Рыцарство

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Рыцарство
привилегированный социальный слой в странах Западной и Центральной Европы в средние века: в широком смысле – все светские феодалы-воины, в узком – только мелкие светские феодалы. Со своими сеньорами их связывали отношения вассалитета, т.е. при условии несения конной военной службы у своего вассала, рыцарь получал земельный надел – феод. Расцвет рыцарства – XII – XIV вв.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

РЫЦАРСТВО
привилегированный социальный слой в странах Западной и Центральной Европы в средние века: в широком смысле — все светские феодалы, в узком — только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри Р. строились на основе вассалитета. Главной обязанностью вессала - рыцаря было несение за свой счет военной службы в войске своего сеньора. Рыцарь должен был приобрести боевого коня, дорогое тяжелое вооружение: меч, щит, паты, копье, он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. Расцвет Р. — XII—XIV вв. В XV—XVI вв. с возникновением постоянных армий и распространением огнестрельного оружия военная роль Р. сходит на нет, Р. преобразуется в сословие дворянства.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РЫЦАРСТВО
феодальный институт IX–XV вв. Привилегированные слои феодального общества, держатели феодальной земли, состоявшие на конной воинской службе у сюзерена. Рыцарство как замкнутое сословие сложилось в XI в. из профессиональных конных воинов. Титул рыцаря стал наследственным и почетным отличием для феодальной знати и даже для королей. По преданию, Людовик VI (1108–1137) в 1137 г. отдал приказ отбивать на навозной куче шпоры, если в рыцари был посвящен не принадлежавший к рыцарскому роду. В 1187 г. Фридрих I Барбаросса (1152–1190) запретил принятие рыцарского пояса сыновьям крестьян и духовных лиц. К концу XI в. был оформлен рыцарский этический кодекс с главным принципом служения Церкви и охраны слабых от произвола. Рыцарство было высоким жизненным идеалом средневекового общества и моральным эталоном феодальной аристократии. Рыцарский эпос и романы воспевали храбрость, благородство, жертвенность рыцаря во имя любви и справедливости.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Рыцарство
Рыцарство (chivalry), стиль поведения, присущий в ср.-век. Европе, особенно в 12-13 вв., и свойственный прежде всего конным воинам, или рыцарям. Рыцарская этика представляла собой смесь христ. и воинских норм поведения. Рыцарь был обязан храбро сражаться, преданным своему господину и защищать даму своего сердца. Эти кач-ва воспевались в песнях трубадуров.Существовала и целая система рыцарского ученичества: еще мальчиками дети рыцарей становились пажами в замках др. рыцарей; с 14 лет начинали обучаться верховой езде и воен. навыкам, а в 21 год их посвящали в рыцари. Рыцарские идеалы были особенно популярны во времена "крестовых походов, когда новые христ. ордена ("тамплиеров, "госпитальеров) вели войны в "Палестине против "мусульман. В мирное время для демонстрации воен. навыков и иск-ва верховой езды устраивались "турниры. В 15 в. значение Р. упало. Правда, еще создавались новые рыцарские ордена, такие, как орден Золотого руна (Бургундия), но турниры стали чисто ритуальными церемониями.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

