— генерал-майор, брат предыдущего; родился в 1804 году; в 1816 году отданный в Морской Кадетский Корпус, он 9-го июня 1818 года был произведен в гардемарины, а 2-го декабря 1821 года — в мичманы, с назначением в Балтийский флот. В течение 4-х лет Р. крейсировал на разных судах по Балтийскому морю, а в 1826 году был командирован в Архангельский порт, причем 30-го декабря того же года произведен был в лейтенанты; в следующем году он снова возвратился, на корабле "Кульм", в Кронштадт и пробыл в составе Балтийского флота недолго, будучи в 1829 году переведен в Черноморский флот, где служба его продолжалась беспрерывно в течение 30-ти лет. Назначенный в 1830 году командиром брандвахтенной лодки № 7, Р. в течение 2 лет плавал на Керченском рейде, в 1832 г. был переведен на фрегат "Штандарт", который уходил в Архипелаг, и на этом корабле побывал в Александрии, а в следующем году — на Буюкдерском рейде, откуда с десантными войсками перешел в Феодосию, за что был пожалован Турецкою медалью. Затем в течение 6 лет Р. плавал в Черном море, командуя с 1836 года тендером "Быстрый", 18-го апреля 1837 г. был произведен в капитан-лейтенанты, а в 1840 году назначен состоять для особых поручений при Командире Севастопольского порта и военном губернаторе контр-адмирале А. П. Авинове (впоследствии адмирале и члене Адмиралтейств-совета). В этой должности Р. состоял до 1843 года, когда получил в командование пароход "Боец". В следующем году, за усердие по службе, он был пожалован орденом св. Станислава 3-й степени, а 17-го апреля 1846 года, за отличие же по службе, был произведен в капитаны 2 ранга. Пароход "Боец" был из числа тех четырех пароходов, которые охраняли Черноморскую Береговую Линию и поддерживали сообщение между нашими береговыми укреплениями; поэтому, он постоянно крейсировал вдоль побережья, причем ему неоднократно приходилось принимать участие в морских экспедициях к берегам Кавказа, которые нередко назначались для поддержки наших сухопутных войск. В 1848 году В. П. Рыкачеву, вместе с остальными судами Черноморской Береговой Линии, а также и с некоторыми другими судами этого флота пришлось вытерпеть ужасную Новороссийскую бурю, во время которой погиб тендор "Струя" со всем экипажем, замерзнув под тяжестью намерзшего вокруг него льда; в ту же бурю на корвете "Пилад" погибло 48 человек команды; кроме того было много разбито торговых судов и еще больше попорчено как торговых, так и военных кораблей, причем погибло много людей. Только пароход "Боец", благодаря распоряжениям Рыкачева, отделался сравнительно легко: по его приказанию "Боец" не оставался на мертвом якоре, как это сделал тендер "Струя", что и было главной причиной его гибели, а стал на оба свои якоря, причем пары были все время разведены, и машине давали соответственный ход для облегчения канатов, когда же командир увидел, что канаты выдержат уже недолго, то приказал наполнить трюм водой, чтобы предохранить пароход от ударов о грунт. Действительно, канаты вскоре лопнули, но, благодаря принятой мере, пароход выбросило или, вернее, посадило на песок довольно легко, вследствие чего как самое судно, так и весь экипаж его остались целы и невредимы. Таким образом, благодаря энергии и находчивости Р., был спасен не только "Боец", но и вся его команда. В 1846 году исполнилось 25 лет службы Рыкачева в офицерских чинах, и он 26-го ноября был пожалован орденом св. Георгия 4-ой степени. 6-го марта 1849 года Р. был произведен в капитаны 1-го ранга, за отличие по службе, и до 12-го марта 1852 года продолжал плавать в Черном море. В начале 1852 года Начальником интендантской части в Черном море был назначен контр-адмирал Н. Ф. Метлин, впоследствии адмирал и Член Государственного Совета; зная лично Рыкачева, он предложил ему перейти комиссионером Черноморского флота в Одессе. Рыкачев принял это предложение и 12-го марта 1852 г. был переименован в полковники с зачислением по Адмиралтейству. Ввиду предстоящей Крымской кампании, интендантству было много работы, а главное — ему нужны были честные, хорошие люди. Поэтому Р. пришелся как нельзя более кстати: его трудолюбие, энергия, неутомимая деятельность, неподкупная честность резко выделяли его среди других служащих интендантства, почему многие из служащих не любили его, видя в нем живой укор. Но Р. был почти один среди остальных старых служащих интендантства, которые смотрели на свою службу, как на средство наживы; поэтому, несмотря на все свои старания, ему удалось лишь очень немного сделать для улучшения интендантской части в наших Крымских портах. Комиссионером Черноморского флота в Одессе Рыкачев прослужил более 8 лет и 4-го апреля 1860 года, когда была упразднена эта должность, вышел в отставку с чином генерал-майора, прослужив более 40 лет по морскому ведомству. С этих пор, несмотря на свой преклонный возраст, он вел кочевой образ жизни, живя то в имении брата в Ярославской губернии, то в Севастополе, то в Николаеве, то в Одессе. В последние годы он страдал раком в желудке, однако, до последних дней сохранял веселый и живой характер. В. П. Рыкачев скончался 27-го июня 1875 года в имении своего брата, в сельце Николаевском, Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. Его служивцы по флоту с глубоким уважением отзывались о нем, как о человеке честном, энергичном, умном, решительном и обладавшем добрым, отзывчивым сердцем.
"Кронштадтский Вестник" 1875 г., № 91. некролог; "Общий Морской Список", ч. VIII, СПб. 1894 г., стр. 156—168.
{Половцов}