ежедневная газета, орган "Союза русского народа", выходила в 1905 - марте 1917 в С.-Петербурге (Петрограде). После Февральской революции 1917 закрыта Петроградским советом.
РУССКОЕ ЗНАМЯ
РУССКОЕ ЗНАМЯ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
РУССКОЕ ЗНАМЯ
православно-патриотическая газета, орган "Союза русского народа", выходила в Петербурге с ноября 1905 по 1917 ежедневно. Редактор-издатель с 1906 - выдающийся русский общественный деятель доктор А.И. Дубровин. Отстаивала интересы русского народа, боролась с засильем иудейской, либерально-масонской и революционной идеологии.
"РУССКОЕ ЗНАМЯ"
ежедневная черносотенная газета, орган "Союза русского народа"; выходила в Петербурге с нояб. 1905. Издатель - А. И. Дубровин, ред. - Дубровин, П. Ф. Булацель и др. Пользовалась поддержкой Николая П. За выпады против сановников, германофильские высказывания в годы 1-й мировой войны, призывы к погромам иногда подвергалась цензурным взысканиям. Тираж непрерывно падал: с 14,5 тыс. экз. в 1907 до 3 тыс. в 1915. Запрещена постановлением Исполкома Петроградского совета 5(18) марта 1917.
РУССКОЕ ЗНАМЯ
ежедневная газета, орган Союза Русского Народа (СРН), затем Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа (ВДСРН), в последнее время вновь орган СРН. Выходила в С.-Петербурге (Петрограде) с 27 нояб. 1905 по 26 февр. 1917, издателем газеты был А. И. Дубровин. Издатель газеты вспоминал в 1910: «Вскоре по образовании Союза всеми первыми его членами была сознана необходимость в собственной газете. Мысль эту я решил осуществить во что бы то ни стало. Не имея ровно никакого понятия о газетном деле, я обратился к Ив. Серг. Дурново с просьбой помочь осуществить нашу мысль. Ив. Серг. изъявил согласие принять на себя редактирование газеты... Получив разрешение на издание «Русского знамени», мы тотчас же приступили к осуществлению заветной мысли — выпуску 1-го номера газеты. Откровенно сознаюсь, я с особым трепетом относился к делу, смотрел на него как на нечто священное...». Действительно, в первом номере, в котором было опубликовано Обращение СРН «К русской армии», издатель осторожно сообщал, что газета будет выходить еженедельно или по мере накопления материала. Однако успех превзошел все ожидания, и уже с 1906 газета начала выходить ежедневно. В объявлении о подписке на газету указывалось, что «Русское знамя» является «органом, стоящим исключительно на народной почве в смысле внутреннего и внешнего единства всех ветвей великого русского племени, равноправие с которым в государстве может быть даровано инородцам лишь под условием их внутреннего единения с Русским Народом и полного проникновения интересами нашей государственности». Скоро «Русское знамя» стало самой популярной монархической газетой, ее тираж в разное время колебался от 3 тыс. до 14,5 тыс. экз. Газета выходила под девизом «За Веру Православную, Царя Самодержавного, Отечество нераздельное и Россию для Русских». После И. С. Дурново редакторами газеты были видные деятели Союза А. И. Дубровин, А. И. Тришатный и П. Ф. Булацель, затем «Русское знамя» редактировали секретарь СРН М. Н. Зеленский, А. В. Ососов, Е. А. Полубояринова, Е.Д.Хоменков, С. С. Потапочкин, Ф. Д. Клюев, В. А. Богданов.