РЫЦАРСТВО
военная каста в средневековых государствах Западной Европы, выделившаяся из привилегированных сословий, в качестве наиболее надежного оплота родины. Дети христиан благородного происхождения готовились к посвящению в рыцарство с семилетнего возраста при дворах князей и других знатных феодальных владык. Здесь они проходили соответствующее воспитание и школы в роли пажей и оруженосцев. Ничем не опороченный юноша, достигнув двадцатилетнего возраста, после причастия св. Тайн, особым обрядом получал посвящение в рыцари. Феодал, при дворе которого он находился, ударял его коленопреклоненного плашмя мечом по плечу и провозглашал его достойным почетного рыцарского звания. После этого новый рыцарь облекался в латы и становился в ряды себе подобных.
Особое значение Р. приобрело во время Крестовых походов против Турок (1094-1248). Тогда рыцари, с благословения главы Католической Церкви, объединились в военно-мо-нашескиеордена, которые ставили себе целью вооруженную борьбу с неверными за Святую Землю и помощь широкому распространению христианства. Они называли себя "Крестоносцами" и "Братьями Христова воинства". Такие ордена, как Темплиеры, Калантравы, Тевтоны, Мальтийцы и др., возникли по всей Европе, а самым восточным из них был Ливонский орден Меченосцев, созданный в 1202 г. Германцами для обращения в христианство языческих племен Прибалтики.
Р. потеряло свое значение, влияния и власть с возникновением централизованных государств, с распространением огнестрельного оружия и образованием других родов войск. Каста ликвидировалась, а рыцарские роды возвратились в Дворянские и шляхетские привилегированные сословия, куда принесли остатки кастовых традиций, возникшие в эпоху Р-ва взгляды на долг, женщину, семью и т.п. Все это нашло отражение в устном и письменном художественном творчестве.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Рыцарство
социальная категория в странах Западной и Центральной Европы периода расцвета феодализма, охватывавшая всех светских феодалов. Принадлежность к рыцарству обычно совпадала с включением рыцаря в иерархию вассалитета и с наличием у него земельного феода. Подавление внутренних междоусобиц, захватнические экспедиции в другие страны (например, Крестовые походы) - все это занимало очень важное место в социальной деятельности рыцарства. Поэтому для включения в состав рыцарства было необходимо материальное благосостояние, чтобы обеспечить приобретение дорогого рыцарского вооружения (боевого коня, меча, щита, шлема и т.д.), а также хорошие физическая подготовка и закалка, обязательные в тяжеловооруженном конном войске (ведь вес полной боевой выкладки рыцаря достигал 50 кг). Посвящение в рыцари оформлялось особой процедурой, которая в своем сложившемся виде включала: торжественное опоясывание мечом, надевание шпор, символический удар рукой или плоской стороной меча по плечу (выполнялось старшим сеньором в присутствии его вассалов); демонстрацию воинской выучки вновь посвящаемого, а также его клятву перед священником соблюдать требования рыцарской чести. Для рыцаря считались обязательными: верность сеньору, храбрость, презрение к опасности и любым тяготам, готовность защищать христианскую церковь и ее служителей, оказывать помощь сирым или немощным членам рыцарских фамилий; рыцарю должны быть чужды скупость и расчетливость. Для поддержания высокого уровня военной выучки рыцарей устраивались турниры, которые одновременно способствовали распространению в обществе рыцарских идеалов. Характерной чертой сложившегося рыцарства был так называемый культ дамы - поклонение рыцаря избранной им знатной женщине, нередко замужней и занимавшей более высокое, чем рыцарь, социальное положение. Распространение культа дамы было вызвано, с одной стороны, обеднением части рыцарей, стремлением поправить свои дела выгодными браками, с другой - неудовлетворенностью аскетизмом христианской морали.

Источник: Исторический словарь

Рыцарство
от нем. Ritter — конник) — военно-землевладельч. сословие в средневековой Зап. Европе. В широком смысле р. включало в себя всех светских феодалов-воинов, нобилитет. Но рыцарем не рождались (даже короли), а становились через обряд посвящения (см. Посвящение в рыцари). Р. начало складываться в VIII в. в процессе развития феодально-иерархич. отношений. Смысл, который вкладывали в понятие «рыцарь» в VIII—IX вв. и в XII в., был различным. В нач. IX в. рыцарь — это воин, который несет вассальную, обычно конную, воен. службу своему сеньору. В IX—X вв. рыцари были низшими представителями господствующего класса, у которых отнюдь не всегда были вассалы. Как особый слой средневекового общества р. сложилось лишь к XI в., а в эпоху классич. Средневековья и позднее превратилось в особое военно-аристократич. сословие, в воен. аристократию, касту. Рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества.
Пройдя обряд посвящения, рыцарь почти сразу становился чьим-либо вассалом — включался внутри класса феодалов в личные и имущественные связи, для чего проходил оммаж и в результате акта инфеодации получал землю, вступал во владение фьефом (см. Инвеститура).
Р. возникло во Франции, а затем и в остальных странах Европы. Фр. влияние особенно сказалось в период крестовых походов, когда все зап. р. перемешалось и объединилось. Немало способствовали распространению рыцарских взглядов и ордены, которые образовались в тот же период.
Одна из основных доблестей р. — щедрость; богатство — не самоцель в рыцарской жизни, оно приобретается с тем, чтобы потом быть растраченным. В отношении сеньора рыцари были безропотны, сохраняли вассальную верность, в отношении врага — беспощадны. Основные занятия р. — война, охота, рыцарские турниры. Ведением хозяйства рыцарь не занимался. Не манила его и семейная жизнь. До крестовых походов женщина занимала незначительное место в жизни рыцаря, большую часть времени жена проводила на своей половине, редко показываясь перед обитателями замка. Но к XII в. идеал грубого, малообразованного рыцаря уступил место Другому: в рыцарях стали ценить обходительность, галантность, любезность, вкус к изящному, образованность, хорошие манеры. XII столетие принесло особое явление в жизни рыцаря — культ Дамы и куртуазную любовь.
Во Франции рыцарей называли Шевалье, в Испании — кабалъерос, в Германии — риттеры.
С распространением огнестрельного оружия р. начинает терять свое значение, и с XV в. роль его сводится на нет.
Лит.: Иванов КА. Многоликое Средневековье. М., 1996. Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987; Руа ЖЖ. История рыцарства. М., 1996. Ястребицкая АЛ. Западная Европа XI—XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

