С в . Д и м и т р и й
С в . Д и м и т р и й
Митрополит Ростовский, родился в Декабре 1651 года близ Киева в Малороссийском городке Макарове, в котором родитель его Савва, по прозванию Туптало, был Полковым Сотником; при крещении он наречен был Даниилом; издетства воспитывался в родительском доме, а потом отдан в Киевский Училищный Богоявленский Монастырь, и там обучался иностранным языкам и Словесным наукам до Риторики; ибо тогда далее сего класса не были другие в оном училище. На 18 году возраста своего, 1668 года Июля 9, пострижен он в Монашество в Киевском же Кирилловском Монастыре и наречен Димитрием. В 1669 году Марта 25 Киевским Митрополитом Иосифом Тукальским в Каневе посвящен во Иеродиакона; а в 1675 году Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем в Густинском Монастыре, по посвящении Мая 23 в Иеромонаха, определен Проповедником при Кафедральном его Соборе, где два года исправлял сие звание с отменным успехом и похвалою. Потом, по приглашению некоторых благодетелей своих, отъехал за границу в Литву и, сперва прибывши в Виленский Святодухов православный Монастырь, по просьбе Братии, только дважды в нем проповедовал; оттуда, по приглашению от Слуцкого Духовенства, переселился в Слуцк, и пребывая там в Преображенском православном же Монастыре, целый год неутомимо трудился в проповедании Слова Божия. Слава о его проповеднических дарованиях скоро распространилась по всем Заднепровским православным Церквам. Многие Монастыри и Духовные Власти приглашали его к себе, но Слуцкое Братство, а особливо создатель Слуцкого Монастыря благочестивый гражданин Иоанн Скочкевич, просьбами своими удерживали его в Слуцке. По кончине сего Скочкевича он, почтив память его надгробным Словом, возвратился в Малороссию и избрал себе жительство в Николаевском Крупицком Монастыре, в городе Батурине, где было тогда пребывание Малороссийских Гетманов. Там он прилежно продолжал Проповедническую должность и там обратил на себя внимание как народа, так и своего Начальства, а равно и всего Духовенства. По сему многие тамошние Обители изъявляли желание иметь его и даже просили его себе в Настоятели. В 1681 году Сентября 4 посвящен он Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем в Игумена Преображенского Максаковского Монастыря; а в 1682 году Марта 1-го переведен Игуменом же в Батуринский Крупицкий Монастырь, но по прошествии 1 года и 8 месяцев он сам отказался от Настоятельства и жил в том же Монастыре уединенно. Около 1684 году призвал его к себе тогдашний Киево-Печерский Архимандрит Варлаам Ясинский с тем, чтобы поручить ему собрание, исправление и издание книг Житий Святых, или Четиих Миней, коих Малороссийская Церковь тогда еще не имела. Когда предложил он Димитрию сей труд, то оный сперва устрашил его. Ибо и прежде сие дело начинали Митрополит Киевский Петр Могила и Киево-Печерский Архимандрит Иннокентий Гизель, однакож не могли не только окончить, но ниже продолжить оного. В Малороссийских библиотеках даже не было и пособий к сему. Потому что, как говорит Варлаам Ясинский в Предисловии к первой четверти Димитриевых Четий Миней, хотя до Батыева нашествия на Киев были в тамошних Церквах на Славянском языке Жития Святых, но оные со многими другими книгами погибли, почему Малороссияне православные читали таковые жизнеописания, только собранные иноверными и притом неисправно переведенные на Польском языке. Петр Могила, достав из Афонской Горы греческие Симеона Метафраста Четии Минеи, хотел хотя их перевести и издать, но скорая последовавшая ему смерть не допустила исполнить сие намерение. По нем Киево-Печерский Архимандрит Иннокентий Гизель приступил к сему труду и в пособие себе испросил у Московского Патриарха Иоакима Великие Четии Минеи Макария Митрополита Московского на Славянском языке, собранные им из древних Прологов, Соборников и других книг. Но, как говорит Архимандрит Варлаам