САБАШНИКОВА Маргарита Васильевна
САБАШНИКОВА Маргарита Васильевна
31.01. 1882 (Москва) - 2.11.1973 (Штутгарт, ФРГ). Живописец и поэт. Дочь богатого купца из Кяхты Василия Михайловича Сабашникова, двоюродного брата книгоиздателей М. В. и С. В. Сабашниковых. Детство провела в Москве. В 1892-95 путешествовала с родителями по Европе. Позже изучала естественные науки на курсах при Московском университете. В конце 1890-х приехала в Петербург и поступила в Рисовальную школу кн. М. К. Тенишевой, занималась у И. Е. Репина. Посещала московские мастерские К. А. Коровина и В. А. Серова. В 1904-05 жила в Париже, училась в академии Ф. Коларосси и у художника Люсьена Симона. Входила в русский художественный кружок «Монпарнас». В 1906 участвовала в выставке «Мир искусства» в Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне (картина «Убийство царевича Дмитрия в Угличе», портреты родных). Во Франции познакомилась с поэтом Максимилианом Волошиным и стала его женой (брак распался в 1907). Вернувшись в Россию, поселилась с мужем в Петербурге, в знаменитой «башне» Вячеслава Иванова на Таврической улице. Занималась в располагавшейся в том же здании художественной школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского. Была дружна со многими поэтами и художниками. Исполнила живописные и графические портреты М. А. Волошина, В. И. Иванова, М. А. Кузмина, К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Андрея Белого, А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. Рисовала для журналов. Участвовала в выставке «Современный русский женский портрет» в редакции журнала «Аполлон» (СПб., 1910). Опубликовала стихи в сборнике «Цветник Ор» (СПб., 1907) и в «Антологии „Мусагет”» (М., 1911), написала книгу о Серафиме Саровском (М., 1913). После 1908 жила за границей. Стала ближайшей ученицей и помощницей основоположника антропософии Рудольфа Штайнера. Под его влиянием создавала картины религиозно-мистического содержания: триптих «Три жертвы» (1912) и др. Участвовала в художественном оформлении здания антропософского центра «Гетеанум», построенного под руководством Штайнера в Дорнахе, под Базелем. В начале 1917 вернулась в Москву. После революции служила секретарем в отделе живописи Пролеткульта и театральном отделе Наркомпроса. Участвовала в работе Московского антропософского общества. Перенесла голод и сыпной тиф. В 1922 под предлогом болезни легких выехала за границу и поселилась в Германии. Продолжала заниматься живописью. Расписала ряд иконостасов в храмах религиозного движения «Die Christengemeinschaft» («Собор христиан»). Написала мемуары.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999