РЫЦАРСТВО
от нем. Ritter - рыцарь) - социальная категория в странах Зап. и Центр. Европы периода расцвета феодализма, охватывавшая всех светских феодалов (Р. в широком смысле) или же их часть (Р. в узком смысле). В широком смысле Р. было формой социального и юридич. отграничения всех светских феодалов-воинов от остального общества. Такое отграничение способствовало формированию в дальнейшем единого сословия светских феодалов (см. Дворянство). Принадлежность человека к Р. обычно совпадала с его включением в иерархию вассалитета и с наличием у него зем. феода. Огромная роль воен. функции класса феодалов в ср.-век. обществе обусловливала главенствующее место, к-рое занимала в жизни Р. война. Подавление восстаний крестьян и горожан, внутр. междоусобицы, захватнич. экспедиции в др. страны (напр., крестовые походы) - все эти воен. акции занимали (в силу особенностей феод. гос-ва) очень важное место в социальной деятельности Р. Поэтому для включения в состав Р. было необходимо материальное благосостояние, достаточное для того, чтобы освободиться от непосредственного участия в производстве и обеспечить приобретение дорогого рыцарского вооружения (боевого коня, меча, щита, шлема и т. д.), а также хорошая физич. подготовка и закалка, обязательные в тяжеловооруженном конном войске (вес полной боевой выкладки рыцаря достигал 50 кг).

Посвящение в рыцари, символизируя принятие в состав привилегированного социального слоя, оформлялось особой процедурой, к-рая в своем сложившемся виде включала: торжественное опоясывание мечом, надевание шпор, символич. удар рукой или плоской стороной меча по плечу (выполнялось старшим сеньором в присутствии его вассалов); демонстрацию воинской выучки вновь посвящаемого, а также его клятву перед лицом священника соблюдать требования рыцарской чести. Узаконенного письменного кодекса рыцарского поведения не существовало. Но, судя по сохранившимся текстам молитв рыцарей и позднейшим соч., для Р. считались обязательными: верность сеньору, храбрость, презрение к опасности и любым тяготам, готовность защищать христ. церковь и ее служителей, оказывать помощь сирым или немощным членам рыцарских фамилий; рыцарю должны были быть чужды скупость и расчетливость. Для поддержания высокого уровня воен. выучки Р. устраивались турниры, к-рые были одновременно и средством распространения в обществе рыцарских идеалов, и гл. видом развлечения чл. господствующего класса. Характерной чертой сложившегося Р. был т. и. культ дамы - поклонение рыцаря избранной им знатной женщине, нередко замужней и занимавшей более высокое, чем рыцарь, социальное положение. Распространению "культа дамы" способствовали, с одной стороны, обеднение части Р., стремление поправить свои дела выгодными браками, а с другой стороны - появление неудовлетворенности аскетизмом христ. морали.

В связи с тем, что для рыцарей считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, верность своему долгу, благородство по отношению к женщине, термин "рыцарь" в новое время стал нарицательным для обозначения человека, наделенного этими достоинствами.