Ясинский, военные тогдашние беспокойства и другие прискорбия помешали и ему кончить сие дело. Ясинский с Киево-Печерскою Братиею своею наконец убедили Димитрия принять на себя сей труд, и он приступил к оному с Июня того же 1684 года. Основанием и руководством предположил он себе Метафрастовы Греческие и Славянские Макариевы Великие Четии Минеи, которые нашел он почти во всем сходными с Метафрастовыми, и сверх того в Макариевых еще жизнеописания и Российских Святых. Но он поверял обе сии книги со многими Восточными и Западными древними Историками и другими писателями, коих именную роспись показал он при первой и второй части своих Четий Миней. Вообще ж, как пишет сам в Предисловии ко второй части, он старался сокращать жизнеописания, которые находил он у Макария и других слишком распространенными. Около четырех лет трудился он над первыми тремя месяцами – Сентябрем, Октябрем и Ноябрем сих Миней, а между тем с 1686 года Гетман Мазепа и Батуринское Духовенство уговорило его паки принять Игуменское Настоятельство в Батуринском Монастыре; и там-то окончил он первую четверть своего труда. Когда книга сия рассмотрена была Киево-Печерским Архимандритом Варлаамом Ясинским и Соборными Старцами и одобрена к изданию, то Димитрий сам приехал из Батурина в Киев, где в типографии Печерского Монастыря с Января 1689 года начато печатание и в том же году поспешно кончено. Сия первая книга от Киево-Печерской Лавры посвящена Государям Царям Иоанну и Петру Алексеевичам и Царевне Софии Алексеевне. В Июле месяце Гетман, отправляясь в Москву с Малороссийскими Полковниками для представления их Двору, взял с собою и Димитрия, которого также представил Государям и Патриарху Иоакиму. В Москве пробыли они до Октября месяца и до отъезда своего сами поднесли уже окончанную печатанием первую часть Димитриевой Четьи Минеи. Патриарх Иоаким не очень доволен был тем, что она без его доклада и рассмотрения была напечатана и нашел в ней некоторые неисправности, однакож похвалил благочестивое тщание сочинителя и ободрив его к продолжению труда, благословил Иконою, а о исправлении ошибок писал в Киево-Печерскую Лавру. По возвращении в Монастырь свой Димитрий приступил с сугубою ревностию к продолжению начатого дела и построил себе для ученых своих упражнений особую от Настоятельских покоев келию, которую в Дневных своих Записках именует он Скитом. По кончине Патриарха Иоакима преемник его Адриан в 1690 году прислал ему в ободрение Похвальную Грамоту, которая и напечатана при начале второй четверти Четиих Миней. Сие одобрение придало ему новые силы, и он для успешнейшего продолжения своего труда опять отказался от Монастырского Настоятельства, оставаясь однакож в том же Монастыре в уединенной келии. К 1693 году кончил он второе отделение своего сочинения, месяцы Декабрь, Январь и Февраль и, приехав опять в Киев, с Июля того же года отдал их в типографию, но из печати вышли они уже в 1695 году при Архимандрите Мелетии. В Предисловии к сей части исправил он некоторые погрешности первой. Между тем пока сии книги печатались в 1694 году определен он Игуменом в Петропавловский Глуховский Монастырь. Там, ободрен будучи вновь полученною от Патриарха Грамотою, начал он 3-ю часть своих трудов и в продолжение оной 1697 года переведен был в Настоятели Киевского Кириловского Монастыря; спустя пять месяцев, того же года Июня 20 произведен во Архимандрита Черниговского Успенского, Елецким именуемого, Монастыря; а чрез два года и три месяца переведен в Новгородо-Северский Спасов Монастырь. Там уже кончил он третию четверть своих Миней, месяцы Март, Апрель и Май, которая напечатана в Киеве же 1700 года. В следующем 1701 году Государь Петр I повелел призвать его в Москву и во уважение трудов пожаловал его в сан Тобольского и Сибирского Митрополита, в который он и посвящен в Москве того же года Марта 23. Но поелику климат сей Епархии почитал