1907 на общем собрании РБ по предложению его председателя П. Г. Жукова было решено избрать митр. Киевского Флавиана (Городецкого) почетным членом этой организации. Кроме того Жуков ознакомил собравшихся с постановлением 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апр. — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа) и предоставил слово Д.Я.Балясному для прочтения доклада на тему «К.Д.Кавелин как защитник Самодержавия», посвященного выдающемуся русскому ученому и писателю. Кроме того, А. Д. Эртель выступил с критическим анализом произведения Л.Андреева «Жизнь человека», а Н. Н. Балабуха предложил чтение об апостолах Петре и Павле, проповедовавших подчинение власти. Доклады чередовались с хоровым исполнением концертов Д. Бортнянского.
Численность участников РБ не была высокой (к 1911 в нем насчитывалось 200 членов). Это объяснялось социальным составом Братства, в которое входили в основном отставные военные. Некоторое оживление в деятельность РБ внес его новый председатель отставной генералмайор П. Г. Жуков, который, сознавая, что своими силами Братство не в состоянии отстаивать монархические идеалы, пошел на сближение с другими монархическими организациями. С 1907 начали практиковаться совместные собрания РБ с Киевской Русской Монархической Партией (КРМП), Киевским Русским Собранием (КРС), Киевским отделом Союза Русского Народа, отделом Партии правового порядка. 22 июля 1908 на общем собрании КРМП и РБ прот. И. И. Восторгов выступил с докладом о положении русского дела на Кавказе, на собрании также присутствовали митр. Киевский Флавиан (Городецкий), еп. Каневский Иннокентий (Ястребов), еп. Нижегородский Назарий (Кириллов), еп. Гродненский Михаил (Ермаков). Прот. Восторгов указал на ошибки политики правительства в этом регионе, которые способствовали распространению антироссийской пропаганды в среде местной бюрократии. Кроме доклада о. Иоанна с речью на тему о взаимном отношении христианства и социализма выступил московский епархиальный миссионер И. Г. Айвазов. В 1911 после смерти председателя КРМП Б. М. Юзефовича отдел возглавил председатель РБ Жуков, и Братство фактически слилось с КРМП. После смерти Жукова (1913) РБ прекратило свою деятельность.
Лит.: Киевлянин. 1906. 3 янв. Арх.: ЦГИАУ. Ф. 273. Оп. 1. Д. 1123. Т. Кальченко

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
102.00 кб

«Христианское Братство борьбы» и Русская интеллигенция накануне революций

Лузина Татьяна Ивановна
Статья посвящена исследованию истории создания и деятельности «Христианского братства борьбы» организации, созданной писателем В. П. Свенцицким и философом В. Ф.
Читать PDF
25.92 мб

Православные братства Русской православной церкви: религиозный и социальный проекты

Шилкина Маргарита Васильевна
Статья посвящена анализу такого яркого феномена религиозного пространства России, как современные неприходские православные братства.
Читать PDF
563.79 кб

Идея болгаро-русского братства в «Надгробном слове митрополиту Киприану» Григория Цамблака

И. Ф. Макарова
Читать PDF
159.43 кб

Законодательное регулирование деятельности церковных братств русской Православной церкви в условиях

Молев Евгений Александрович, Малышев Алексей Евгеньевич