Саддукеи
Саддукеи
религиозно-политич. группировка в иудейском обществе 2 в. до н. э. — 1 в. н. э. Представляла интересы аристократии. С. искали союза с любой правящей властью. В религиозных вопросах С, в частности, отрицали как загробную жизнь души, так и предопределенность человеч. судьбы.
Источник: Словарь античности. 1989
Саддукеи
Саддукеи (Sadduce), группировка в древн. Иудее, оппозиционная фарисеям. Объединяли богатых землевладельцев, отличались консерватизмом. Позже, в период христианства, утратили прежнее господствующее положение. Тем не менее С. занимали неск. важных жреческих постов и пользовались большим влиянием вСинедрионе.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
САДДУКЕИ
от имени Садока, основателя династии первосвященников иерусалимского храма — религиозно-политическая группа в Иудее во II—I вв. до н. э., состоявшая из жреческой аристократии. Защищали позиции рабовладельческой верхушки. Признавали Тору (Пятикнижие) и отрицали возникавшие в тот период мессианские и эсхатологические идеи, загробную жизнь.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
саддукеи
Мф 3.7; 16.1,6,11,12; 22.23,34; Мк 12.18; Лк 20.27; Деян 4.1; 5.17; 23.6-8)-представители религиозной партии или секты, в основном из высшего класса и из священнического сословия, очень влиятельной во времена Христа. Отличие их учения от фарисейского определить трудно, кроме упомянутого в Деян 23.8, но они были вполне единодушны с ними в преследовании Христа, а затем и Его учеников. (См. фарисеи)
Саддукеи
одно из главных религиозно-политических течений в Иудее 2 в. до н.э.- 1 в. н.э. Основатель течения - некий Цадок - отрицал воскрешение из мертвых и загробную жизнь. Саддукеи отрицали также Божественное провидение, утверждая, что человек сам является причиной добра и зла. Саддукеи опирались на высшее жречество, на крупных землевладельцев, военную знать и высших чиновников. Будучи приближенными к властям, они были более подвержены эллинизации, а позднее и влиянию римской культуры.
Источник: Исторический словарь
Саддукеи
часто упоминаемая в Евангелиях иудейская секта. Основателем это секты был Садок, ученик Антигона Сохо, председателя синедриона, жившего в III веке до Рождества Христова. По учению саддукеев в будущем веке не будет ни вечных мучений, ни вечного блаженства, они отрицали существование злых духов и ангелов света, а также будущее воскресение мертвых (Евангелие от Матфея, 22, 23). Учение этих материалистовскептиков было не особенно распространенным, хотя их последователями были уважаемые и богатые люди. Иисус Христос завещал Своим ученикам «беречься закваски фарисейской и саддукейской» (Евангелие от Матфея, 16, 6).
Источник: Православная энциклопедия.
САДДУКЕИ
одна из гл. общественно-религ. группировок Иудеи во 2 в. до н.э. — 1 в. н.э. Назв. С. восходит, по-видимому, к имени первосвященника Цадока, основателя священнич. рода цадокитов. С. объед. священнич., земле-влад. и военно-служилую знать, проявл. эллинизатор. тенденции. С. выступали против Устного учения, т.е. толкования Моисеева закона, разрабатывавш. фарисеями, настаивали на строгом выполнении лишь Писаного закона (Торы); С. отрицали божеств. предопределение, существование ангелов, бессмертие души, воскресение из мертвых. Начиная с правл. Гиркана I (135 — 104 до н.э.) С. были политич. опорой династии Хасмонеев, а затем поддерж. рим. господство в Иудее.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
САДДУКЕИ
одна из гл. общественно-религ. группировок Иудеи во 2 в. до н.э. - 1 в. н.э. (см. Фарисеи, Зелоты, Сикарии и Ессеи). Назв. С. восходит, по-видимому, к имени первосвященника Цадока, основателя священнич. рода цадокитов. С. объединяли священническую, землевладельч. и военно-служилую знать, проявлявшую эллинизаторские тенденции. С. выступали против Устного учения, т.е. толкования Моисеева закона, разрабатывавшегося фарисеями, настаивали на строгом выполнении лишь Писаного закона (Торы); С. отрицали божеств. предопределение, существование ангелов, бессмертие души, воскресение из мертвых. Начиная с правления Гиркана I (135-104 до н.э.) С. были политич. опорой династии Хасмонеев, а затем поддерживали рим. господство в Иудее.