он для слабого здоровья своего несносным, и самое отдаление туда могло бы помешать продолжению труда его, то Государь указал оставаться ему пока в Москве, а между тем открылась вакансия Ростовской и Ярославской Митрополии, на которую он в 1702 году Января 4 и определен, а в конце Февраля туда и отправился. В то время еще мало было просвещения во всем Русском народе, а потому и в Русском Духовенстве. Сие самое нашел Димитрий и в Ростове; и для того, почитая долгом своим просветить и исправить сперва Церковных Учителей своей паствы, он написал и разослал им два окружных Наставления, с изъяснением их должности в рассуждении себя и детей Духовных. Но дабы впредь приуготовить для Церкви способнейших Священнослужителей, он завел в Ростове Семинарию и, разделив ее на три класса, надзирал сам за успехами учения, а иногда, в небытность учителей, сам даже обучал их; кроме того, способнейшим ученикам толковал в свободное время Священное Писание Ветхого и Нового Завета. При всех Епаршеских подвигах и трудах он не забывал продолжать и прежний труд свой в описании Житий Святых и чрез три года пребывания своего в Ростове, кончив последнюю четверть Четиих Миней, отослал ее в Киево-Печерскую Лавру, где она и напечатана была в 1705 г. И так всего более 20 лет занимался он сим сочинением, да и после продолжал исправлять оное ко второму изданию. Между тем предлежал ему другой важный подвиг в Ростовской пастве. Там в его время было великое число раскольников, которых главные учителя, укрываясь в Брынских лесах, чрез потаенных своих проповедников повсюду рассевали мятежное против Православной Церкви учение. Сие крайне прискорбно было Димитрию и он, для утверждения паствы своей в Православии, принужден бывал часто объезжать свою Епархию; а в Ярославле и проживал для сего по нескольку времени, и хотя, как сам он говорит, в обличение раскольнических заблуждений сочинены уже были прежними Московскими Патриархами две убедительные книги, Жезл Правления и Увет Духовный, но книги сии мало были известны в Ростовской Епархии, для того что раскольники истребляли их. Посему-то решился он наконец сочинить на них свою обстоятельнейшую книгу и, написав ее под названием Розыск о раскольнической Брынской вере, разослал в списках при окружном своем Послании ко всем Духовным Властям своей паствы. Сверх всего того, не преставал он неослабно заниматься и другими Пастырскими делами; писал всегда народные Поучения, без коих редко и служивал; сочинял на разные случаи и по требованиям многие целые Трактаты, Наставления, Размышления и тому подобное; начал было собирать Библейскую Историю, под названием Летописи, но слабое и от трудов еще более расстроившееся его здоровье не позволило Ростовской пастве долго пользоваться наставлениями сего Пастыря. Он управлял ею только 7 лет без двух месяцев и скончался в Ростове 1709 года на 28 число Октября ночью, имея от рождения 58 лет. Погребение ему совершено на третий день по кончине. Но друг его Стефан Яворский, Митрополит Рязанский, прибывши в Ростов, совершил вторичное отпевание ему Ноября 25 и почтил память его надгробным Словом, а после сочинил ему и надгробную надпись. Оставшаяся многочисленная библиотека его, состоявшая из Греческих, Латинских, Польских и Славянских книг, рукописных и печатных, вся тогда ж Митрополитом Стефаном отослана в Москву и положена в Патриаршую библиотеку. Что касается до собственных Димитриевых черновых рукописей, то он сам завещал положить их вместо возглавия и подстилки под мощи свои в гробе, что и было исполнено. Из сочинений его доныне известны: 1) вышеупомянутые Четии Минеи, или Жития Святых, Греко-Российскою Церковию почитаемых, в 4-х четвертях, а в 12-месячных частях, в листе. О первом издании оных сказано выше. Второе с некоторыми поправками самого сочинителя и других напечатано в Киеве же с 1711 г. Первая часть вышла того же 1711 г., вторая 1714 