сад

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

сад
4Ц 19.23; Ис 37.24)-см. Кармил,в.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

САД
разбитый под сад участок земли неподалеку от Дипилонских ворот, гл. ворот Афин (на С.-З.), находивш., скорее всего, внутри городских стен. В 306 до н.э. поселивш. в Афинах Эпикур купил эту землю и использовал для проведения занятий с учениками. В переносном смысле «С.» — именов. эпикурейской философской школы.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Сад
разбитый под сад участок земли неподалеку от Дипилонских ворот, гл. ворот Афин (на С.-З.), находившийся, скорее всего, внутри городских стен. В 306 до н. э. поселившийся в Афинах Эпикур купил эту землю и использовал для проведения занятий с учениками. В переносном смысле «С». — именование эпикурейской философской школы.

Источник: Словарь античности. 1989

САД
Чис 24:6). Сады у Евреев несомненно были просты и мало возделаны. Указания на них делаются кроме вышеуказанной цитаты, в Иов 8:16, в 3Цар 21:2 в кн. Песн 4:4-12 и в Ек 2:5. Сады главным образом были предназначены для разведения плодовых и тенистых деревьев, равно как и ароматических растений и трав. В Свящ. Писании указывается также на сады с розовыми и оливковыми растениями. Водные резервуары, в форме ли то фонтана, колодца или ручья, протекающего через сады, считались необходимою принадлежностью садов. Об садах в окрестностях Дамаска говорится, что они орошались маленькими потоками протекающими во всех частях оных. Прекрасные указания на это содержатся в Прит 21:1 и у Ис 58:11. В Свящ. Писании упоминается еще о саде Гефсиманском, в котором Господь часто бывал с учениками Своими, и где Он пред Своими страданиями молился до кровавого пота (Мф 26:35 и др.). Хорошо орошенный сад и сад безводный служат символами благословения и проклятия Божия. Сады в Персии в настоящее время содержатся очень хорошо и обрабатываются с большим тщанием. В Палестине иногда они служили местом погребения (Ин 19:41), равно как и местами отправления религиозных обрядов и молитв (Ис 1:29). Их часто ограждали забором, или решеткою. Среди их ставилась иногда сторожка, довольно обширная, чтобы защитить сторожа от бури и от жара. Этот обычай вполне объясняет слова Ис 1:8. Подобные сторожки нередко видятся и ныне в Египте среди обширных полей, огородов, садов. В древнее время Иерусалим, весь окруженный садами, представлял собою как бы один прекраснейший сад; но не то, к сожалению, там в настоящее время. Правда, садоводством и разведением растений занимаются в Палестине и ныне оседлые жители, и несмотря на беспечность жителей и теперь еще многие места удивляют красотою своих садов и своею растительностью, но в общем всюду видны следы упадка и разрушения и земля ждет своего возрождения.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

