РЁРИХ (Рерих) Николай Константинович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

РЁРИХ (Рерих) Николай Константинович
27.9.1874, Петербург- 13.12.1947, Наггар, шт. Пенджаб, Индия) - художник, философ, историк, общественный деятель. Сын нотариуса К.Ф.Рериха; мать - М.В.Калашникова - из купеческой семьи. Окончив в 1893 частную петербургскую гимназию К.Мая, поступил на юридический факультет Петербургского университета (где прослушал также полный курс исторических дисциплин) и одновременно в Академию художеств, (рвоим «учителем жизни» считал А.Куинджи, испытал влияние В.Стасова и Л.Толстого. В 1900 учился в Париже у Ф.Кормона и Пюви де Шаванна. В 1901 женился на Е.Шапошниковой, которая стала, по словам Р., его «другиней, спутницей, вдохновительницей». Известность принесла Р.
удостоенная большой золотой медали Академии и приобретенная П.Третьяковым картина «Гонец. Восстал род на род» (1897) - первая в серии «Начало Руси. Славяне» (последующие: «Идолы», «Заморские гости», «Город строят», «Строят ладьи» и др.). Интерес Р. к русской старине отразили также этюды, созданные во время поездки по древним городам (1903-4). Изображал северную природу («Седая Финляндия», «За морями - земли великие»): образ природы, в которой растворены люди, доминировал и в исторических картинах Р., проникнутых мистическим пантеизмом. Проводил археологические раскопки на Северо-Западе страны, изучал фольклор и древнерусскую религиозную литературу (жития, апокрифы), откуда черпал материал для своих произведений; осваивал в духе модерна традиции иконописи и фрески. Декоративный дар и стремление к театрализации истории сблизили Р. с художниками «Мира искусства», однако он призывал не только «любить прошлое», но и «жить будущим». Особенно занимали Р. взаимосвязи национальных культур; образы его произведений несли символику общечеловеческих понятий.
Самобытность его творчества заставила говорить о «державе» Р.
{Л.Андреев), о «целом космосе», «одушевленном мудростью» (Э.Голлербах). Участвовал во многих русских ис 1905-в зарубежных выставках (Прага, Париж, Лондон, Берлин, Вена, Брюссель, Рим, Венеция, Мальме). Фантазия Р., обогащенная знанием истории, ярко проявилась в его работах для театра, в частности, для Русских сезонов С.Дятчлево в Париже и Лондоне: «Псковитянка» Н.Римского-Корсакова (1909), «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.Бородина (1908, 1914), Оригинальным постижением духа языческой Руси явились эскизы Р.
к пьесе А.Островского «Снегурочка» (постановки 1908, 1912, 1922) и либретто, костюмы, декорации к балету И.Стравинского «Весна священная» (1912, 1930). Среди других театральных работ - эскизы к спектаклям М.Метерлинка «Сестра Беатриса» и «Принцесса Малэн» (1912-14), к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда». Музыкой подсказаны и многие станковые работы Р., например, картина «Небесный бой» (1912), навеянная «Полетом валькирий» Вагнера, - на тему борьбы света и тьмы, проходящую через все творчество Р.
С 1906 Р.- директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств, в 1909 избран членом Академии художеств, в 1910 возглавил возрожденный «Мир искусства». «Великий интуитивист», по определению М.Горького, Р.
символически выразил накануне 1-й мировой войны свои тревожные предчувствия: «Пречистый град - врагам озлобление» (1911), «Град обреченный» (1914). Постепенно интересы Р. смещались в сторону культур Востока, все более влиявших на его мировоззрение и искусство.
Статья Р. «Индийский путь» (1913) обозначила главное направление его художественно-философских исканий.
Из-за болезни легких Р. жил с конца 1916 с семьей в Сердоболе (Сортавала); в 1917 этот город отошел к Финляндии. Здесь были написаны лирические пейзажи, пьесы (сохранилась одна - «Милосердие»), стихи, повесть «Пламя», картина «Карелия. Вечное ожидание». Работы этого периода Р. выставил в ноябре 1918 в Стокгольме (дополнив их картинами, оставшимися там от Балтийской выставки русских художников 1914), затем - в других скандинавских странах и осенью 1919в Лондоне, где также оформил оперу «Князь Игорь» у Дягилева и несколько русских опер в «Covent Garden». В 1920 встретился с Р.Тагором, который приветствовал давнее намерение Р. посетить Индию. К тому времени Р.