г., третия 1716 г., четвертая начата 1718 г., но во время случившегося в типографии пожара почти вся сгорела и вновь напечатана. Третье издание, с новыми поправками, по препоручению Св. Синода учиненными с 1741–1751 гг. в Киево-Печерской Лавре Архимандритом оной Тимофеем Щербацким с другими учеными, а потом с 1756 г. Новогородского Хутыня Монастыря Архимандритом и Новгородской Семинарии Ректором (после бывшим Епископом Белогородским) Иоасафом Миткевичем и Александро-Невским Иеродиаконом Никодимом, – вышло в Москве 1759 г. Четвертое 1767 г. – в Москве и потом уже многократно печатались они в Москве и Киеве. С 1702 г. начато было издание их и в Могилеве (на Днепре), но там напечатана только первая четверть; 2) Алфавит Духовный, или Нравоучительные Увещания по письменном Алфавитным начинаемые в 33 главах, а на конце присовокуплено пять Богомысленных размышлений, или молитв, под именем Стихословий. Книга сия сочинена была им еще во время пребывания его в Малороссии, но напечатана уже по кончине его в Киеве 1710 и 1713 гг.; после в С.-Петербурге 1719 г. и опять в Киеве 1747, 1755, 1766 гг., а потом многократно в разных местах, все в 8 долю листа. Он также помещен и во 2-м издании его Сочинений 1805–1807 гг.; 3) Руно Орошенное, то есть сказание о чудесах от Иконы Богородичной, в Черниговском Ильинском Монастыре происходящих, к коему присовокупил он Беседы и Нравоучения. Книга сия сочинена Димитрием в бытность его в Чернигове. Архиепископ Лазарь Баранович поместил в ней несколько своих Стихотворений и издал в первый раз 1680 г. в 4 долю листа в Чернигове. После того еще напечатана она там же 1683, 1691, 1696 и 1702 гг.; 4) Рассуждение о Образе Божии и подобии в человеце, написано в 1705 г., а напечатано 1707, 1714 и 1717 гг. в 8 долю листа в Москве. Сия статья писана противу защищавших бороды, а потому-то Государь Петр I приказывал часто печатать оную; 5) Апология во утоление печали человека суща в беде, гонении и озлоблении, составленные в виде разговора между утешающим и скорбящим. Она сперва напечатана была 1700 г. в Чернигове, потом 1715 г. в Могилеве и после в Москве, при книге Христианин пришлец земный 1771 г.; наконец в собрании разных Поучительных Слов и других сочинений сего же Писателя; 6) Розыск, т.е. рассмотрение о раскольнической Брынской вере, о учении и делах их, в трех частях; в первой доказывается, что вера их неправа; во 2-й – что учение их душевредно; в 3-й – что дела их небогоугодны. В сей книге в первый раз различены все раскольнические Секты и обнаружены заблуждения каждой. Она сочинением окончена незадолго уже до смерти самого сочинителя, т.е. в 1709 г., однакож он успел разослать ее списками по Епархии. 1-е издание ее напечатано в Москве 1745 г. в лист; 2-е в Киеве 1748 г. в 8 долю листа; 3-е в Москве 1755 г. и 4-е 1762 г. там же, оба в лист, и потом многократно в Москве и Киеве. В сей же книге включена статья О брадобритии и о Образе Божии, особо в 8 долю листа прежде напечатанная; 7) Летопись, названная самим сочинителем, по скромности, Келейною, якобы для келейного своего употребления писанная, как говорит он в Предисловии, но в одном письме своем от 4 Декабря 1707 г. к Рязанскому Митрополиту Стефану Яворскому открывает он и другое, гораздо важнейшее, побуждение к сочинению ее: "Еще же и сего ради, – говорит он, – Священную Историю вкратце написать я намерен: помню, что в нашей Малороссийской стороне трудно сыскать Библию Славянскую; весьма мало где оные обретаются, и купити едва достанет кто, и редко кто из Духовного Чина ведает порядок Историй Библейных, что когда происходило. И для того хотел было, еще бы поспешил Господь вашими святыми молитвами, вкратце Библейную Историю преподать таковым для ведения книжицею не зело великою и умеренною, что бы мог всяк недорого купити, и удобно о всех, яже в Библиях, уведати Историях, каковым идут порядком". В сей Летописи, кроме