Самое продолжительное время во главе газеты стояли А. И. Дубровин, неоднократно совмещавший обязанности издателя и редактора, Н. И. Еремченко (1910–1912) и последний редактор «Русского знамени» М. П.Петров (1912–1913, 1915–1917). Газета издавалась в основном на личные средства Е. А. Полубояриновой, которая как-то заявила, что, пока она жива, газета выходить будет, и от слова своего не отступала. Популярность газеты объяснялась прежде всего тем, что в ней в понятной для простого русского человека, а порою и необычной форме излагались многие важные для монархистов вопросы. Так, объясняя опасность ликвидации черты еврейской оседлости одновременно с разрешением свободной купли-продажи земли, 11 мая 1907 «Русское знамя» опубликовало такое агитационное уравнение: «Уравнение (А + Б = В). А) Предоставление евреям равноправия, а следовательно, права расселяться по всей России и права покупать землю. Плюс Б) Разрешение крестьянам продавать свою землю как надельную, так и приобретенную иным путем. Равно В) Полному обезземеливанию всего Русского Народа и обращению русского крестьянства в нищий пролетариат под игом еврейства». Вообще еврейский вопрос занимал много места на страницах газеты, а такие статьи, как «Цена русской жизни и жидовской крови», «Жидовская торговля христианами», привлекли внимание не только правых, но и представителей власти. Последняя статья была посвящена вопросу о пропаже молодых женщин, а также девочек и мальчиков, в похищении которых газетой обвинялись «жиды-работорговцы, ставшие ужаснейшим бичом России, Румынии, Болгарии, Сербии и Австрии», откуда живой товар переправлялся в Турцию. Орган СРН предлагал создать из патриотов особые дружины, которые бы следили за порядком, а всем отделам обсудить эту статью на своих собраниях. Газета живо откликалась на все животрепещущие вопросы современной жизни. Так, зимой и летом 1909 в Петербурге бушевала холера, бывало, что в день умирало по 60 чел. В канун Рождества санитарный врач Оппенгейм поехал просить митр. Антония (Вадковского), чтобы он распорядился освящать только кипяченую воду. Владыка принял, что называется, «соломоново решение», благословив всех священников, которые этого пожелают (возможно, надеясь, что таковых не окажется), кипятить воду перед освящением. Сам он освятил в Лавре воду из Невы и первый выпил стакан, подавая пример маловерам.
Однако, как с прискорбием отмечало «Русское знамя», священников, кипятивших воду перед освящением, оказалось в Петербурге немало. Эту тему смаковала на потеху иноверцам и инородцам либеральная пресса. А орган СРН ставил в пример крепость и силу веры у старообрядцев, где не возникло даже вопроса о необходимости кипячения воды. Излюбленным занятием левых газет была публикация всевозможных слухов и сплетен о грядущих назначениях, которые будоражили общественность, особенно чиновничество. Многие из этих слухов были совершенно безосновательными и, чтобы противостоять этой кампании нездоровых слухов, 1 февр. 1909 было учреждено Осведомительное Бюро «Русского знамени», публиковавшее опровержения слухов левых газет о будущих назначениях, а также собственную информацию конфиденциального характера. С началом распрей внутри СРН газета стала предметом борьбы «дубровинцев» и «марковцев».
До 1910 «Русское знамя» официально именовалось вестником СРН, однако 23 мая 1910 «обновленный» Главный Совет принял решение не считать более газету, издаваемую А. И. Дубровиным, вестником СРН и учредить собственный орган именно с таким названием — «Вестник Союза Русского Народа». Подвергая со страниц «Русского знамени» ожесточенной критике решения «самозванцев» из Главного Совета, А. И. Дубровин, видимо, рассчитывал на поддержку отделов и рядовых союзников. Однако не получив реальной помощи, 2 дек. 1910 он принял решение приостановить издание газеты. В последнем обращении к союзникам он писал, что «поглощенный