Русское государство в конце XVI — начале XVII в

Найдено 1 определение
Русское государство в конце XVI — начале XVII в.

Экономика страны в 70—80-х годах XVI в. испытывала временный упадок, выразившийся в уменьшении населения по ряду районов, сокращении общей площади возделываемых земель, расстройстве торговли, финансовых затруднениях и т. п. Причины хозяйственного разорения были как внешнего, так и внутреннего порядка. Сказались длительные и дорогостоящие войны (Казанский поход, Ливонская война), опустошительные набеги врагов, в особенности крымских татар па южные и центральные районы Русского государства. Серьезное значение имела и опричнина с ее перетасовкой земельных владений и злоупотреблениями опричников. Хозяйственное потрясение сопровождалось запустением ряда районов страны.
С начала 90-х годов XVI в. наступает экономический подъем, характеризующийся увеличением площади возделываемых полей, освоением запустевших земель, ростом населения.
Предпосылки крестьянской войны
Восстановление экономики, происходившее на базе старой техники и в условиях неизменившихся социальных отношений, означало укрепление хозяйства феодалов за счет дальнейшего наступления на крестьянство. Оно совершалось путем расширения земельных владений феодалов, роста эксплуатации крестьян и усиления их крепостной зависимости.
Рост феодального землевладения приводил к уменьшению, а в ряде районов и прежде всего в центре государства даже к почти полному исчезновению черносошного крестьянства.
Опричнина, укрепившая основы классового господства феодалов-крепостников, явилась новым шагом в развитии феодально-крепостнической эксплуатации крестьянства. В то же время опричнина, сопровождавшаяся появлением массы новых поместий, обострила борьбу за крестьян. Право крестьянского перехода все больше принимало форму перевода помещиками крестьян из одного поместья в другое. Все это приводило к разорению крестьянских хозяйств и вызывало бегство крестьян.
На массовое бегство крестьян феодалы-землевладельцы и выражавшая их волю государственная власть ответили в последние два десятилетия XVI в. рядом мероприятий, которые имели своей целью усиление личной зависимости крестьянина от помещика и обеспечение его беспрепятственной эксплуатации. Решающим из этих мероприятий явилось установление с 1581 г. «заповедных лет», впредь до отмены которых крестьянам запрещалось переходить от одного владельца к другому. «Заповедные годы», которые были введены как временное явление, фактически означали ликвидацию права крестьянского выхода и отмену статей Судебников о Юрьеве дне. Составленные в результате общего описания земель в 80—90-х годах писцовые книги явились основным документом, удостоверявшим права феодалов на крестьян, живших в то время в их владениях.
Отмеченные мероприятия начали осуществляться в последние годы жизни Ивана IV и при его сыне Федоре (1584—1598), когда полновластным правителем государства сделался член регентского совета Борис Годунов. После смерти Федора Борис Годунов стал царем (1598—1605). Поддержанный некоторыми сподвижниками Ивана IV, Борис Годунов продолжал его политику и стремился удовлетворить основные требования дворянства.
Важным законодательным актом правительства Бориса Годунова по крестьянскому вопросу явился указ 1597 г. о сыске беглых крестьян, сыгравший большую роль в развитии процесса закрепощения. Согласно указу крестьяне, бежавшие после 1592 г., подлежали безусловному возвращению их прежнему владельцу; крестьяне же, бежавшие ранее 1592 г., оставались за новым владельцем.
Изданный в том же 1597 г. закон о кабальных людях лишил лиц, которые попали во временную зависимость на основании долга, взятого по служилой кабале с обязательством отрабатывать проценты во дворе господина, права освобождаться от зависимости путем уплаты долга. Этот закон оставлял их в этой зависимости вплоть до смерти господина и называл «кабальными холопами». Одновременно закон превратил в кабальных холопов итак называемых добровольных людей, живших у своих хозяев «без крепостей», предписав взять на лиц, служивших своим хозяевам более полугода, служилые кабалы. Тот же закон ввел запись всех кабальных холопов в особые кабальные книги, которые, подобно писцовым книгам, закрепляли зависимое положение человека.
Указы о крестьянах и холопах вместе с увеличением барщины и других крестьянских повинностей накалили социальную атмосферу и вызвали взрыв борьбы крестьянства против растущего феодального гнета.
Рост феодальной эксплуатации приводил также к резкому ухудшению положения низших слоев городскою населения. Дальнейшее развитие ремесла и торговли в конце XVI в. увеличивало имущественное неравенство среди посадских людей, обострившее классовую борьбу в городах. Она развивалась по двум направлениям. С одной стороны, посадские люди стремились вырваться из-под феодального гнета, а, с другой, «молодшие люди» посадов вели борьбу с городскими верхами.
Крестьянские волнения конца XVI в.
В 1594—1595 гг. произошли крестьянские волнения в вотчине Иосифо-Волоколамского монастыря. Крестьяне прекратили выполнять барщину, платить оброк, а также повиноваться монастырским властям. Волнение было настолько сильным, что монастырь обратился за помощью к представителям государственной власти. Острая и напряженная борьба крестьян происходила в конце XVI в. и в других районах Русского государства. Наступление монастырей на черные крестьянские земли Белозерского края сопровождалось упорной борьбой крестьян, выливавшейся в самые различные формы — от порубки лесов и насильственного покоса лугов до избиения представителей монастырской администрации. То же самое можно было наблюдать и на севере страны, в вотчине Антониево-Сийского монастыря. Крестьяне отказались выполнять монастырские «изделья», уплачивать оброк, открыто выступив против угнетателей. Борьба имела упорный и затяжной характер.