Р. в узком смысле - мелкие светские феодалы, противостоящие знати. Употребление понятия "Р." в широком и узком смыслах было неравномерным в различные периоды и в разных странах Европы. Эволюция понятия "Р." сравнительно лучше изучена для Франции, Англии и Германии. Во Франции и прирейнских обл. Германии социальная категория Р. появилась в 10 в. Под Р. в это время здесь понимали конных воен. слуг преим. свободного происхождения, широко использовавшихся королями и крупными феодалами. Включение в Р. в 10-11 вв. не было связано с предоставлением юридич. привилегий и не имело узаконенной формы. С кон. 11 в. под Р. во Франции начинают нередко подразумевать всех светских феодалов, а наименее состоятельных из них все чаще называют "мелкими рыцарями". Мн. из них служили королям социальной опорой в борьбе против знати. В 13 в. Р. превращается в замкнутую наследственную группу. Доступ в Р. для неблагородных стал возможен лишь при специальном королев. разрешении, предоставлявшемся нередко за высокую плату. В 14 в. принадлежность к Р. становится тождественной включению в дворянство, а рыцарское звание постепенно утрачивает свою роль (формально оно было уничтожено во время Вел. франц. революции). В Англии процесс складывания Р. начался еще до нормандского завоевания 1066 и особенно усилился после него. Рыцарями в это время здесь называли свободных землевладельцев из числа служилых людей короля. С кон. 12 в. в континентальных владениях Плантагенетов, с сер. 13 в. в самой Англии приобретение рыцарского звания становится правом и обязанностью всех, кто имел ежегодно 20 ф. ст. и более зем. дохода (не исключая зажиточных свободных крестьян). Посвящение в Р. влекло определ. платежи и службы в пользу короля (см. Скутагий), что содействовало сохранению возможности доступа в ряды Р. для выходцев из других слоев. В то же время понятие "Р." применялось в Англии и в узком смысле, обозначая субдержателей баронов, т.е. мелких и ср. вотчинников, отличавшихся от баронов значит. особенностями в организации своего х-ва, в своих суд. прерогативах и политич. позиции (см. в ст. Великобритания). С 15 в. рыцарское звание выступало как формальный атрибут приобщения к господствующему классу, не имевшему в Англии юридич. замкнутости. В качестве одного из почетных званий оно сохранилось и в совр. Великобритании. В ср.-век. Германии (к В. от Рейна) Р. появилось в 11 в. В категорию Р. в это время входили мелкие свободные зем. собственники, служившие королю или князьям, а также зависимые министериалы-воины, включавшие людей как свободного, так и несвободного происхождения. Нем. короли из династий Франконской и Штауфенов широко использовали зависимое и свободное Р. в борьбе за укрепление своей власти внутри Германии и в захватнич. войнах вне страны (см. в ст. Германия). Ограничение доступа в Р. для лиц нерыцарского происхождения относится в Германии к сер. 12 в. В 13 в. под Р. иногда подразумевались уже все светские феодалы (об этом свидетельствует, напр., "Саксонское зерцало"). Но чаще Р. продолжало рассматриваться как низший слой в составе господствующего класса. В 14-16 вв., по мере развития огнестрельного оружия, воен. роль Р. все более сокращалась. Не находя применения в феод. армиях и не сумев приспособить свои х-ва к росту товарно-ден. отношений, нем. Р. все более разорялось и превращалось в контингент для вербовки наемников для др. стран. В период Реформации т. н. имперские рыцари явились одним из элементов оппозиционного движения против засилья князей (см. Рыцарское восстание 1522-23). В течение 15-16 вв. Р. начинает постепенно рассматриваться как низшая часть дворянства и в качестве самостоятельной категории исчезает.

В известном смысле были близки по своему положению к Р. сипахи в Османской империи и самураи в Японии.

В историографии наиболее горячо дебатировался вопрос о соотношении Р. с др. социальными категориями внутри класса феодалов. В противовес концепции М. Блока, согласно к-рой франц. Р. уже с кон. 11 в. начинает охватывать всех светских феодалов, подменяя собой древнюю знать (nobilitas), в послевоенный период была выдвинута теория Л. Верье, рассматривавшего Р. и знать как различные и не сливающиеся группы вплоть до 13 в. Острая полемика идет вокруг происхождения нем. Р. Тогда как одни нем. историки (К. Маурер, К. Амира, Г. Бруннер) подчеркивали преобладающую роль в складывании Р. несвободного министериалитета, другие (Г. Kapo, В. Виттих, Ф. Гекк) всячески оспаривали это мнение. Современные зап.-герм. историки (Т. Майер, Г. Данненбауэр, К. Босль, К. Любек) трактуют Р. в плане их общеисторич. концепции исконного разделения общества на господ и несвободных, позволяющей говорить об изначальном существовании знати. Р., по их мнению, представляло результат смешения исконной знати с несвободным министериалитетом.

Лит.: Колесницкий Н. P., К вопросу о герм. министериалитете X-XII вв., в сб.: Ср. века, в. 20, М., 1961; Баткин Л. М., Флорентийские гранды..., там же; Бессмертный Ю. Л., Нек-рые проблемы социально-политич. истории... в совр. зап.-европ. медиевистике, там же, в. 26, М., 1964; Барг M. A., Буржуазная историография о социальной структуре ср.-век. общества, "ВИ", 1966, No 12; Bloch M., La soci?t? f?odale, t. 1-2, p., 1940; Cohen G., Histoire de la chevalerie en France..., (P.), 1949; Boutruche R., Seigneurie et f?odalit?, (P., 1959); Gautier L., La chevalerie, P., 1960; Ritter J. P., Minist?rialit? et chevalerie, Lausanne, 1955; Ernst V., Die Entstehung des niederen Adels, В., 1916; Otto E. F., Adel und Freiheit im deutschen Staat des fr?hen Mittelalters, В., 1937; Bosi К., Die Reichsministerialit?t der Salier und Staufer, Bd 1-2, Stuttg., 1950-51.

