РЖАННИКОВ Михаил Александрович

Найдено 1 определение
РЖАННИКОВ Михаил Александрович
род. в 1930 г., пос. Билимбай, Урал — 2004, Липецк) — художник. Рос в крестьянской семье на Урале, с 13 лет пошел работать, закончил техникум в Свердловске и был распределен на Трубный завод в Липецке, где и работал до выхода на пенсию. К живописи обратился в середине 1970-х: на спор с женой нарисовал на простыне акварельными красками пейзаж. Впоследствии занимался в Липецком клубе самодеятельных художников, овладел основами живописной техники. Начал выставляться с областной выставки 1980–1981 гг. Большинство произведений Р. посвящены природе на берегах р. Чусовой — местам его детства — и портретам близких и родственников. Эти портреты он каждый год, отправляясь в отпуск на Урал, отвозил в подарок родным, осуществляя тем самым связь между унылым городом, где жил, и своей родиной. Р. также мастер натюрмортов, в которых воплощается его представление о полноте жизни. Многие плоды, которые он изображал, были выращены на собственном огороде. Интересны охотничьи сцены, написанные по воспоминаниям или по рассказам, слышанным в детстве, и два варианта композиции «Торжество ветерана» (1994, 1998). Так же как и более ранние портреты Ленина и Сталина, эта картины выражает политическое кредо художника, верного устоям советской идеологии. Стиль советского парадного портрета усвоен им и в автопортретах и в изображении родственников, вплоть до маленькой внучки. Иногда непреднамеренно Р. создает образ своего времени, как, например, в картине «С сенокоса и охоты» (1991 г.), где по улице с кособокими деревенскими домами идут три отнюдь не идеализированных колхозника с косами наперевес (утроенный образ смерти с косой возникает у искушенного зрителя). Их сопровождает желтый пес с недобрым оскалом. А на первом плане, посреди улицы, как это часто бывает в деревнях, огороженный штакетником памятник погибшим в войну, от которого видна только клумба с высаженными в виде красной звезды на желтом фоне цветочками и лавочкой. Р. пишет кричаще яркими красками, рисунок фигур и перспектива носят у него характерные черты примитива. В его работах, даже в букетах цветов, всегда присутствует оттенок жесткости, чтобы не сказать жестокости. Даже туристы с палатками или обнаженный до пояса садовод в собственном, белым цветом охваченном саду выглядят у художника мрачными персонажами жизненной драмы. При этом в жизни он был человеком жизнерадостным, любознательным и неунывающим. Участвовал во многих областных и республиканских выставках. (К. Б.) Персональные выставки: Липецк, 1987, 1990; Галерея «Дар», Москва, 1992. Выставки: Всесоюзная выставка, Москва, 1987; «Naifs sovietiques» (Франция), 1988; «Сон золотой», 1992; ИНСИТА-94; «Наивное искусство России», Москва, 1997; «Наивное искусство в коллекции К. Богемской и А. Турчина», Выставочный зал «Ковчег», Москва, 1998; «Erste Begegnung…» (Германия), 1999; «Russische Naieven…» (Голландия),2000; «Райские яблоки», 2000; «Фестнаив-04»; Ярмарка «Арт-Манеж», Москва, 2004; «Outsider’s Art Fair», 2005. Коллекции: ГРДНТ; Музей наивного искусства, Москва; «Царицыно», Владимиро-Суздальский музей-заповедник; Художественный музей, Екатеринбург; Музей в с. Золотоножка, Украина.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010