работой и охваченный, как бы кольцом, враждебными силами, не видя деятельной поддержки со стороны единомышленников, понимая ясно только одно — неминуемую гибель нашего Союза», он принял такое непростое для него решение. Здесь же было опубликовано объявление издателя «Гражданина» кн. В. П. Мещерского, который сообщал, что читатели до конца года будут получать вместо газеты его журнал, т. к. он «во многих вопросах единомыслен» с «Русским знаменем». Вероятно, сказалась усталость А. И. Дубровина от борьбы в условиях постоянных преследований со стороны правительства, которым газета неоднократно подвергалась: на издание налагались штрафы за «непозволительные резкости», делались официальные предупреждения, подвергались арестам отдельные номера. Уже 28 февр. 1906 полиция провела первый обыск в редакции, правда, тогда разыскивалась брошюра А. М. Лаврова «Воззвание к Русскому Народу. Причина несчастий России. Меры к пресечению зла от евреев». А 2 дек. 1910 к 5-летнему юбилею газеты была опубликована совсем не юбилейная грустная заметка Н.Полтавца (Н. И. Еремченко) «Тернистый путь. Формуляр «Русского знамени» (Графа взыскания)». В заметке сообщалось, что за 5 лет на газету налагалось 6 штрафов на весьма внушительную сумму в 11 тыс. руб., орган СРН получил 13 предупреждений и обращений внимания, 18 номеров газеты было изъято (правда, 8 арестов было через несколько дней отменено). Правда, свою заметку Еремченко завершал на оптимистической ноте: «Пожмите, читатель, нам руку крепким, надежным, верным, черносотенным рукопожатием, и бодро, смело и радостно взглянем в будущее, верные нашим заветам: обожаемому Государю Императору, Вере Христовой Православной и Великой неделимой России. Будущее, воплощенное в торжестве этих начал, в торжестве правды — за нами!» Вскоре А. И. Дубровин решил продолжить издание, и к Рождеству 25 дек. 1910 «Русское знамя» было возобновлено. Газета осталась верной своим принципам и продолжила борьбу с врагами Веры, Царя и Отечества. С началом Первой мировой войны цензурные гонения на «Русское знамя» особенно ужесточились. В н. 1915, когда распространились слухи о том, что союзники России едва ли не в ультимативной форме требуют ввести еврейское равноправие, а либеральные круги открыто выступали за ликвидацию черты оседлости, «Русское знамя» начало выходить с напечатанными на первой странице аншлагами: текстами из Евангелия, в которых Сам Господь обличал иудеев, а также правилом 11-м Шестого Вселенского Собора в Трулле, гласящем: «Никто из принадлежащих к священному чину или из мирян отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мытися. Аще кто сие дерзнет творити, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен». Эти аншлаги вызвали репрессии со стороны военной цензуры. Дубровин пожаловался начальнику штаба Петроградского военного округа генералу М. И. Тяжельникову, тот посоветовал обратиться непосредственно к начальнику округа генералу кн. Н. Е. Туманову. 28 марта 1915 произошел унизительный для лидера монархистов инцидент. Кн. Туманов принял Дубровина в присутствии свидетелей (двух генералов и двух прапорщиков) и в ответ на его просьбу прекратить цензурные преследования заявил, что газета занимается травлей евреев, помещая «какие-то бессмысленные аншлаги». Дубровин ответил, что аншлаги — это правило Вселенского Собора, на что генерал гневно заявил: «Что вы мне старую рухлядь тычете!».
Однако Дубровин не сдавался и обратил внимание кн. Туманова на непреходящее значение Вселенских Соборов, после чего главный военный начальник Петрограда вышел из себя: «Вон, вон отсюда немедленно». Этот инцидент получил огласку, Впоследствии Дубровину при поддержке ряда правых деятелей удалось добиться удаления кн. Туманова из Петрограда. После сближения А. И. Дубровина и Н. Е. Маркова в 1916 газета стала выходить с подзаголовком «Вестник Союзов Русского Народа».