Все эти разрозненные выступления явились предвестниками надвигавшейся крестьянской воины.
Голод 1601—1603 гг.
На обострение классовой борьбы оказали большое влияние неурожай и голод 1601—1603 гг. Цены на хлеб резко возросли, чем немедленно воспользовались купцы, крупные духовные и светские землевладельцы, скопившие огромные запасы зерна в ожидании еще большего роста цен. В то время как население массами умирало от голода, правящие классы безудержно спекулировали хлебом. Крестьяне целыми деревнями бросали свои насиженные места и уходили на поиски работы и хлеба. Они бродили по дорогам, шли в Москву, хотя население столицы тоже голодало.
По рассказам современников, в Москве ежедневно умирало от голода от 90 до 300 человек. Боясь народного гнева, Борис Годунов велел выдавать хлеб из казенных житниц и производить раздачу денег. Однако количество раздаваемых денег и хлеба не соответствовало потребностям населения. Кроме того, в значительной сноси части деньги и хлеб попадали в руки приказных. Разорившиеся и голодающие крестьяне, ремесленники, свободные люди самых различных слоев вынуждены были идти в кабалу. Все это ускорило процесс вовлечения свободных элементов населения в сферу феодальной эксплуатации. На годы голода падает массовое «по-холопление» городского и сельского населения.
Усилившееся бегство крестьян осложнило положение многих мелких и средних помещиков. Поэтому указами царя Бориса в 1601 и 1602 гг. было частично и временно восстановлено за помещиками право вывоза крестьян. На словах правительство как бы восстанавливало свободу крестьянского перехода, отмененную указами о «заповедных годах». В действительности указ лишь разрешал мелким и средним помещикам «возити меж себя» крестьян — одного или двух. Крестьянский переход был подменен вывозом крестьян помещиками и то в очень ограниченных размерах, причем эта мера не распространялась на Московский уезд. Как денежная «помощь» голодающим Москвы, так и указы 1601—1602 гг. не облегчили положения голодающего крестьянства. Эти указы не имела серьезного значения и для укрепления хозяйства мелкопоместных дворян. По указу 1603г. холопы, брошенные в голодные годы своими господами на произвол судьбы, могли получить свободу и отпускные грамоты в Приказе холопьего суда, но и этот указ ни в какой мере не улучшил положения голодающих людей. Получившие отпускную шли в кабалу к другим землевладельцам или бежали на окраины страны, где надеялись найти лучшие условия жизни.
Восстание Хлопка
В прямой связи с голодом стоит восстание Хлопка в 1603 г. Оно охватило центральные районы государства. Восставшие крестьяне и холопы расправлялись со своими господами. Карательные отряды, посылаемые Борисом Годуновым, терпели поражения. Восстание приближалось к Москве, в которой начались выступления городских низов против богатой верхушки населения. Создавшаяся угроза для господствующего класса вызывала большую тревогу в правящих кругах. Осенью 1603 г. правительство приняло решение дать восставшим генеральное сражение и направило против них воевод с «многою ратыо». Сражение произошло близ Москвы. В ожесточенном бою Хлопко и его товарищи проявили геройство, но были разбиты. Часть уцелевших участников восстания бежала на Северскую Украину, где вскоре вспыхнуло восстание Болотникова. Таким образом, хотя правительству Бориса Годунова и удалось подавить восстание, однако практически это означало лишь перемещение основного очага классовой борьбы из центра на южную окраину Русского государства, населенную мелким служилым людом и казачеством, основная масса которого состояла из беглых крестьян.
Борьба в городах
Последняя четверть XVI в. отмечена рядом городских движений. В 1584 г., сразу же после смерти Ивана Грозного, вспыхнуло восстание в Москве. В нем принимали участие низы московского посада и стрельцы. Еще более серьезное значение имело выступление московских посадских людей в 1587 г., когда правительству пришлось сесть в осаду в Кремле. В 1586 г. произошло восстание в Соли Вычегодской, направленное против Строгановых, один из которых, Семен, был убит. В этом же году происходило волнение посадских людей в Ливнах. В 1592 г. произошло крупное восстание угличского посада. Толчком к нему послужил распространившийся слух о том, что смерть царевича Дмитрия, сына Ивана IV, была делом рук людей, подосланных Борисом Годуновым. Основную силу восстания составляли черные посадские люди и судовые «казаки» (чернорабочие), а также уездные «посошные люди», оказавшиеся в то время в Угличе. Движение было направлено против царской администрации и посадской верхушки. Завершилось оно разгромом «дьячей избы», убийством государева дьяка и нескольких «добрых» (зажиточных) посадских людей.
Противоположность интересов городской бедноты, с одной стороны, богатых посадских людей и феодалов — с другой, ярко сказалась в годы голода, когда посадская беднота «богатых домы грабила».

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. 1958