эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (XII – XIV вв.). В центре индивидуализированный образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства (напр. роман «Тристан и Изольда»).
РЫЦАРСКИЙ РОМАН
Рыцарский роман
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
РЫЦАРСКИЙ РОМАН
эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос в XII—XIV вв. В центре — индивидуализированный образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства, например роман «Тристан и Изольда».
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Роман рыцарский
эпич. жанр. средневековой куртуазной лит. В его формировании большую роль сыграло ант. наследие, христиан, традиция, фольклор (кельтский - легенды и лат предания, которые хранились в народе, а также восточный, который стал известен после крестовых походов). Предметом изображения в p.p. стали судьба героя-рыцаря, его внутренние, чаще любовные, переживания, подвиги ради славы, любви, религиозно-нравственного совершенствования. P.p. - это светский жанр, в котором отразились новые отношения между человеком и миром, он создавался на нац. языках. В зависимости от тематики романов их условно принято делить на три цикла: античный, бретонский и византийский. Возникнув во Франции, p.p. быстро распространился в др. европ. странах (XII-XIV вв.). Известными авторами p.p. были Кретьен де Труа, Генрих фон Фельдеке, Вольфрам фон Эшенбах, Готфрид Страсбургский и др.
Лит.: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987;
Лит.: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987;
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
РЫЦАРСКИЙ РОМАН
основной жанр стихотворного эпоса в период зрелого Средневековья, относящийся к куртуазной литературе. Возник во Франции в последней трети 12 в., его основоположником был трувер Кретьен де Труа, творчество которого определило развитие «артуровского» цикла стихотворных романов: «Ивейн, или Рыцарь Льва», «Ланселот, или Рыцарь Телеги», «Персеваль, или Повесть о Граале». Используя поэзию валлийских бардов (в его бретонской обработке) и латиноязычного романа-хроники «История королей Британии» валлийца Гальфрида Монмаутского (первая половина 12 в.), Кретьен воплотил идеалы вассального служения в образах рыцарей Круглого стола, т. е. рыцарей легендарного короля бриттов Артура, которого он превратил в короля французской Бретани. Герои Кретьена верно служат своему сюзерену, своей даме, Христу, но прежде всего – собственной чести, поэтому они являлись образцовыми рыцарями для современников трувера. В начале 13 в. Кретьену стали подражать немецкие миннезингеры. Особенно прославился Вольфрам фон Эшенбах с авантюрно-мистическим романом «Парцифаль». В 14 в. британские легенды об Артуре в куртуазной французской обработке вернулись в Британию, вызвав череду подражаний. Романы о рыцарях Круглого стола написаны аллитерационным стихом, большая часть их анонимна (самый известный – «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь»). В Испании создаются подражания, уже не связанные с артуровской темой, – цикл романов об Амадисе Галльском, явившемся в литературе пародийным прототипом Дон-Кихота, героя великого романа М. Сервантеса.
Хотя рыцарский роман – это произведение, написанное рыцарем для рыцарей и о приключениях рыцарей, существовали и иные циклы. Таков, в частности, «античный» цикл: «Роман о Трое», «Роман о Фивах» и «Роман об Александре», в котором впервые появился александрийский стих. В романах на «античные» темы древние герои осовременивались, изображались исповедующими своеобразный кодекс чести, равный рыцарскому. Мотив рыцарского служения даме был разработан в любовных рыцарских романах, в которых описания волшебных приключений уступили место рассказам о горьких судьбах влюбленных пар: «Тристан и Изольда», «Флорис и Бланкафлор» и пр. Эти и прочие образцы стихотворных романов Средневековья оказали влияние на поэзию и прозу Возрождения.
Хотя рыцарский роман – это произведение, написанное рыцарем для рыцарей и о приключениях рыцарей, существовали и иные циклы. Таков, в частности, «античный» цикл: «Роман о Трое», «Роман о Фивах» и «Роман об Александре», в котором впервые появился александрийский стих. В романах на «античные» темы древние герои осовременивались, изображались исповедующими своеобразный кодекс чести, равный рыцарскому. Мотив рыцарского служения даме был разработан в любовных рыцарских романах, в которых описания волшебных приключений уступили место рассказам о горьких судьбах влюбленных пар: «Тристан и Изольда», «Флорис и Бланкафлор» и пр. Эти и прочие образцы стихотворных романов Средневековья оказали влияние на поэзию и прозу Возрождения.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006