Однако одновременно в 1916 «Русское знамя» переживало значительные материальные трудности, газета стала выходить на двух полосах, вместо обычных четырех. Главная мысль, которую старалось довести «Русское знамя» до общества была выражена в одной из передовиц: «Когда же восторжествует у себя сама Россия? Когда же, наконец, русский мужик осенит себя православным крестом и скажет: «Пора приняться и за русское дело?»». В объявлении о подписке на 1917 подчеркивалось, что «Русское знамя», «будучи верным истолкователем великих начал, исповедуемых Союзом Русского Народа, ставит своей ближайшей задачей правдивое и беспристрастное изложение и освещение текущих событий, строго обоснованное разоблачение злоупотреблений, беззаконий и произвола чиновников и общественных деятелей и выяснение истинных нужд Государства и Русского Народа, права которого умышленно попираются в угоду инородцам». Одна из статей в газете (3 сент. 1916) называлась «Хлеб, война и жиды», и это были, фактически, главные темы публикаций «Русского знамени» последнего периода существования. Орган СРН продолжал выходить с прежними аншлагами, а еврейский вопрос занимал важное место на страницах газеты, особенно в н. 1917. Незадолго до начала беспорядков 24 февр. в «Русском знамени» была опубликована статья А.Тинякова «Очередная задача», которая была посвящена близкому окончанию войны и будущему мирному конгрессу. Главным вопросом на переговорах, по мнению автора, должен стать еврейский вопрос, главное — «освободить Европу от еврейства». Поэтому очередная и главная задача монархических партий — «тесное объединение на почве еврейского вопроса» и установление отношений с антисемитами Европы. Главная цель этого объединения — добиться того, чтобы антисемиты Европы властно указали мирному конгрессу на необходимость решения еврейского вопроса. В заключение автор как заклинание повторял, что разойтись с евреями нетрудно, «ведь нам от жидов ничего не нужно: только бы ушли, только бы ушли!». Издатель и редакция газеты чувствовали приближение революции и, понимая, кто станет ее главными действующими лицами, предупреждали благонамеренную часть общества об опасности. 5 февр. 1917 в ст.«Защищаться надо», подписанной псевд. Орион, говорилось: «Если мы не сорганизуем отпор жидовству, скорая политическая катастрофа обрушится на Россию всей своей тяжестью и задавит, похоронит под собою многое, если не все». Газета была закрыта сразу после февральской революции, издатель А. И. Дубровин был арестован одним из первых и заточен в Петропавловскую крепость, а редакция «Русского знамени» была разгромлена. Арх.: ГАРФ. Ф. 116 (Всероссийский Дубровинский Союз Русского Народа). Оп. 1. Дд. 634–640, 644–668. А. Степанов
Самое продолжительное время во главе газеты стояли А. И. Дубровин, неоднократно совмещавший обязанности издателя и редактора, Н. И. Еремченко (1910–1912) и последний редактор «Русского знамени» М. П.Петров (1912–1913, 1915–1917). Газета издавалась в основном на личные средства Е. А. Полубояриновой, которая как-то заявила, что, пока она жива, газета выходить будет, и от слова своего не отступала. Популярность газеты объяснялась прежде всего тем, что в ней в понятной для простого русского человека, а порою и необычной форме излагались многие важные для монархистов вопросы. Так, объясняя опасность ликвидации черты еврейской оседлости одновременно с разрешением свободной купли-продажи земли, 11 мая 1907 «Русское знамя» опубликовало такое агитационное уравнение: «Уравнение (А + Б = В). А) Предоставление евреям равноправия, а следовательно, права расселяться по всей России и права покупать землю. Плюс Б) Разрешение крестьянам продавать свою землю как надельную, так и приобретенную иным путем. Равно В) Полному обезземеливанию всего Русского Народа и обращению русского крестьянства в нищий пролетариат под игом еврейства». Вообще еврейский вопрос занимал много места на страницах газеты, а такие статьи, как «Цена русской жизни и жидовской крови», «Жидовская торговля христианами», привлекли внимание не только правых, но и представителей власти. Последняя статья была посвящена вопросу о пропаже молодых женщин, а также девочек и мальчиков, в похищении которых газетой обвинялись «жиды-работорговцы, ставшие ужаснейшим бичом России, Румынии, Болгарии, Сербии и Австрии», откуда живой товар переправлялся в Турцию. Орган СРН предлагал создать из патриотов особые дружины, которые бы следили за порядком, а всем отделам обсудить эту статью на своих собраниях. Газета живо откликалась на все животрепещущие вопросы современной жизни. Так, зимой и летом 1909 в Петербурге бушевала холера, бывало, что в день умирало по 60 чел. В канун Рождества санитарный врач Оппенгейм поехал просить митр. Антония (Вадковского), чтобы он распорядился освящать только кипяченую воду. Владыка принял, что называется, «соломоново решение», благословив всех священников, которые этого пожелают (возможно, надеясь, что таковых не окажется), кипятить воду перед освящением. Сам он освятил в Лавре воду из Невы и первый выпил стакан, подавая пример маловерам.