Библейской Истории и свода с Историею гражданскою, помещал он много Богословских толковных на Священное Писание и Хронологических исследований, с приложением на каждый век Пасхального круга. Наипаче же любопытно там его исследование О несогласном летосчислении. Сия статья особо сочинена им еще в 1705 г., как видно из особого списка ее, находящегося в Патриаршей библиотеке, в коем сверх того присовокуплено его же исследование О летах перваго Вселенскаго Собора. Вообще Летопись сия была бы единственною для Библейской Истории в Церковной нашей Словесности, если бы она вся была кончена, но, к сожалению, сочинитель успел ее довести только до 3600 года от сотворения Мира. В 1-й раз издана она в Москве 1784 г. в 8 долю листа, но без Пасхальных таблиц; потом с оными таблицами, однакож только в 1 томе и с приложением Жития и Завещания сочинителева, и с азбучною на всю книгу росписью, напечатана в С.-Петербурге 1796 г. в 2-х частях; после в 3-й раз также в Москве 1800 г.; наконец вошла она и во 2-е издание собрания его Сочинений 1805–1807 гг.; 8) Диариуш или Дневные Записки. Они написаны на Польско-Русском языке, который в Киеве у народа и у Малороссийских ученых был тогда в общественном употреблении. Н.Н.Бантыш-Каменский перевел их на нынешний Русский язык. Перевод сей Новиковым сперва напечатан в Древней Российской Вивлиофике, потом особо 1781 г., и помещен при Летописи во всех 3 изданиях оной, а также в 1-й части Собрания Сочинений его. Но в собрании сем надлежало бы напечатать подлинник; 9) Эпистоляр, или Записки Письмам, припечатан во всех вышеупомянутых изданиях Дневных Записок его. Два письма его, доселе неизданные, напечатаны в Вестнике Европы 1826 г., No 8; еще 32 Письма его к Феологу, большею частию по предмету сочинения Четиих Миней, находятся между рукописями библиотеки покойного Канцлера Графа Н.П.Румянцова; 10) Каталог Киевских Митрополитов, с кратким летописанием. Василий Григорьевич Рубан издал его в Московском Любопытном Месяцослове на 1776 г. (от стр. 57) и пополнил ссылками на Селлиеву Российскую Иерархию и на другие книги, также присовокуплением биографий Киевских Митрополитов XVIII века; 11) Собрание разных Поучительных Слов и других сочинений, на 6 частей разделенное, 1-е издание напечатано 1786 г. в Московской Синодальной Типографии в 4 долю листа Славянскими буквами; 2-е, 1805–1807 гг., там же и в Киеве 1825 г., – но в сем собрании весьма многих Поучений недостает, судя по тому, что он был Проповедником 2 года в Чернигове, несколько времени в Вильне, более года в Слуцке, а наконец в Батурине до Игуменства и после того более всего занимался проповедованием; а в Епархии своей редко служивал без поучения народа, однакож всех оных Поучений (в числе коих иные говорены и в Москве, в присутствии Царских Особ), считая и с надгробными Словами, издано в сем собрании только 91 – а говоренных в Малороссии только пять между ними. В 1 томе, сверх Поучений, приложены две Приветственные Речи, 12 разных Богомысленных Рассуждений; в 6 томе таковых же рассуждений 5; а сверх того два Поучения Иереям, 6 Богословских Трактатов и проч. Из сего последнего тома Апология, как выше упомянуто, издана была еще прежде; а Исповедание грехов к Богу и Исповедание грехов Генеральное напечатаны были особо в Москве 1785 г. Тут же приложен и его перевод Послания Святого Хрисогона к Анастасии. Есть еще под его именем особо напечатанная Молитва Исповедания к Богу от человека полагающего спасению начало, но она помещена и в Собрании. О Поучениях Св. Димитрия вообще можно заметить, что в них соединены умные обороты мыслей с трогательным красноречием, и Гомилетическое искусство было главным даром в сем Авторе. Издание 2-е сих сочинений разделено на 4 части, и в 4-й из них напечатана Летопись его; но без всякой причины в ней же напечатан Синопсис Иннокентия Гизеля. 