Сабантуй

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

САБАНТУЙ

(тюрк.- праздник плуга), праздник окончания сева у народов Поволжья.

Источник: Словарь этнографических терминов

Сабантуй
праздник у крымских, казанских и других татар и башкир после окончания весенних полевых работ.

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999

САБАНТУЙ
от тюркских «плуг» и «туй» — праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. В широком значении — складчина, пирушка.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Сабантуй
ежегодный праздник тюркоязычных народов, посвященный нач. земледельческих работ, в XIX в. он устраивался до посевных работ. По сведениям С.И.Руденко, его справляли непосредственно после весеннего обряда "каргатуй" или в период между пашней и покосами. В день праздника с восходом солнца дети, вооружившись длинным шестом, предназначенным для навешивания подарков, следуя от одного дома к др., часто непременно бегом, собирали хебэ - полотенца, платки, куски ткани и др. Значительное место на празднике занимали конные скачки (бэйге), обычно вокруг небольшого холма. Езда на конях, имитирующая ход солнца по небу, должна была способствовать быстрейшему росту и созреванию хлебов. Определенная роль отводилась самой молодой замужней женщине (она вручала подарки победителям и т.д.), в осн. этой традиции лежит вера в магическую взаимосвязь женской природы и плодородия земли. Чем веселее пройдут торжества, тем счастливее будет весь предстоящий г. Весь цикл празднеств насыщен действиями сакрального характера, направленными на обеспечение обильного урожая. С той же целью совершаются обществ. моления в день праздника. Аналогичные празднества приравнивались к брачным торжествам: проведение первой борозды являлось актом оплодотворения земли семенами, где плугу отводилась роль фаллоса. В этом отношении любопытно название сабантуй, переводимое не только как "праздник плуга", но и как "свадьба". Истинное значение обрядовых действий утрачено, и С. превратился в популярный праздник.    Лит.: Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955; Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. Ч. 2; Лепехин И.И. Записки путешествия академика Лепехина. СПб., 1822. Т.4; Худяков М.Г. Культ коня в Прикамье // Известия ГАИМК. М., 1933. Вып. 100; Янгузин Р.З. Дореволюционные земледельческие обряды башкир // Фольклор народов РСФСР. Межвузовский научный сборник. Уфа, 1980.    Сулейманова Р.М.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Башкирский праздник сабантуй в трудах ученых и исследователей

Синицкая Олеся Андреевна
Рассмотрен башкирский праздник сабантуй глазами ученых и исследователей XVIIIXXI вв. Отмечаются особенности описания сабантуя и составляющих его игр, развлечений, скачек, борьбы курэш.
Читать PDF
0.00 байт

Башкирский праздник сабантуй в трудах ученых и исследователей

Синицкая Олеся Андреевна
Рассмотрен башкирский праздник сабантуй глазами ученых и исследователей XVIIIXXI вв. Отмечаются особенности описания сабантуя и составляющих его игр, развлечений, скачек, борьбы курэш.
Читать PDF
0.00 байт

Акатуй и сабантуй как земледельческие календарные праздники

Каримова О. Н., Бахор Т. А.
В статье выявляется мифологическая основа чувашского Акатуя и татарского Сабантуя, определяется роль отдельных компонентов этих народных праздников.
Читать PDF
0.00 байт

Народный праздник Сабантуй как элемент интеграции культур в полиэтничном регионе (по материалам печа

Нурутдинова Аида Наильевна
В статье приводятся результаты анализа дискурса печатных СМИ Татарстана о народном празднике Сабантуй. Выявлены и описаны основные образы праздника, главных действующих лиц, общее и особенное в освещении темы.