САД
   • Hortus,
         ??????. Уже Гомер упоминает С. Алкиноя на острове Схерии и сады Лаерта на острове Итаке, насаженные разными плодоносными деревьями. Греки сравнительно мало обращали внимания на садоводство, потому что у них почти не было домашней семейной жизни (ср. Domus, Дом, 3 в конце). Персидские сатрапы (Кир Младший любил это) устраивали для себя сады и парки (??????????) из лесных деревьев. В древнейшие времена славились висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Римляне разумели под словом hortus, в единственном числе, обыкновенно огород, все равно, находился ли он при жилом доме в городе, или за городом, или в деревне (villa), которая на старинном языке (Plin. 19, 4, 19) сама носила это название. Обрабатывавший такой сад огородник назывался holitor (Horat. ер. 1, 18, 36), часто и vilicus, потому что он (раб) имел вместе с тем надзор за садовым производством, (Juv. 3, 228. Sen. ер. 12); hortulanus, напротив того, — позднейшее название. Слово horti или hortuli во множественном числе обозначает парк или С. для гулянья. Причина этого обозначения лежит в желании выразить разнообразие как отдельных гряд, так и различных частей С., имеющих каждая свое особенное назначение, напр., pomaria, rosaria, topiaria, viridaria, platanones, murteta и т. д. Подобные сады находились большей частью при виллах (поэтому смешиваются выражения horti, hortuli и villa, Cic. off. 3, 14), см. Plin. ep. 5, 6. Ученый садовник, к обязанностям которого принадлежало покрывать террасы всякого рода вьющимися растениями, напр., плющом, борщевиком (акантом), прыщенцом (непогибом), и искусно обрезать деревья в разные формы, назывался topiarius (Cic. parad. 5, 2. Cic. ad Qu. fr. 3, 1, 2). Понятно, что большие парки преимущественно называются horti. К числу самых известных принадлежали: парк Гортензия в его поместье Laurentinum, состоявший из рощи в 12,5 десятины, в которой содержалась разного рода дичь (Columella 3, 13); далее большой С. Лукулла, разведенный им в Риме на горе Pincius (названном collis hortorum). Впоследствии этот сад перешел во владение императорской фамилии. Tac. ann. 11, 1. 32. 37. Plut. Lucull. 37. 39. 81. Лукулл, кажется, перенес в Рим восточный вкус в устройстве садов. Его примеру последовал Помпей; его пространные сады (на северо-западе от Лукуллова С.) были затем куплены М. Антонием (Plut. Pomp. 42. 44), у которого был еще и другой С. возле С. Цезаря (Dio Cass. 47, 40). Сады Цезаря лежали за рекой Тибром (Horat. Sat. 1, 9, 18). В них на время поместились Клеопатра и ее муж, что возбудило негодование патриотов (Cic. ad Att. 15, 15. Dio Cass. 43, 27), а Цезарь завещанием отказал эти сады народу (Suet. Caes. 83. Tac. ann. 2, 41); Август употребил часть их для постройки навмахии, желая дать любопытному народу зрелище морского сражения. В долине, отделяющей гору Quirinalis от горы Pincius, находились великолепные horti Sallustiani, перешедшие от племянника историка Саллюстия во владение императорской фамилии (Tac. ann. 13, 47). Также на горе Esquilinus Меценат развел парк; из находящегося в нем замка (turris Maecenatiana) представлялся далекий и прекрасный вид. После смерти владельца и этот С. перешел во владение императоров (Tac. ann. 15, 39. Suet. Nero. 31). Особенной известностью во времена императоров пользовались horti Gai, названные впоследствии horti Gai et Neronis, находившиеся в Ватиканской долине. Гай Калигула получил их в наследство от матери своей Агриппины и устроил там небольшой цирк, украшенный египетским обелиском (третьим в Риме) (Plin. 36, 11, 15). Когда Калигула был убит, парк перешел к императору Клавдию и от него через посредство младшей Агриппины к ее сыну Нерону, который открыл эти прелестные С. народу, оставляя их, однако, в частном владении императорской фамилии (Tac. ann. 15, 44). К этим С. примыкали вверх по течению реки С. Домиции, тетки Нерона, который получил их после ее смерти. Это было любимое место императора Адриана, построившего здесь названный по его имени мавзолей, который, однако, окончен был лишь Антонином Пием. О внутреннем устройстве всех этих великолепных С., исключая разве обе дачи Плиния (ер. 2, 18 и 5, 6), мы не имеем подробных известий. Вообще только можно сказать, что С., разводившиеся непосредственно при городе, принадлежали богачам, которые, смотря по своему вкусу, любили или искусственную, или изящную природу. Домашних садов в собственном смысле почти не было у римлян, если не считать старинное время. Этот недостаток был менее чувствителен, так как внутри дома было два помещения, похожие на сады, а именно cavaedium, находившееся позади атриума, и примыкавшее к нему peristylium, в виде продолговатого четырехугольника. В первом находилось viridarium, терновая гряда, окруженная свежей зеленью, среди которой стоял водоем; старое дерево, соединенное с преданиями семейства, большею частью лавровое (laurus), осеняло это уютное место, которое, смотря по местным обстоятельствам, было украшено живыми цветами. В более просторном перистилие, окруженном рядом колонн, было уже нечто похожее на настоящий С. В середине бил фонтан, розы распространяли свое благоухание, тенистые миртовые кусты колыхались на ветру, который шумел в высоких вершинах платанов, пиний и лотосовых деревьев. Это прохладное местечко было святилищем семенной жизни. И между тем как эксцентрический вкус римских вельмож устраивал сады с деревьями и цветами даже на крышах (solaria Sen. ер. 122), бедняк любовался своим С., устроенным на подоконнике, где он разводил садовый салат, петрушку, руту, укроп и иногда некоторые цветы. Если простые граждане в Риме должны были отказывать себе в наслаждении природой, то жители провинции в этом отношении были счастливее. Доказательством служат раскопки в Помпеях, где внутри домов и вокруг них были разбиты С. в симметрических формах вроде французского вкуса. Гряды и рабаты обыкновенно окружались буксом. Цветы, которые преимущественно разводились в С., едва ли различались от нынешних пород. Преимущество перед всеми отдавалось розе, которую растили и зимой и привозили из Египта и Нового Карфагена. Зимой растения сохранялись в крытых стеклом оранжереях (Mart. 8, 14). На столе богачей и зимой не было недостатка в винограде, а садовники Тиберия имели круглый год наготове огурцы и дыни. Список цветов и овощей находится у Колумеллы (10 книга de cultu hortorum) и у него же садовый и хозяйственный календарь (11, 3).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