был знаком с индийской философской мыслью, с работами русских индологов, старший сын Р,, Юрий, изучал индо-иранские языки в Кембридже, Гарварде и Сорбонне, но английские власти не дали разрешения на поездку, ввиду близости Р. к индийским оппозиционным кругам, С 1920 Р. в США; выставки его работ прошли в 28 городах, читал лекции о русском искусстве и литературе, организовал в Нью-Йорке Институт объединенных искусств, в Чикаго - союз художников «Пылающее сердце» и международный культурный центр «Венец мира». Они подготовили учреждение в Нью-Йорке музея Р. (открыт в марте 1924), в котором было собрано свыше 1000 его работ, а также произведения искусства Востока и русские иконы; все это Р. передал в дар американскому народу. В США были написаны серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана» и «Санкта» («Подвижники»).
В мае 1923 Р. направился в Индию и в декабре прибыл в Бомбей.
Предпринял экспедиции в Сикким и Бутан (1924), посетил Индонезию и Цейлон (1925), приступил к созданию цикла картин «Знамена Востока» («Учителя Востока»), воссоздававших образы основоположников и проповедников различных религий - Конфуция, Будды, Магомета, Сергия, Моисея и др. Совершил с женой и сыновьями Юрием и Сергеем грандиозное путешествие через Гималаи в Центральную Азию, преодолев 25 тысяч км (1925-28; описал его в книгах-дневниках «Сердце Азии», «Алтай-Гималаи» и «Шамбала Сияющая»). В труднейших условиях были собраны ценные ботанические, археологические, геологические коллекции, приобретены произведения искусства, редкие рукописи и книги. Созданные под впечатлением увиденного картины, написанные темперой, снискали Р. славу «мастера гор», открыли посетителям музеев Гималаи и архитектуру древних горных монастырей, выразив высокий нравственный порыв художника («чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, восходит к этим вершинам», - писал Р.). В пути получил разрешение на въезд из Китая на территорию Советского Союза и в 1926 приехал в Москву: заверил Г.Чичерина (который характеризовал Р. как «полукоммуниста, полубуддиста») и А.Луначарского, что вернется в СССР. Поселившись в 1928 с семьей в окрестностях Наггара (долина Кулу), основал здесь Международный институт гималайских исследований «Урусвати» («Свет утренней звезды»), названный так в честь Е.Рерих.
Был избран членом научных учреждений Азии, Европы и Америки.
С 1929 в США и в Западной Европе началась реализация выдвинутой Р.
(впервые еще в 1914) идеи пакта об охране культурных ценностей во время войны - «пакта Рериха». Р. предложил символ такой охраны - «Знамя Мира», которое он назвал «Красным крестом культуры», но подчеркивал, что и «без грома пушек часто совершаются ...непоправимые ошибки против Культуры»; посвятил теме пакта картину «Орифламма» (1931). В 1929 выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию мира. В развернувшихся в 30-е спорах среди русских эмигрантов об отношении к Советскому Союзу в случае войны выступал за его поддержку. В 1934 снова приезжал в США, в 1934-35 совершил последнюю большую экспедицию - в Манчжурию и Северо-Западный Китай. В годы 2-й мировой войны написал картины, в которых, используя образы русской истории и мифологии, предрекал России победу над фашизмом. Всего им было создано около 5 тысяч художественных произведений. Среди большого числа литературно-философских трудов Р. - «Пути благословения» (1924), «Держава света», «Твердыня пламенная» (1932), «Врата в будущее» (1936), «Нерушимое» (1936) и др. Умер Р. вскоре после того, как были оформлены документы для возвращения на родину. Согласно его завещанию, Ю. Рерих привез значительную часть картин Р., созданных в Индии, в СССР.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

РЕРИХ (РЁРИХ) Николай Константинович
9.10(27.09). 1874 (С.-Петербург) - 13.12.1947 (Нагтар, шт. Химачал-Пралеш. Индия). Живописец, художник театра, педагог, общественный деятель и писатель. Сын петербургского нотариуса К. Ф. Рериха. Окончил частную гимназию К. И. Мая. В 1891-93 брал уроки рисования у скульптора М. О. Микешина. В 1893 поступил на юридический факультет университета и в АХ, учился у А. И. Куинджи. В 1897 получил большую золотую медаль и звание художника за картину «Гонец. Восстал род на род», которая была приобретена П. М. Третьяковым и положила начало серии работ «Начало Руси. Славяне». В 1900-01 учился в Париже в студии Ф. Кормона и у П. Пюви де Шаванна. В 1901 женился на Елене Ивановне Шапошниковой (1879— 1951), правнучке