Ю. Л. Бессмертный. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

МЕСТНОЕ РЫЦАРСТВО КАСТИЛИИ в XIII середине XIV вв.

Ауров Олег Валентинович
Читать PDF
0.00 байт

Богатырство и рыцарство как полярные экзистенциальные концепции

Солдатенко Н. В.
В статье проводится сравнительный анализ двух «осевых» образов, характерных для русской и западной культур и менталитета, образов богатыря и рыцаря соответственно.
Читать PDF
0.00 байт

Рыцарство и джентрив английском обществе ХV века

Золотов В. И.
Рассматривается характер взаимоотношений между рыцарями и сквайрами как самыми существенными элементами джентри в сфере хозяйственных отношений.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 02. 005. Ауров О. В. Город и рыцарство феодальной Кастилии: Сепульведа и Куэльяр в XIII – сере

Метлицкая З. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Местное рыцарство в кастильском городе к середине XIV В. (на примере города Сепульведа)

Ауров Олег Валентинович
Цель статьи попытка переосмыслить некоторые традиционные историографические представления о характере эволюции местного рыцарства в Центральной Испании в XI середине XIV вв.
Читать PDF
0.00 байт

Рыцарство как культурная универсалия традиционных обществ

Орлова Екатерина Игоревна
Анализируется становление военного сословия в традиционных обществах и исследуется проблема культурных универсалий на примере средневекового рыцарства.
Читать PDF
0.00 байт

Рыцарство и мещанство в художественной концепции романа А. Ф. Писемского «Мещане»

Синякова Людмила Николаевна
Middle-class conventionality and Knighthood are ethico-philosophical poles that determine the meaning of human life in Pisemskys novel Middle-class people.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт «Рыцарство» в смысловой стуктуре стихотворения М. Цветаевой «я с вызовом ношу его кольцо. .

Митева Е. Н.
В статье осмысляется самобытность цветаевской интерпретации концепта «рыцарство» в смысловой структуре стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо…» («С. Э.»), посвященного Сергею Эфрону.
Читать PDF
0.00 байт

Основные проекции модели восприятия войны в сознании средневекового рыцарства

Белоусов Денис Сергеевич
Исследуется процесс восприятия войны в сознании, в частности в сознании средневекового рыцарства. Особое внимание уделяется переходу основной модели восприятия в ее проекции под действием внешних факторов.
Читать PDF
0.00 байт

Честь и предательство в политическом самосознании французского рыцарства (на материалах литературных

Белоусов Денис Сергеевич
В статье исследуется понятие чести и восприятие предательства в средневековом сознании, в частности в сознании рыцарства. Особое внимание уделяется причинам предательства.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности благочестия рыцарства XIV В. ( по хроникам Фруассара и Лебеля)

Акимова Е. Ю.
В статье рассматриваются вопросы проявления благочестия и представления о милости Божьей представителей рыцарского сословия.
Читать PDF
0.00 байт

Восприятие властных отношений в сознании средневекового рыцарства

Белоусов Денис Сергеевич
В статье предпринята попытка поиска в литературных источниках и анализа средневековых представлений о рыцарях как о землевладельцах. Особое внимание уделяется представлениям, связанным с вассально-сеньориальными отношениями.
Читать PDF
0.00 байт

«ИСПОЛНЯЯ ДОЛГ ВСЕГО РЫЦАРСТВА»: заметки историка-медиевиста на полях романа Сервантеса

Ауров Олег Валентинович
В статье ставится проблема связи знаменитого романа Сервантеса с критериями статуса средневекового кастильского рыцаря в литературной традиции эпохи «кастильского ренессанса» Альфонсо Х Мудрого (1252–1284).
Читать PDF
0.00 байт

Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX - начала XX вв

Захарова Анна Александровна
В статье рассматривается проблема влияния образа рыцарства на формирование русской дворянской культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование культуремы рыцарственности в романтизме XIX в

Орлова Е. И.
Рассматриваются различные аспектыпродуктивного влияния романтических символоврыцарства на формирование новоевропейскогохарактера и идеала.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • РЫЦАРСТВО ЗИПУННОЕ

    эпитет, применявшийся иногда к казачьим общинам, без особого на то основания. Будучи обособленным военным народом, со всеми присущими ему чертами, Казаки сохраняли особенности строя своей жизни д