3-е издание со 2-го напечатано также в 4 частях в Москве 1818 г. в 4 долю листа; 12) 1804 г. напечатано еще там же небольшое собрание его трудов под названием Остальные Сочинения Св. Димитрия. В сем собрании помещено его Зерцало Православного Исповедания (напечатанное потом 1805 и 1807 гг. особо в С.-Петербурге с разными из ставленического Платонова Катихизиса прибавлениями из Св. Писания, Кормчей Книги и проч. в наставление Священству; а в конце одно Преосв. Мефодия Смирнова Поучение на освящение Храма); Краткое Христианское Нравоучение; пять Поучений; Изречение суда от неверных Иудеев на Иисуса Назорея; дванадесять статей уверительных о пресуществлении Евхаристии и, наконец, несколько Писем и приветственных Речей. Но много еще остается неизданных его сочинений, как-то: 13) Многие Поучения его, коих, сверх напечатанных, до 30 находится и в библиотеке Новгородского Софийского Собора между рукописями; 14) В его Алфавите Духовном (Ч. I, гл. 2, параграф 10) упоминает сам он о своей книге Седмодневнике и говорит: "Хотя кто удобнее прийти в познание твари, в познание себе, таже и Господа, да чтет наичастее книжицу нареченную Седмодневник, в нем же о сем пространнее написахом". Но о сей книге ничего более не известно; 15) Служба девяти Мученикам Кизическим, сочиненная в 1694 г. и на память о страдании их Слово от Св. Евангелия с толкованием. Книга сия находится в Московской Патриаршей библиотеке между рукописями; 16) Летопись, или лучше сказать, Сборный Хронограф о начале Славенского народа, смешанный с посторонними Историями, находится между рукописями Александро- Невской Академии. При сем Хронографе с начала приложен и Каталог Митрополитов Киевских, изданный Г. Рубаном, как выше упомянуто (в No 10). Конечно, вместо сей книги издатель Димитриевых сочинений (1805–1807 гг.) напечатал в числе его творений и Гизелев Синопсис; 17) Летописание краткое, или лучше можно назвать Синхронические Таблицы, показывающие (современных между собою) Константинопольских Царей и Патриархов Православных и Еретиков, и о Благочестивейших Царях и Святейших Патриарсех Всероссийских, собрано от многих Летописцев, скорого ради приобретения и ведения. Книга сия находится между рукописями Александро-Невской Академии. Издатель Древнего и Нового Исторического Феатрона, напечатанного 1814 г. в С.Петербурге, все расположение своей книги заимствовал из сей, и только распространил и дополнил оную; 18) Каталог, или Летописание бытности Архиереев Российских, где могло о которых изобрестися в писании и явно в книгах Летописцев Российских и Каталогов и Синопсиса Киевских и Помянников, и из житий Святых и Прологов и из иных разных, по летам бытности их, от сотворения Света и от Рождества Иисуса Христа Спасителя Мира. Многие списки сей книги находятся в библиотеках Патриаршей, Новгородской Софийской, при Святейшем Синоде и других Духовных. В некоторых списках есть и продолжение Архиереев Российских XVIII века, прибавленное уже другими по кончине Св. Димитрия. Сей Каталог известен более под именем Московского. Некоторые однакож, замечая неискусный слог сочинения сего, приписывают оное не Димитрию. К сей книге приобщается в иных списках и краткая Летопись о построении древних в разных городах в России Церквей, о явлении Угодников Божиих и проч.; 19) Драма Рождество Христово; 20) Аллегорическая Драма Грешник кающийся; 21) Драма Успенская; 22) Драма Димитриевская, 23) Драма Есфирь и Агасфер; 24) Воскресение Христово. – Все сии Драмы в стихах с рифмами сочинены по силлабическому размеру. Св. Димитрий писал оные еще в Малороссии, где Драматические представления в его время были в частом употреблении и в уважении как у Духовных, так и у светских; но потом они играны были у него и в Ростове. Драма Есфирь и Агасфер однажды в Великий Пост представлена была и на Придворном Театре при Императрице Елизавете Петровне. В прочих его Драмах для представления Иисуса Христа и Богородицы