«САД»
театр-студия (г. Похвистнево Самарской обл.). Коллектив театра начал складываться в сезоне 1993/94 г. Его создавали режиссеры — супруги Алексей Серафимович (род. в 1954 г.) и Наталья Владимировна Якиманские, приехавшие в Похвистнево по приглашению администрации города. Своеобразие зарождения этого театра, его статуса и деятельности — прямое свидетельство изменений, происходивших в формах и условиях функционирования зрелищных предприятий в новой России. Театр, труппа которого состояла из актеров-любителей, изначально формировался не как коллектив городского ДК, где он был прописан, а как муниципальное, самостоятельное учреждение, непосредственно финансируемое из городского бюджета, чего ранее — в советские времена — не могло быть по определению. И что важно подчеркнуть — цели, направление развития нового театра определялись не приказом, не постановлением, а договором, подписанным главой администрации В.М. Филипенко и А.С. Якиманским. Последний брал на себя обязательство создать самодеятельный театр-студию, выпускать ежегодно по два спектакля, «обеспечить высокий уровень репертуара и исполнительского мастерства». Руководство города, в свою очередь, обеспечивало семью Якиманских (супруги и двое детей) необходимыми средствами для жизни (зарплата, квартира, дача, гараж), предоставляло место работы в городском ДК с условием, что в ближайшие годы к нему будет сделана специальная пристройка для полноценного функционирования театра. Глава города и худ. руков. выступали как партнеры, соучредители общего предприятия. До приезда в Похвистнево Якиманские имели солидный опыт руководства любительскими коллективами и, главное, непреодолимую любовь к театру, заставившую бросить первоначальные профессии. Якиманский в 1977 г. окончил Авиационный институт в родной Самаре (Куйбышеве) и уехал в Магадан. (Романтика и желание начать самостоятельную жизнь вдали от родителей.) Здесь параллельно с работой в местном аэропорту он начал руководить театральным коллективом, сначала детским, потом взрослым. Вскоре он оставил должность инженера и целиком переключился на театр. Здесь, в Магадане, он познакомился со своей будущей женой, которая работала методистом в Доме народного творчества после окончания музыкального училища. В 1981 г. супруги переехали в пос. Синегорье Магаданской обл., где им предоставили квартиру, и организовали театральный коллектив, которому в 1984 г. было присвоено звание «народный». Оба закончили режиссерское отделение Хабаровского государственного института культуры. В начале 1990-х Якиманские приехали в Самару и осели в Похвистневе: Алексей Серафимович в качестве художественного руководителя театра, Наталья Владимировна — как художник-постановщик и руководитель детско-юношеской студии.В марте 1994 г. состоялась премьера первого спектакля — «Дикари, что вы устроили в моей квартире?!» (по пьесе К. Манье «Сниму квартиру в Париже»), который играли в большом зале ДК. Следующая премьера («Квартира Коломбины», февраль 1995 г.) прошла уже в собственном камерном театральном зале. Спектакль, составленный из трех одноактных пьес Л. Петрушевской («Любовь», «Квартира Коломбины», «Анданте»), и камерный зал создавались одновременно. Помещение бывшей профсоюзной библиотеки ДК превратилось в сцену и зрительный зал. Со стороны сцены к ним присоединили еще одну комнату, которая стала общей артистической. Из Ставрополья контейнером приехали театральные кресла, из Москвы — осветительная аппаратура. Стол для звукооператора, гримировальные столики с зеркалами, шкафы для реквизита изготовил по особому заказу Похвистневский мебельный комбинат. Так внутри типового и типично советского ДК (построен в 1955 г. по образцу сталинской архитектурной «классики» с памятником Ленину перед фасадом), в центре культурно-просветительной работы с присущим набором помещений и функций, возникло театральное пространство — уютный зрительный зал на 30–40 мест, артистическая, арт-клуб, который во время спектаклей служил фойе и буфетом. На вопрос, почему театр получил такое название — «Сад», Якиманский так ответил корреспонденту местной газеты: «Мы знаем сад как место, где можно полюбоваться цветением и вкусить плоды с его дерев. Но мы знаем и то, что здесь — в саду — нужно много работать. И только тогда он начнет плодоносить. Поэтому мы и провели параллель между театром и садом». К 1997 г. в городе действовал театр, отвечавший всем обязательствам, взятым на себя его создателями. За прошедшие годы было выпущено 12 спектаклей и композиций. Театр успешно выступил в Самаре, показав три спектакля на профессиональных площадках. В Большом зале Театра драмы им. Горького был сыгран «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, на экспериментальной сцене — трагикомедия Э. Радзинского «Убьем мужчину?». На сцене Дома актера