САДКО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

САДКО
гусляр и певец, герой одноименной новгородской былины, сюжет которой получил разработку в русском искусстве XIX в.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

САДКО
купец, персонаж новгородской былины. Прообразом его, по мнению исследователей, был реальный человек Сотко Сытинец, упоминаемый в летописи в 1167 в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Новгороде. Купец Садко показан как герой-богатырь, причем подвигом представлена его торговая деятельность.
Никому не известный гусляр Садко своей энергией и удачей выбивается в богатые купцы. Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде. Два дня в торговых рядах он скупает товары, но вот на третий день приезжают московские купцы, и Садко вынужден сознаться, что ему не скупить товары со всего белого света. После этого Садко снарядил 30 кораблей и вместе с другими купцами поехал торговать; по дороге корабль вдруг остановился как вкопанный, несмотря на попутный ветер. Понял Садко, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра, жемчуга. Однако водяной требует живой жертвы. Купцы бросают жребий, и он выпадает Садко. Берет Садко гусли, спускается в море на дубовой доске и попадает в палаты морского царя, который требует, чтобы он поиграл ему на гуслях. Под звуки гуслей царь морской пустился плясать, море взволновалось, корабли стали тонуть, люди гибнуть. Тогда Николай Угодник под видом старца седого явился к Садко и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы Садко женился на морской девице. Садко вынужден согласиться. После свадебного пира Садко засыпает и просыпается в родных местах, и в это время по Волхову подъезжают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко строит церковь Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.
О. Платонов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Образ Старчища в «Садко» Н. А. Римского-корсакова в аспекте архетипичности и интертекстуальности

Верба Наталья Ивановна
Характеризуются и соотносятся с реалиями культуры различные ипостаси архетипичного образа Старчища.
Читать PDF
0.00 байт

Трансформация ценностной системы русского эпоса в опере-былине Н. А. Римского-Корсакова "Садко"

Миронов Арсений Станиславович
В статье приводятся результаты аксиологического анализа, построенного на сопоставлении различных вариантов былин о Садко и оперы-былины «Садко» композитора Н.А. Римского-Корсакова, поставленной в Мариинском театре в 1903 году.