САДДУКЕИ
Мф 3:7) — Иудейская секта, часто упоминаемая в Новом Завете. По Иудейским преданиям основанием оной был Садок, ученик Антигона Сохо, председателя Иудейского синедриона, жившего в III веке до Р.Х. Вероятно, этот Садок был первосвященником в царствование Соломона, и его потомки основали означенную секту. Саддукеи учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений для праведных и нечестивых людей; отрицали бытие Ангелов и злых духов и будущее воскресение мертвых (Мф 22:23, Деян 23:8). Учение этих скептиков-материалистов было не особенно распространено, хотя некоторые из лиц, принимавших оное, были люди богатые и значительные. Впрочем, как секта, фарисеи оказывали незначительное влияние на народ. Некоторые полагают, что саддукеи принимали только Пятикнижие Моисееве, но на это нет достаточных доказательств. В Новом Завете мало говорится о саддукеях; но из немногих указаний Нового Завета ясно виден их дух и характер. Так например в Евангелии Матфея 22:23 говорится, что однажды к Иисусу “приступит саддукеи, которые говорят, что нет воскресения...” Господь Иисус Христос внушал Своим ученикам “беречься закваски фарисейской и саддукейской” (Мф 16:6,12). Саддукеи, равно как и фарисеи, были ярыми противниками Христа, и часто беседовали с Ним о предметах учения своей секты. Но с особенною силою они вооружались против апостолов, когда те проповедовали воскресение Иисуса Христа из мертвых, что наносило смертельный удар их лжеучению. Последователи саддукейской секты являлись еще в некотором числе в III столетии, и даже в VIII столетии, но более с тех пор о них уже не упоминается.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Саддукеи
Партия в Иудее во времена Иисуса Христа (Мат. 3:7; 16:1,6,11, 12; 22:23; Map. 12:18; Лук. 20:27; Деян. 4:1; 5:17; 23:6-8); в противоположность фарисеям, они, по словам Иосифа Флавия, отвергали предание старцев и придерживались только закона Моисеева. Они особенно подчеркивали свободную волю человека. Время возникновения этого учения, по Иосифу Флавию, относится к 145 г. до Р.Хр Из Нового Завета видно, что саддукеи отвергали воскресение мертвых, существование ангелов и духов (Мат. 22; Лук. 12; Лук. 20; Деян. 23). Мнение, что будто бы они признавали из всего Ветхого Завета только 5 книг Моисеевых, ничем не подтверждается. Правда, они твердо стояли на основании откровения (Св. Писания), в противоположность фарисеям, придерживавшихся также человеческих установлений, но, вероятно, из чувства оппозиции, отвергали часть того, чему учило Св. Писание В отношении к язычникам они были более терпимы, чем фарисеи и более склонны к уступкам властям. Они имели своих сторонников, главным образом, среди высших классов общества, тогда как фарисеи больше влияли на низшие слои населения. Саддукеи в особенности опирались на своих единомышленников в первосвященническом роде, так что, по Деян. 5:17, сторонники первосвященника были заодно с партией саддукеев. Следовательно, не без основания их называли чем-то вроде аристократии среди священников. Так как первосвященнический сан со времени Соломона перешел к роду священника Садока — того Садока, который остался верным Давиду и Соломону (См. «Садок») — то в имени Садок нашли естественное объяснение названия саддукеи, т.е. сторонники рода Садока или первосвященнического рода. Менее удачна попытка объяснить происхождение этого слова от одного раввина Садока или от слова «цадик», т.е. праведный.