показали «Ретро» А. Галина. Рецензенты областных газет писали о талантливости и профессионализме труппы и режиссуры, своеобразном творческом почерке театра. Знаком признания коллектива самарскими профессионалами явилось выступление на сцене похвистневского театра в спектакле «Ретро» знаменитой актрисы академического театра драмы, народной артистки СССР, лауреата Госпремии и театральной премии «Золотая маска» В. Ершовой. Однако при всей значимости этого акта, ценности фестивальных дипломов и призов, серьезности реакции театральной Самары на выступление «Сада», самым убедительным и важным показателем успеха похвистневского театра являлись его регулярные выступления в родном городе, популярность спектаклей у местной публики, ее отношение к театру как к своему «культурному достоянию». Пятилетие театр отмечал не просто юбилейным вечером с отрывками из спектаклей разных лет, как это чаще всего бывает в любительских коллективах, — с 8 по 29 сентября 1998 г. он сыграл на своей сцене 15 спектаклей. Афиша юбилейного показа включала семь названий: «Мудрец» А. Островского, «Оркестр» Г. Фуасси и Ж. Ануя, «Скамейка» А. Гельмана, «Квартира Коломбины» Л. Петрушевской, «Ретро» А. Галина, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Убьем мужчину?» Э. Радзинского. Спектакли первых лет не просто «вспомнили» к юбилею. Они не сходили со сцены. «Квартиру Коломбины» играли до 2000 г., показав 56 раз. «Скамейку» сыг-рали 42 раза (последний — в феврале 2001 г.), «Тартюф» — 45, «Убьем мужчину?» — 22, «Ретро» — 63 (перестали играть в 2002 г. — скончался один из основных исполнителей, А.И. Чижиков). В театре «Сад» привлекает не какая-то особая, выдающаяся новизна, оригинальность спектаклей. Привлекает пространственная соразмерность, смысловая соотнесенность репертуара, стилистики игры (всего «дела») и общего уклада жизни, ментальности обитателей небольшого провинциального городка. Обаяние естественности, сознательной приверженности традиционным формам игрового взаимодействия актеров между собой, театра в целом и публики. Якиманский с величайшим уважением относится к произведениям, которые берет к постановке. Он здраво, с уважением относится к своим актерам. Хорошо зная возможности каждого, он к каждому подходит по-особому. Принимая во внимание неспособность некоторых актеров к психофизическому перевоплощению, использует их природное соответствие роли, личностное своеобразие. Так, «Самарские известия» писали о спектакле «Ретро»: «…совпадение персонажей и исполнителей по типажному и личностному признаку просто поражает. Даже иногда кажется, что драматург Галин “списывал” своих героев с этих похвистневских “чудаков”. В первую очередь это касается представителей старшего поколения А. Чижикова (Чмутин), Г. Гладышевой (Роза Александровна), Л. Ельшиной (Нина Ивановна), Н. Шептяковой (Диана Владимировна)». В спектакле «Прошлым летом в Чулимске» по А. Вампилову так же естественно жили Н.П. Мельникова — Хороших, В.Ф. Ерилин — Дергачев, Б.А. Ельшин — Еремеев. Другое дело Ия Русскина — Кашкина, Евгения Гнедова — Валентина, Алексей Якиманский — Шаманов. Эти исполнители выстраивали отношения своих персонажей по законам «психологического театра». Здесь интересно было следить не только за перипетиями столкновений, но и за внутренней борьбой каждого с самим собой, разных «я» внутри персонажа. В начале нового столетия актерский состав театра существенно изменился. Обновился репертуар. Якиманским поставлены: «Ах, Бальзаминов» по А. Островскому, «Вид в Гельдерланде» Ю. Волкова, «Зима» Е. Гришковца. Студия, превратившаяся в Молодежный театр «Ступени», играла рождественское представление «Приходила Коляда» и спектакль «Старый дом» — композицию по сказкам Андерсена («Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Принцесса на горошине»). Здесь в качестве автора инсценировки, режиссера, сценографа, создателя костюмов выступила Н. Якиманская. А куклы и маски изготовила дочь, Алиса Якиманская. В 2005 г. в Похвистневе, на базе театра «Сад», прошел фестиваль любительских театров малых городов России. На нем выступили коллективы из Новокуйбышевска и Приволжья Самарской обл., Невьянска Свердловской, Подольска и Бугуруслана Оренбургской, Нижневартовска Тюменской обл. и Астрахани. В 2007 г. администрация города выполнила свое главное обязательство — театр получил собственное помещение в специальной пристройке к ДК. В нем выступили участники II фестиваля любительских театров малых городов России, который планируется проводить раз в два года. (А. Ш.) Лит.: Иванов В. «Сад», где растут таланты // Волжская коммуна. 1997. 6 мая; Торунова Г., Волкодаева В. Встречи в «Саду» // Самарские известия. Май; Иванов В. Народная артистка и артисты из народа // Волжская коммуна. 1998. 2 окт.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010