Однако, как с прискорбием отмечало «Русское знамя», священников, кипятивших воду перед освящением, оказалось в Петербурге немало. Эту тему смаковала на потеху иноверцам и инородцам либеральная пресса. А орган СРН ставил в пример крепость и силу веры у старообрядцев, где не возникло даже вопроса о необходимости кипячения воды. Излюбленным занятием левых газет была публикация всевозможных слухов и сплетен о грядущих назначениях, которые будоражили общественность, особенно чиновничество. Многие из этих слухов были совершенно безосновательными и, чтобы противостоять этой кампании нездоровых слухов, 1 февр. 1909 было учреждено Осведомительное Бюро «Русского знамени», публиковавшее опровержения слухов левых газет о будущих назначениях, а также собственную информацию конфиденциального характера. С началом распрей внутри СРН газета стала предметом борьбы «дубровинцев» и «марковцев».
До 1910 «Русское знамя» официально именовалось вестником СРН, однако 23 мая 1910 «обновленный» Главный Совет принял решение не считать более газету, издаваемую А. И. Дубровиным, вестником СРН и учредить собственный орган именно с таким названием — «Вестник Союза Русского Народа». Подвергая со страниц «Русского знамени» ожесточенной критике решения «самозванцев» из Главного Совета, А. И. Дубровин, видимо, рассчитывал на поддержку отделов и рядовых союзников. Однако не получив реальной помощи, 2 дек. 1910 он принял решение приостановить издание газеты. В последнем обращении к союзникам он писал, что «поглощенный работой и охваченный, как бы кольцом, враждебными силами, не видя деятельной поддержки со стороны единомышленников, понимая ясно только одно — неминуемую гибель нашего Союза», он принял такое непростое для него решение. Здесь же было опубликовано объявление издателя «Гражданина» кн. В. П. Мещерского, который сообщал, что читатели до конца года будут получать вместо газеты его журнал, т. к. он «во многих вопросах единомыслен» с «Русским знаменем». Вероятно, сказалась усталость А. И. Дубровина от борьбы в условиях постоянных преследований со стороны правительства, которым газета неоднократно подвергалась: на издание налагались штрафы за «непозволительные резкости», делались официальные предупреждения, подвергались арестам отдельные номера. Уже 28 февр. 1906 полиция провела первый обыск в редакции, правда, тогда разыскивалась брошюра А. М. Лаврова «Воззвание к Русскому Народу. Причина несчастий России. Меры к пресечению зла от евреев». А 2 дек. 1910 к 5-летнему юбилею газеты была опубликована совсем не юбилейная грустная заметка Н.Полтавца (Н. И. Еремченко) «Тернистый путь. Формуляр «Русского знамени» (Графа взыскания)». В заметке сообщалось, что за 5 лет на газету налагалось 6 штрафов на весьма внушительную сумму в 11 тыс. руб., орган СРН получил 13 предупреждений и обращений внимания, 18 номеров газеты было изъято (правда, 8 арестов было через несколько дней отменено). Правда, свою заметку Еремченко завершал на оптимистической ноте: «Пожмите, читатель, нам руку крепким, надежным, верным, черносотенным рукопожатием, и бодро, смело и радостно взглянем в будущее, верные нашим заветам: обожаемому Государю Императору, Вере Христовой Православной и Великой неделимой России. Будущее, воплощенное в торжестве этих начал, в торжестве правды — за нами!» Вскоре А. И. Дубровин решил продолжить издание, и к Рождеству 25 дек. 1910 «Русское знамя» было возобновлено. Газета осталась верной своим принципам и продолжила борьбу с врагами Веры, Царя и Отечества. С началом Первой мировой войны цензурные гонения на «Русское знамя» особенно ужесточились. В н. 1915, когда распространились слухи о том, что союзники России едва ли не в ультимативной форме требуют ввести еврейское равноправие, а либеральные круги открыто выступали за ликвидацию черты оседлости, «Русское знамя» начало выходить с напечатанными на первой странице аншлагами: текстами из Евангелия, в которых Сам Господь обличал иудеев, а также правилом 11-м Шестого Вселенского Собора в Трулле, гласящем: «Никто из принадлежащих к священному чину или из мирян отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мытися. Аще кто сие дерзнет творити, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен». Эти аншлаги вызвали репрессии со стороны военной цензуры. Дубровин пожаловался начальнику штаба Петроградского военного округа генералу М. И. Тяжельникову, тот посоветовал обратиться непосредственно к начальнику округа генералу кн. Н. Е. Туманову. 28 марта 1915 произошел унизительный для лидера монархистов инцидент. Кн. Туманов принял Дубровина в присутствии свидетелей (двух генералов и двух прапорщиков) и в ответ на его просьбу прекратить цензурные преследования заявил, что газета занимается травлей евреев, помещая «какие-то бессмысленные аншлаги». Дубровин ответил, что аншлаги — это правило Вселенского Собора, на что генерал гневно заявил: «Что вы мне старую рухлядь тычете!».
