Руссо Жан Жак (Rousseau, Jean-Jacques) (1712-78), писатель и философ; уроженец Женевы. Р. часто нуждался и зависел от поддержки благотворителей (в т.ч.Юма); служил даже лакеем и преподавателем музыки. Обратил на себя внимание сочинениями, в к-рых объяснял, почему отвергает существующий обществ, порядок. Веря в изначальную добродетель человеческой природы, считал, что частная собственность и людское тщеславие испортили "благородных дикарей". В самом известном труде "Общественный договор" (1762) утверждал, что гражданам следует уступить часть своих естеств. прав об-ву, к-рое сумеет обеспечить их безопасность. Идеи Р. повлияли на авторов амер. Декларации независимости и нашли поддержку во время Французской рев-ции.
Руссо Жан Жак
Руссо Жан Жак
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Руссо Жан Жак
1712- 1778 гг.) - французский философ-просветитель, писатель. До 1741 г. жил в Швейцарии, затем переехал в Париж, где вместе с Д. Дидро и другими просветителями сотрудничал в энциклопедии. В своих трактатах он подверг критике современное общество, основанное на неравенстве, и противопоставлял ему естественное состояние людей, свободных и равных, но осознавал, что человек обречен жить в обществе. В трактате Об общественном договоре (1762 г.) он рисует идеальное общество, в котором государство призвано обеспечивать людям свободу как полноправным членам соблюдением политического и имущественного равенства, не допуская поляризации богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, он считает основой общества. Опираясь на опыт античного полиса, Руссо выступает за прямую демократию, когда законы одобряются собранием всех граждан. Идеи Руссо вдохновляли якобинцев в период Французской революции.
Источник: Исторический словарь
Руссо, Жан Жак
1712 - 1778) - французский философ, один из самых влиятельных мыслителей XVIII в., идейный предшественник французской революции. В своих первых произведениях, явившихся ответом на объявленные Дижонской Академией темы: "Содействует ли возрождение наук и художеств очищению нравов" и "О происхождении неравенства между людьми и о том, согласно ли оно с естественным законом", Руссо выразил все основные положения своего мировоззрения. Просвещение вредно и сама культура - ложь и преступление. Все основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Счастливы и непорочны только первобытные люди, живущие простой естественной жизнью и подчиняющиеся только своему непосредственному чувству. В своих произведениях Руссо дал блестящее литературное выражение пробудившемуся уже тогда во французском обществе протесту против общественного строя Франции, целиком основанного на сословных привилегиях, и формулировал основы индивидуализма, оказавшего глубокое влияние на всю последующую культуру Европы. Роман Руссо "Новая Элоиза" представляет собой дальнейшее развитие протеста Руссо против общественной тирании, тяготеющей над человеческой личностью. В этом произведении он дал образец сентиментального романа, героиня которого, женщина с нежной и прекрасной душой, живет жизнью сердца и находит счастье только в общении с природой. "Эмиль" представляет собой трактат о воспитании, проникнутый теми же идеями свободы и близости к природе. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. В "Общественном договоре" Руссо рисует идеал свободного человеческого союза, в котором власть принадлежит всему народу и царит полное равенство граждан.