РУСТАМИДЫ
РУСТАМИДЫ
Династия имамов Тахарта (Алжир), правившая в 777-909 гг.
История Рустамидов - это история небольшого хариджитского государства, существовавшего на протяжении 130 лет на территории современного Алжира. Секта хариджитов, как известно, возникла в Аравии, еще в середине VII столетия в разгар борьбы между четвертым правоверным халифом Али и родоначальником династии Омейядов Муавиййей I. Поводом к тому послужило согласие халифа Али на третейское разбирательство. Часть его сторонников, разочарованная нерешительностью своего вождя, покинула тогда его войско. Они и стали называться хариджитами (буквально переводится как "выходящие"), и в дальнейшем образовавшие самостоятельное течение в исламе. Согласно учению хариджитов, власть халифа не могла считаться наследственной. Община имела полномочия назначать халифом любого правоверного, который этого достоин, независимо от расовых привилегий - "даже если он черный раб". Хариджиты придерживались крайних требований морали и считали, что вера ничего не значит, если не сопровождается делами, поэтому всякий, кто совершил смертный грех, должен рассматриваться как вероотступник.
Основателем династии Рустамидов был знатный перс Абд ар-Рахман ибн Рустам - сподвижник хариджитского имама Абу-л-Хаттаба, которому в середине VIII века удалось на короткое время объединить под своей властью земли от Триполитании (Ливии) до Ифрикии (Тунис). В 758 г. Абу-л-Хаттаб назначил Абд ар-Рахмана своим наместником в Кайруане. Но в 761 г. Кайруан, завоеванный наместником Египта Ибн ал-Ашасом, вернулся под власть омейядского халифа. Абд ар-Рахман вместе с частью хариджитов бежал на запад и основал на склоне Джебель-Джоззуля город Тахарт (в настоящее время Тагдемт). В 777 г. последователи возвели Абд ар-Рахмана в сан имама, положив тем самым начало государству Рустамидов.
В следующие годы Тахарт стал быстро заселяться. Причем переселенцы прибывали сюда из самых отдаленных областей халифата, привлеченные как изобилием плодородных земель, так и слухами о справедливом государственном устройстве хариджитского имамата. Вскоре все окрестные земли были орошены и стали обрабатываться, а сам город превратился в важный центр африканской торговли. (В конце жизни Абд ар-Рахмана делегация иранских хариджитов отмечала в своем донесении, что Тахарт изменился во всех отношениях - здесь появились дворцы, плодовые сады, мельницы, хорошо экипированная конница, большое количество рабов и слуг.) Во главе местной хариджитской общины стоял имам, который управлял государством, толковал законы, отправлял правосудие, возглавлял молитвенные собрания и взимал десятину, вносившуюся как милостыня. Правил он согласно Корану и должен был вести аскетический образ жизни. Сохранилось предание, что сам Абд ар-Рахман (который позже считался идеальным хариджидским имамом) своими руками заделывал щели на террасе и белил потолок. Из обстановки в его комнате была только подушка, на которой он спал, его сабля и пика, а в другой части дома стоял привязанным его конь.
Абд ар-Рахману наследовал его сын Абд ал-Ваххаб. Его утверждение на престоле (противоречащее одному из главных принципов хариджизма о выборности имамов) прошло не без борьбы. Целый месяц длился спор по поводу двух кандидатов: Абд ал-Ваххаба и Масуда ал-Андалуси. В конце концов предпочтение было отдано первому. Но сильная оппозиция сохранялась. Дело дошло до вооруженного столкновения с кочевыми племенами, которые хотели прорваться в город и силой низложить неугодного им имама. Однако кочевники были отражены с большим уроном, и Абд ал-Ваххаб утвердился у власти. В 812 г. он попытался овладеть Триполи, некоторое время осаждал город, но не смог его взять. Только после смерти Ибрахима I - основателя тунисской династии Аглабидов - вся Триполитания без боя перешла под власть Тахарта. Это послужило укреплению авторитета Рустамидов в областях между Тахартом и Триполи, особенно в Джериде и части Заба.
Чтобы закрепить престол за своими потомками, Абд ал-Ваххаб еще при жизни передал многие государственные дела в ведение сына Афлаха, который и наследовал ему в 823 г. Переход власти на этот раз произошел без всяких конфликтов. Зато имаму пришлось подавлять сепаратистские выступления в Триполи, где тамошние хариджиты провозгласили имамом своего ставленника Халафа. В 836 г. дело дошло до открытой войны, в которой триполитанцы потерпели поражение. После смерти имама Афлаха у власти, при поддержке влиятельного племени нафуса, утвердился его сын Абу Бакр. По свидетельству хроник, этот имам не отличался никакими личными достоинствами, открыто предавался наслаждениям, любил поэзию и историю. Всеми делами вместо него распоряжался его фаворит Мухаммад ибн Арфа. Брат имама Абу-л-Йакзан Мухаммад, получивший должность градоправителя, своей скромностью и усердием вскоре заслужил любовь населения. Тогда он стал вести осторожную интригу в свою пользу и прежде всего оговорил Мухаммада ибн Афра. Имам стал подозревать своего бывшего любимца и приказал тайно убить его. Весть об этом злодеянии вызвала возмущение в городе. Началась война между сторонниками имама (прежде всего это было племя нафуса) и их противниками, продолжавшаяся семь лет. В конце концов Абу Бакр вынужден был бежать из столицы. Власть перешла к Абу-л-Йакзану. Междоусобия оказались губительными для государства. Богатый Тахарт был сильно разорен, владения его сократились. Триполитания вновь попала под власть Аглабидов, своя наследственная династия эмиров утвердилась в области Джебель-Нфуса.
В 894 г. Абу-л-Йакзану наследовал его сын Абу Хатим. При нем в 896 г. нафуса потерпели сокрушительное поражение от аглабидского эмира Ибрахима II. Это подорвало господствующее положение племени, бывшего на протяжении долгого времени опорой имамов. Противники Абу Хатима выступили против него с оружием в руках. Имам бежал из города и стал собирать войско среди кочевых племен. Чтобы расколоть единство Рустамидов, горожане провозгласили имамом младшего сына Афлаха, Йакуба. После этого начались переговоры о мире. Оба имама были вынуждены отречься от власти. Следующие четыре года делами в городе управляли попеременно шейхи племен хуввара и мазата. Только в 901 г., подкупив многих горожан, Абу Хатим смог вернуть себе власть. Как можно заключить из хроник, к этому времени хариджиты были уже далеко не единственными жителями Тахарта. Абу Хатим лояльно относился ко всем течениям ислама и не давал своим единоверцам никаких льгот. Он вынашивал планы превращения своего имамата в обычное светское государство, но этому замыслу не суждено было осуществиться. В 907 г. имам был убит своими племянниками, которые передали власть их отцу Йакзану, младшему брату Абу Хатима. Дочь убитого обратилась за помощью к командующему войском магрибинских шиитов. Вскоре те явились под стенами Тахарта. В 909 г. город сдался без боя. Имам Йакзан был казнен вместе со своими родичами. Правлению Рустамидов пришел конец.
Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. VII-XV вв. 2004