М. И. Кутузова. Занимался изучением истории и фольклора, участвовал в археологических раскопках. В 1900-10-е писал картины, посвященные славянской языческой древности, образам скандинавского эпоса, религиозным легендам и апокрифическим преданиям Древней Руси: «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902), «Славяне на Днепре» (1905), «Бой» (1906), «Небесный бой» (1912). Исполнил многочисленные зарисовки архитектурных памятников русских городов и пейзажи Русского Севера. Создал ряд монументальных росписей и мозаик для церквей и гражданских зданий, занимался декоративно-прикладным искусством. Участвовал в работе учебных мастерских прикладного искусства, организованных кн. М. К. Тенишевой в Талашкине, исполнил росписи и мозаики для храма Святого Духа во Фленове, близ Талашкина (1911-14). В 1907 впервые обратился к сценографии, приняв участие в постановках петербургского Старинного театра. В 1908 оформил постановку оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова для парижской Опера-Комик и с этого времени работал для дягилевских «Русских сезонов». Наиболее значительные театральные работы: декорации к «Половецким пляскам» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (1909, балетм. М. М. Фокин) и к опере «Псковитянка» Римского-Корсакова (1909), либретто, декорации и костюмы к балету «Весна Священная» И. Ф. Стравинского (1913, балетм. В. Ф. Нижинский). Сотрудничал с МХТ, Оперой С. И. Зимина, Свободным театром и петроградским Театром музыкальной драмы. В 1901 был назначен секретарем ОПХ. В 1906 стал директором Рисовальной школы ОПХ. Провел радикальную реформу, направленную на совершенствование системы преподавания. Был действительным членом общества «Мюссаровскне понедельники » (1900-е) и СРХ (1903-10), членом-учредителем Общества им. А. И. Куинджи (1909), членом-учредителем и председателем комитета общества «Мир искусства» (1910-13), членом совета Общества возрождения художественной Руси (1915-17), действительным членом обществ Осеннего салона в Париже (с 1906) и венского Сецессиона (с 1908). Кавалер ордена Почетного легиона (1906) и шведского ордена Полярной Звезды (1914). В 1909 получил звание академика. Участвовал во многих выставках в России: Весенних в залах АХ, «Мир искусства », СРХ, ТПХВ и др. В 1905 провел первую персональную выставку в Праге, которая затем побывала в Вене, Мюнхене, Берлине и Дюссельдорфе. В 1906 участвовал в Выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в Осеннем салоне в Париже. В 1909 показал более 40 произведений в «Салоне» С. К. Маковского в Петербурге. В том же году провел персональную выставку в Александровском дворце Царского Села; ее посетил император. Работы экспонировались на выставках в Венеции (1906, 1908, 1914), Париже (1906-09), Лондоне (1909, 1912), Брюсселе (1910) и Риме (1911, 1914). В 1914 ему был отведен отдельный зал на Международной Балтийской выставке в Мальме (Швеция). Работы приобрели Русский музей, Третьяковская галерея, Лувр, Люксембургский музей Парижа, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Римский Национальный музей. В предреволюционные годы обратился к изучению культуры и мистики Востока, индийской философской мысли, что определило главное направление его творческих исканий. Создал ряд символических картин: «Меч мужества» (1912), «Крик змия» (1913), «Град обреченный» (1914), «Прокопий Праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого» (1914). В декабре 1916 из-за болезни легких поселился с семьей в Сердоболе (ныне Сортавала, Карелия) на Ладожском озере. До января 1918 часто приезжал в Петроград по делам Рисовальной школы и для участия в Особом совещании по делам искусств. В апреле 1918 был отрезан финляндской границей. В 1918-19 жил в Выборге, провел персональные выставки в Стокгольме и Хельсинки. Осенью 1919 по приглашению музыкального деятеля Т. Бичема выехал в Лондон, оформил оперу «Князь Игорь» А. П. Бородина для Русского балета С. П. Дягилева, ряд постановок русского репертуара для театра Ковент-Гарден. В сентябре 1920 переехал в США и по предложению директора Художественного института Чикаго Р. Харше начал выставочное и лекционное турне по 28 американским городам, которое длилось три года. В 1920 организовал в Чикаго международное общество художников «Сог Ardens» («Пылающее сердце»). В 1921 основал в Нью-Йорке Институт объединенных искусств, который, по его замыслу, должен был воплотить идеи образования, применявшиеся им в Санкт-Петербурге. Позже