С и м о н Тодорский

Найдено 1 определение
С и м о н Тодорский
Архиепископ Псковский и Нарвский, родился близ Киева в Малороссии 1 Сентября 1700 года; сперва обучался он в доме родительском, а с 1717 года в Киевской Академии, где окончив круг своих наук, для большего усовершенствования в оных с 25 Февраля 1727 года отправился в заграничные училища, и в разных проведши 3 года, вступил потом в Гальский университет, где и продолжал обучаться до 1738 года на содержании Преосвященного Рафаила, Митрополита Киевского. Там сверх других наук, особенно занимался он под руководством профессоров изучением догматики, екзегетики, физики и других наук, таже языков греческого, еврейского и прочих восточных, в коих и успел превосходно; а притом совершенно научился немецкому языку. Между тем с сего последнего языка перевел он на русский книгу Иоанна Арнда О Истинном христианстве, напечатанную славенскими буквами в Гале в 1735 г., на издание коей Императрица Анна Иоанновна прислала ему 600 рублей. Но книга сия в Царствование Императрицы Елизаветы Петровны была   запрещена в России по определению Св. Синода. Там же еще напечатал он и другой свой русский перевод книжки Анастасия Проповедника Наставление к истинному познанию и душеспасительному употреблению страдания и смерти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа; обе в 8 долю листа. В 1737 году, возвращаясь в Россию, он в Белграде упрошен был греческими купцами преподавать им там Закон Божий, а в следующем 1738 году 11 Июля возвратился он в Киев и определен в тамошней Академии первым учителем еврейского, греческого-филологического и немецкого классов. При сих должностях 17 мая 1740 года пострижен он в монашество и того же года 6 Июля посвящен в Иеродиакона, а 10 числа в Иеромонахи. Сверх того по воскресным дням толковал всенародно пространный Катихизис, или, по Киевскому названию, Большую Инструкцию, коею и приобрел отличное уважение от народа. Когда в 1742 году призван из Голштинии в Россию Великий Князь Петр III Феодорович для наследства Всероссийскому Престолу, то Симон избран ему в учителя Православного Закона и Имянным Указом от 31 Мая того же года вызван из Киева к находившемуся тогда в Москве двору, куда и прибыл он 15 Июля. В следующем 1743   году, 12 Сентября пожалован он в Члены Св. Синода, а 15 того же месяца посвящен в Архимандриты Костромского Ипатского Монастыря. В 1745 году, когда учреждена Костромская и Галицкая Епархия, то по Имянному Указу хиротонисан он 13 Марта первым Епископом сей Епархии, но оставлен в С.-Петербурге для присутствия в Св. Синоде. В том же году, когда прибыла в Россию избранная Великому Князю невеста, Ангальт-Цербская принцесса Екатерина Алексеевна, то Преосвящ. Симон преподавал и ей наставление в Законе Божьем. 18 Августа того же года переведен Епископом же на Псковскую Епархию, а 20 Марта 1748 года пожалован Архиепископом, оставаясь по-прежнему в С.-Петербурге. Но в 1753 году по болезням своим был уволен в Епархию и скончался в Пскове с 21 на 22 Февраля 1754 года, на 54 году от рождения; погребен под кафедральным Псковским Троицким Собором Преосвященным Сильвестром Архиепископом Санкт- Петербургским. Из сочинений его напечатаны только: 1) Историческое слово, говоренное 21 Августа 1745 г. на день бракосочетания Великого Князя Петра Феодоровича с Великою Княжною Екатериной Алексеевной, изданное тогда же   славенскими и гражданскими буквами в 4 долю листа. В сем Слове, после догматического изъяснения, изобразил он поколение Российских Государей от Царя Михаила Феодоровича и особенное Божие в них смотрение; 2) Слово, говоренное 25 Ноября 1747 г. на день восшествия на престол Императрицы Елизаветы Петровны; 3) В библиотеке Академии Наук есть еще письменное его Слово, говоренное в Санкт-Петербургской Придворной Церкви 10 Февраля 1743 г. Прочие гомилетические и филологические, особливо до восточных языков касающиеся сочинения, по смерти его, взяты были в Императорскую библиотеку. А собранную им для себя многочисленную библиотеку печатных книг сам он завещал отдать Псковскому Архиерейскому дому, из коего в 1817 г. передана вся она в Псковскую Семинарию. Драгоценнейшая часть оной состоит из редких еврейских, халдейских, сирийских и арабских книг. Многие из них собственноручно надписаны ему в подарок от Михаелиса и других гальских его сотрудников и учителей.  

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)