вместо действующих лиц всегда выставлялись только Иконы. Списки некоторых из сих Драм есть в Патриаршей библиотеке, а иные в Ростове; 25) многие Духовные Псалмы и Канты стихами, известные везде в России, как-то: Иисусе мой прелюбезный; Надежду мою в Бозе полагаю; Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радосте, и другие Духовные же стихотворения (из коих некоторые и напечатаны). Имя сего Пастыря славилось не одними заслугами в Церковной нашей Словесности, но при том еще Христианскими высокими добродетелями. Кроме всеобщего попечения о Пастве своей, кроме многих личных его редких добрых качеств, он особенно сострадателен был к больным, нищим, сирым и беззащитным и на них употреблял все избытки своего имения. Посему-то после его, кроме библиотеки, ничего из имения не осталось. Сам он, еще за два года до кончины своей, Духовным Завещанием предуведомил всех, чтобы никто по смерти его имения не искал, потому что, кроме книг, он ничего не собирал, и иждивал на Монастырские потребы и на людей нуждающихся, и даже не оставляет ничего ни на погребение, ни на поминовение себя. Сие Духовное Завещание его, по повелению Государя Петра Великого, напечатано было в Москве 1717 г., а потом приложено при двух последних изданиях его Келейной Летописи и при Собрании его Сочинений. В 1752 году Сентября 21 его Мощи обретены нетленны, и по освидетельствовании оных Св. Синод Манифестом 1757 года Апреля 22 признал его в числе Святых Угодников Божиих, и повелено было Арсению Митрополиту Ростовскому сочинить жизнеописание и Службу ему. На устроенной тогда для положения Мощей его серебряной раке вырезана сочиненная Ломоносовым следующая надпись: ВСЕМОГУЩИЙ И НЕПОСТИЖИМЫЙ БОГ Чудными искони делами, явил Святую Свою и великолепную славу и во дни наши, В Благословенное Государствование Благочестивейшия, Самодержавнейшия, Великия Государыни ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, Самодержицы Всероссийской, новыми чудотворениями в России просиявшего, здесь почивающего Святого Мужа, Преосвященного МИТРОПОЛИТА ДИМИТРИЯ Ростовского и Ярославского, Отдавшего Божия Богови: Верою, кротостию, воздержанием, учением, трудолюбием, Кесарево Кесаревы: Ревностию и терпением, поборствуя ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ против суемудрого раскола. В Богоспасаемом граде Киеве родился сей житель небесного Иерусалима около 1671 года7 Ангельский образ принял 18-ти лет, На Святительский Престол в о з в е д е н Января 4 дня 1702 года, Пас Церковь Божию 7 лет, 9 месяцев, 26 дней, жил 388 лет, В вечный покой преселился 1709 года. Написав жития Святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, Апреля 9 дня. "О вы! что Божество в пределах чтите тесных, Подобие Его мня быть в частях телесных! Вперите в мысль, чему Святитель сей учил, Что ныне вам гласит от лика горних сил: На милость Вышняго, на истину склонитесь, И к матери своей вы Церкви примиритесь". Подробнейшее описание жизни сего Пастыря напечатано при двух последних изданиях его Келейной Летописи и Собрания Сочинений, а особо в С.-Петербурге 1796 г. с приложением краткого Истолкования Греко-Восточныя Православныя Христианския Веры, сим Писателем сочиненного. Штелин в своих "Анекдотах О Петре Великом", основываясь на простонародной некоторой сказке, о рождении и воспитании сего Государя говорит, будто бы Св. Димитрий и Симеон Полоцкий были Звездочетцы и, живши в Москве при рождении Императора Петра I в 1672 году, делали ороскопические предсказания. Сия пустая баснь опровергается самою хронологиею жизни Св. Димитрия, который во время рождения сего Государя был еще в Киеве и не более 21 года имел от роду. Основание сей басни взято с того, что по кончине Св. Димитрия, как сказано в помянутой тетрадке, найдено между бумагами его подобное Полотскому предсказательное гадание. Но сия записка могла быть список той же народной басни.