Руткевич, Михаил Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Руткевич, Михаил Николаевич
20.09(03.10).1917, Киев)    философ, социолог, чл.-корр. АН СССР (1970), д-р филос. наук (1961), проф. (1960). Участ. ВОВ. Род. в семье служащего. Окончил Киевский ун-т (1939). 1945-72 работал в Свердл.: с 1953 преподавал в УрГУ. Орг-тор и первый декан филос. ф-та (1966-72). С 1972 работает в Москве. Осн. направления науч. деятельности - иссл. процесса познания в его связи с науч. практикой, диалектики объективных и субъективных факторов в развитии совр. процессов обществ. жизни, социологических иссл. соц. структуры об-ва, соц. мобильности, социологии молодежи и образования. Опубл. св. 400 науч. тр., в т.ч. 12 монографий, 2 учебника. Р. являлся пред. Сов. социологической ассоциации, чл. през. Всемирной социологической Ассоциации. Награжден орд. Окт. Рев., Отечественной войны II ст., Тр. Кр. Зн., Кр. Звезды.    Соч.: Социальные перемещения. М., 1970 (в соавт.); Диалектический материализм. М., 1973; Диалектика и социология. М., 1980.    Лит.: Научная элита. Кто есть кто в Российской академии наук. М., 1993; Уральский государственный университет в биографиях. Екатеринбург, 1995.    Пивоваров Д.В.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Руткевич, Михаил Николаевич

(р. 02.10.1917) — спец. по филос. учению о бытии, теории познания и соц. аспектам НТП; д-р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил физ. ф-т Киевского ун-та (1939). Преподает филос. с 1947. С 1953 зав. кафедрой филос., декан филос. ф-та Уральского ун-та (Свердловск) (1966—1972). В 1972—1976 — директор ИСИ АН СССР. Проф. АОН (1976—1978). С 1978 — зав. кафедрой филос. Академии нар. хозяйства. С 1991 — гл. н.с, а затем советник Ин-та соц.-полит. иссл. РАН. Чл.-корр. АН СССР (РАН) (1970). В центре науч. интересов Р. — противоречия природы и обществ. развития. В посл. годы разрабатывает проблемы соц. и нац. противоречий совр. росс. об-ва, а также гносеол. проблемы. Наиболее существенным в кн. по гносеологии (1995 и 1997) считает попытку систематизации категорий теории познания, в соответствии с к-рой парные категории: материя и сознание, объект и субъект, практика и познание, истина и заблуждение, необходимость и свобода и т.д. рассматриваются как специфические проявления всеобщей противоположности.



Соч.: Практика — основа познания и критерий истины. М., 1952; Движение и развитие в природе и обществе. М., 1954; Век науки и искусства. [В соавт.]. М., 1965; Актуальные вопросы ленинской теории отражения. Свердловск, 1970; Диалектический материализм. М., 1973; Диалектика и социологияМ., 1980; Становление социальной однородности. М., 1982; Совершенствование социально-классовых отношений социализма в СССР на современном этапе. М., 1986; Социальная дифференциация и интеграция // В. АН СССР. 1991. № 7; Социальная поляризация // Социологические исследования. 1992. № 9; О диалектике прогресса // В. РАН. 1992. № 5; Макросоциология. М., 1995; Диалектика и теория познания. [В соавт.]. М., 1995; Основы гносеологии. [В соавт.]. Екатеринбург, 1997.





Руткевич, Михаил Николаевич


Член-корреспондент РАН (1970), советник ректората Академии народного хозяйства при Правительстве РФ; родился 2 октября 1917 г.; окончил Киевский университет в 1939 г.; главные направления научной деятельности: разработка проблем теории познания диалектического материализма в связи с достижениями современного естествознания; награжден орденами Красной Звезды, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, двенадцатью медалями.


В своих публикациях подчеркивал, что кризис, переживаемый обществом, не мог не сказаться на системе образования, в первую очередь на ее фундаменте, каковым является общеобразовательная школа. Специфика положения общеобразовательной школы в период 1991—1994 гг., по мнению М. Руткевича, состояла в том, что кризисное состояние социальной сферы, включая систему образования, совпало по времени с перестройкой этой системы, реформой школы 1992 г., которая мыслилась ее вдохновителями как составная часть общего курса демократического преобразования общества, осуществлявшегося "радикальными демократами" после их прихода к власти в России. Более того, указывал М. Руткевич, идеологи реформы образования полагали, что школа должна "опережать" общество по части демократизации. Реформа общеобразовательной школы, нашедшая законодательное закрепление в Законе об образовании 1992 г. и Конституции 1993 г., была вдохновлена, на взгляд М. Руткевича, двумя центральными идеями: дифференциации образования и его демократизации. Кроме того, как утверждает ученый, реформа фактически провозгласила понижение планки общего обязательного образования: от полного среднего (одиннадцатилетка, среднее ПТУ, техникум, вечерняя школа для работающей молодежи) до неполного среднего (9 классов), иначе говоря "основной школы". В Конституции РФ (ст. 43) было зафиксировано, что только эта ступень общего образования остается бесплатной, в то время как по Конституции СССР 1977 г. бесплатность провозглашалась для всех форм образования. М. Руткевич определяет это как "несомненный шаг назад в сфере образования".

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008