институт был преобразован в Международный художественный центр «Corona Mundi» - «Венец мира» (существовал до 1937). В 1923 создал Музей Рериха (открыт в марте 1924 в 30-этажном здании на берегу Гудзона), в котором поместил несколько сот своих работ, а также иконы и произведения искусств Востока. Музей предоставлял помещения для выставок, театральных спектаклей и лекций; его почетными членами были А. Эйнштейн и Р. Тагор. Вместе с женой основал в США Общество Агни-Иоги, посвященное «Живой Этике» - учению, которое призвано синтезировать религиозно-философские учения разных народов и времен. В мае 1923 выехал во Францию; оттуда отправился в путешествие по Индии, посетил Сикким, Бутан, Цейлон и Индонезию. В 1925 организовал с семьей научнохудожественную экспедицию, которая преодолела 25 тысяч километров, дважды пересекла Центральную Азию, в частности, труднодоступные районы Северной Индии, Монголии, Китая и Тибета, советскую Среднюю Азию и Забайкалье. В ходе экспедиции исполнил множество пейзажей, запечатлевших Гималаи и архитектуру древних горных монастырей. Путешествие описано в его книгах «Сердце Азии», «Алтай-Гималаи» и «Шамбала Сияющая». В мае 1926 проездом посетил Москву, подарил советским музеям несколько своих произведений и намеревался устроить персональную выставку, что не осуществилось по политическим причинам. Завершив путешествие, в мае 1928 поселился с семьей в долине Кулу, в окрестностях Наггара. Организовал Международный институт гималайских исследований «Урусвати» («Свет утренней звезды»), целью которого были изучение и систематизация материалов только что завершенной экспедиции, а также и будущих исследований в области ботаники, этнографии, лингвистики, археологии и восточной медицины. В институте работал его старший сын Юрий (1902-1960), лингвист-востоковед. В 1929 стал инициатором идеи международного пакта об охране культурных ценностей во время войны - «Пакта Рериха», который был одобрен Лигой Наций и подписан правительствами ведущих западных держав (в 1950 основные положения пакта были переданы в ЮНЕСКО и легли в основу Заключительного акта Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, подписанного в Гааге в 1954). Предложил особое знамя - Знамя Мира (три красных круга, заключенных в красное кольцо, на белом фоне),- которое должно было отмечать места, находящиеся под защитой пакта. В 1934 в результате финансовой неудачи потерял юридические права на здание Музея Рериха в Нью-Йорке и хранящиеся в нем произведения искусства. В том же году посетил США и организовал в Нью-Йорке новый музей, куда передал около 300 своих картин. В 1930-х создал персональные музеи в Париже. Риге и Кулу; отдельные залы с персональной экспозицией были открыты в музеях Брюгге, Загреба, Буэнос-Айреса, Киото, в Русском культурно-историческом музее в Праге. В 1934-35 совершил последнее большое путешествие в Маньчжурию и Северный Китай. В 1920-30-е наряду с пейзажами писал аллегорические картины на темы Древней Руси и Востока, обращался к образам святых, пророков, легендарных героев и мудрецов. Многие работы этих лет пронизаны духом мистического пантеизма; «Великий дух Гималаев», «Гэсэр-Хан», «Приказ учителя», цикл «Учители Востока », посвященный основоположникам мировых религий и философских течений («Конфуций», «Кришна», «Будда», «Магомет», «Моисей», «Преподобный Сергий» и др.). В годы II мировой войны создал ряд картин, в которых использовал образы русской истории и мифологии («Ждущая», «Ангел Последний», «Святогор», «Александр Невский»). Писал стихи, пьесы, путевые заметки, философские притчи и повести. В числе главных литературно-философских трудов книги «Пути благословения» (Рига, 1924), «Держава света» (Нью-Йорк, 1931), «Твердыня пламенная» (Париж, 1932), «Врата в будущее» (1936), «Нерушимое» (Рига, 1936). Умер от заболевания сердца, осложнившегося воспалением легких. Согласно завещанию, его тело было предано огню. В 1949, благодаря усилиям Зинаиды Фосдик (в прошлом - одной из учредительниц Института объединенных искусств), в Нью-Йорке, на Манхэттене, был возрожден Музей Николая Рериха, в котором находится одно из самых больших собраний его работ. В 1960 сын Юрий передал около 400 картин отца советским музеям. В 1990 сын Святослав передал архив родителей Центру им. Н. К. Рериха в Москве. Мемориальные выставки состоялись в Москве (1958,1959,1974,1984), Ленинграде (1974) и Новосибирске (1965).

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999