Однако Дубровин не сдавался и обратил внимание кн. Туманова на непреходящее значение Вселенских Соборов, после чего главный военный начальник Петрограда вышел из себя: «Вон, вон отсюда немедленно». Этот инцидент получил огласку, Впоследствии Дубровину при поддержке ряда правых деятелей удалось добиться удаления кн. Туманова из Петрограда. После сближения А. И. Дубровина и Н. Е. Маркова в 1916 газета стала выходить с подзаголовком «Вестник Союзов Русского Народа».
Однако одновременно в 1916 «Русское знамя» переживало значительные материальные трудности, газета стала выходить на двух полосах, вместо обычных четырех. Главная мысль, которую старалось довести «Русское знамя» до общества была выражена в одной из передовиц: «Когда же восторжествует у себя сама Россия? Когда же, наконец, русский мужик осенит себя православным крестом и скажет: «Пора приняться и за русское дело?»». В объявлении о подписке на 1917 подчеркивалось, что «Русское знамя», «будучи верным истолкователем великих начал, исповедуемых Союзом Русского Народа, ставит своей ближайшей задачей правдивое и беспристрастное изложение и освещение текущих событий, строго обоснованное разоблачение злоупотреблений, беззаконий и произвола чиновников и общественных деятелей и выяснение истинных нужд Государства и Русского Народа, права которого умышленно попираются в угоду инородцам». Одна из статей в газете (3 сент. 1916) называлась «Хлеб, война и жиды», и это были, фактически, главные темы публикаций «Русского знамени» последнего периода существования. Орган СРН продолжал выходить с прежними аншлагами, а еврейский вопрос занимал важное место на страницах газеты, особенно в н. 1917. Незадолго до начала беспорядков 24 февр. в «Русском знамени» была опубликована статья А.Тинякова «Очередная задача», которая была посвящена близкому окончанию войны и будущему мирному конгрессу. Главным вопросом на переговорах, по мнению автора, должен стать еврейский вопрос, главное — «освободить Европу от еврейства». Поэтому очередная и главная задача монархических партий — «тесное объединение на почве еврейского вопроса» и установление отношений с антисемитами Европы. Главная цель этого объединения — добиться того, чтобы антисемиты Европы властно указали мирному конгрессу на необходимость решения еврейского вопроса. В заключение автор как заклинание повторял, что разойтись с евреями нетрудно, «ведь нам от жидов ничего не нужно: только бы ушли, только бы ушли!». Издатель и редакция газеты чувствовали приближение революции и, понимая, кто станет ее главными действующими лицами, предупреждали благонамеренную часть общества об опасности. 5 февр. 1917 в ст.«Защищаться надо», подписанной псевд. Орион, говорилось: «Если мы не сорганизуем отпор жидовству, скорая политическая катастрофа обрушится на Россию всей своей тяжестью и задавит, похоронит под собою многое, если не все». Газета была закрыта сразу после февральской революции, издатель А. И. Дубровин был арестован одним из первых и заточен в Петропавловскую крепость, а редакция «Русского знамени» была разгромлена. Арх.: ГАРФ. Ф. 116 (Всероссийский Дубровинский Союз Русского Народа). Оп. 1. Дд. 634–640, 644–668. А. Степанов
Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008